Сегодня в моем "Клубе почемучек" в Коллективном блоге для мам я публикую ответ на вопрос мамы Галины и ее пятилетней дочки Катюши: "Откуда появился человек, когда людей еще не было?".
А здесь, у себя в блоге, я делаю перепост прошлого выпуска Клуба, в котором я отвечала на вопрос мамы Натальи и ее пятилетней дочки:
А здесь, у себя в блоге, я делаю перепост прошлого выпуска Клуба, в котором я отвечала на вопрос мамы Натальи и ее пятилетней дочки:
"Бывают ли у микробов свои микробы?"
Когда мы приходим домой с прогулки, перед тем как садится за стол или после того как наши руки касались чего-то грязного, мы обязательно моем их с мылом.
Для чего мы это делаем? Для того, чтобы избавиться от сотен и тысяч малюсеньких живых существ - микробов, - которые успели поселиться на руках. Но как ни вглядывайся, никаких живых существ мы не увидим. Дело в том, что они такие крошечные, что разглядеть их можно только при сильном увеличении.
Для чего мы это делаем? Для того, чтобы избавиться от сотен и тысяч малюсеньких живых существ - микробов, - которые успели поселиться на руках. Но как ни вглядывайся, никаких живых существ мы не увидим. Дело в том, что они такие крошечные, что разглядеть их можно только при сильном увеличении.
Впервые микробы увидел в 17 веке голландский ученый-самоучка Антони ван Левенгук. Он сам изобрел и изготовил двояковыпуклые линзы (лупу), которые увеличивали предметы в 160 раз! И был поражен, что куда бы он не посмотрел - на каплю воды, на мясо, на зубной налет, - он на всем видел мельчайшие живые существа!
Но только почти через 200 лет французский ученый Луи Пастер выдвинул теорию о том, что именно микробы вызывают заболевания.
В наше время знания о микробах значительно увеличились. Мы знаем, что слово микроб (от греч. "mikros" - маленький и "bios"- жизнь) обозначает целую совокупность мельчайших живых существ, невидимых глазу.
Они делятся на два больших вида: безъядерные (прокариоты) клетки которых не имеют ядер и с ядром (эукариоты) - те, в клетках которых есть ядро.
К первым относятся бактерии и археи (которые раньше объединяли с бактериями, а теперь выделили в отдельную группу).
Ко вторым грибы (только не те, что с ножками:), а некоторые виды микроскопических грибков, например, плесень) и протисты (простейшие одноклеточные животные, такие как амебы, инфузории и прочие).
Всех их изучает наука микробиология.
А вот вирусы, такие же крошечные возбудители многих болезней (например, знакомого всем гриппа) к микробом (как и к живым существам) не относятся, их выделяют в отдельную группу и изучает их другая наука - вирусология.
Еще мы знаем, что из всех живых существ на Земле микробов больше всего. Только одни бактерии составляют 70% всех живых организмов нашей планеты.
Они делятся на два больших вида: безъядерные (прокариоты) клетки которых не имеют ядер и с ядром (эукариоты) - те, в клетках которых есть ядро.
К первым относятся бактерии и археи (которые раньше объединяли с бактериями, а теперь выделили в отдельную группу).
Ко вторым грибы (только не те, что с ножками:), а некоторые виды микроскопических грибков, например, плесень) и протисты (простейшие одноклеточные животные, такие как амебы, инфузории и прочие).
Всех их изучает наука микробиология.
А вот вирусы, такие же крошечные возбудители многих болезней (например, знакомого всем гриппа) к микробом (как и к живым существам) не относятся, их выделяют в отдельную группу и изучает их другая наука - вирусология.
Бактерии, протисты и грибы |
Еще мы знаем, что из всех живых существ на Земле микробов больше всего. Только одни бактерии составляют 70% всех живых организмов нашей планеты.
Мы знаем, что в теле человека только десятая часть клеток его собственная, остальные клетки принадлежат микробам. Например, в кишечнике человека обитают бактерии, и общий вес их около одного килограмма!
Еще мы знаем, что микробы бывают не только вредные, но и полезные. Они необходимы везде - для образования почвы, для образования многих полезных ископаемых (например, железных руд и нефти), для жизни растений (клубеньковые бактерии живут на корнях бобовых и обогащают почву азотом), для многих жизненных функций животных и человека (например, пищеварения), для получения многих продуктов (кефира, кваса, вина, дрожжевого теста, квашенных овощей). Даже кислород, которым мы дышим, когда-то в давние-предавние времена сделали бактерии!
В наше время увидеть микробы своими глазами мы можем при помощи специального прибора - микроскопа. У нас в городе, например, каждый год при краеведческом музее организовывается выставка, на которой любой желающий может посмотреть через микроскоп на различные виды микробов и тканей. И даже на экране монитора, подключенному к электронному микроскопу, увидеть те микробы, которые живут на его руках или во рту.
Вот как выглядит мир микробов, живущих во рту моего сына:
Вот как выглядит мир микробов, живущих во рту моего сына:
Но не обязательно иметь микроскоп, чтобы увидеть микробы. Давайте попробуем сами обнаружить их прямо у нас на кухне.
Для этого нам понадобится сырое молоко.
Если его поставить в теплое место и оставить на несколько дней, то оно изменит свой вид - в нем появятся комочки, сверху отслоится прозрачная жидкость, молоко станет издавать кислый запах. Так и говорят, что "молоко скисло".
Это произошло из-за того, что в молоке всегда есть немного бактерий определенного вида - молочнокислых. В теплой среде они начинают быстро размножаться.
Новые бактерии рождаются не как у животных и людей - детки от мамы,- а просто взрослая особь делится на две совершенно одинаковые, которые тут же начинают расти, а когда вырастут до взрослого состояния, то опять делятся.
Из одной бактерии получаются две, из этих двух - четыре, из четырех - восемь и т.д. И за несколько дней в нашем молоке их поселяются миллионы! Все они живут, двигаются, размножаются. В результате их деятельности в молоке начинается процесс брожения и в нем появляется много молочной кислоты. Что мы и наблюдаем.
Если его поставить в теплое место и оставить на несколько дней, то оно изменит свой вид - в нем появятся комочки, сверху отслоится прозрачная жидкость, молоко станет издавать кислый запах. Так и говорят, что "молоко скисло".
Это произошло из-за того, что в молоке всегда есть немного бактерий определенного вида - молочнокислых. В теплой среде они начинают быстро размножаться.
Новые бактерии рождаются не как у животных и людей - детки от мамы,- а просто взрослая особь делится на две совершенно одинаковые, которые тут же начинают расти, а когда вырастут до взрослого состояния, то опять делятся.
Из одной бактерии получаются две, из этих двух - четыре, из четырех - восемь и т.д. И за несколько дней в нашем молоке их поселяются миллионы! Все они живут, двигаются, размножаются. В результате их деятельности в молоке начинается процесс брожения и в нем появляется много молочной кислоты. Что мы и наблюдаем.
Скисшее молоко |
Кстати, что-то подобное происходит и когда квасят капусту, и когда делают дрожжевое тесто - все эти процессы вызывают микробы.
Возьмем муку, воду и сухие дрожжи и замесим тесто. Оставим его на несколько часов около батареи. После этого заглянем в посуду - в тесте образовались пузырьки и оно "подошло" - увеличилось в размерах. Это и есть результат работы микробов - дрожжей рода Saccharomyces cerevisiae.
Возьмем муку, воду и сухие дрожжи и замесим тесто. Оставим его на несколько часов около батареи. После этого заглянем в посуду - в тесте образовались пузырьки и оно "подошло" - увеличилось в размерах. Это и есть результат работы микробов - дрожжей рода Saccharomyces cerevisiae.
Дрожжевое тесто |
Другой вид микробов - грибки, - мы тоже можем увидеть у нас на кухне.
Если надолго оставить какой-нибудь кусочек еды в теплом, темном и влажном месте (а именно такие места микробы любят больше всего), то на нем образуется плесень. Чтобы вырастить плесень, мы взяли кусочек хлеба, положили ее в полиэтиленовый пакет и плотно закрыли. Через день на хлебе появились зеленые точечки и пушистые белые нити. Это и есть грибок плесени.
Откуда она взялась на хлебе, ведь пакет был крепко закрыт?
Дело в том, что в воздухе вокруг нас всегда находится какое-то количество микроскопических спор ("семян") плесени. Они столь малы, что не видны без микроскопа.
Споры попадают во все щели, на все вещи и продукты. Если условия для этих спор хорошие, то они начинают расти, и получается плесень. Она собирается в такие большие островки, что их уже становится видно невооруженным глазом. Есть такие продукты с плесенью нельзя - грибок выделяет токсины (яды) опасные для здоровья человека. Заплесневелый продукт надо сразу же выкидывать.
Не поможет просто стереть плесень или отрезать плохой кусок - ведь то, что мы видим на поверхности, это еще не вся колония! Токсинами заражен весь продукт. И при нагревании грибок почти не разрушается, поэтому термообработка тут не поможет(((
Если надолго оставить какой-нибудь кусочек еды в теплом, темном и влажном месте (а именно такие места микробы любят больше всего), то на нем образуется плесень. Чтобы вырастить плесень, мы взяли кусочек хлеба, положили ее в полиэтиленовый пакет и плотно закрыли. Через день на хлебе появились зеленые точечки и пушистые белые нити. Это и есть грибок плесени.
Плесень на хлебе |
Дело в том, что в воздухе вокруг нас всегда находится какое-то количество микроскопических спор ("семян") плесени. Они столь малы, что не видны без микроскопа.
Споры попадают во все щели, на все вещи и продукты. Если условия для этих спор хорошие, то они начинают расти, и получается плесень. Она собирается в такие большие островки, что их уже становится видно невооруженным глазом. Есть такие продукты с плесенью нельзя - грибок выделяет токсины (яды) опасные для здоровья человека. Заплесневелый продукт надо сразу же выкидывать.
Не поможет просто стереть плесень или отрезать плохой кусок - ведь то, что мы видим на поверхности, это еще не вся колония! Токсинами заражен весь продукт. И при нагревании грибок почти не разрушается, поэтому термообработка тут не поможет(((
Ну а что же с нашим вопросом? Болеют ли сами микробы? Надо ли им самим "мыть руки"? Ответ: да!
Хотя микробы такие маленькие, что любые частицы грязи гораздо больше их и просто не могут их испачкать, но на микробы все-таки могут "прицепляться" другие микроскопические частицы и вызывать у них болезнь.
Например, есть целая большая группа вирусов - бактериофаги. Их название говорит само за себя: оно переводится с греческого как "пожиратели бактерий". Бактериофаги проникают внутрь бактерии и вызывают ее разрушение.
Совсем недавно медицина научилась использовать это для того, чтобы с помощью специально подобранных бактериофагов лечить людей от болезней, вызываемых вредными бактериями.
Хотя микробы такие маленькие, что любые частицы грязи гораздо больше их и просто не могут их испачкать, но на микробы все-таки могут "прицепляться" другие микроскопические частицы и вызывать у них болезнь.
Например, есть целая большая группа вирусов - бактериофаги. Их название говорит само за себя: оно переводится с греческого как "пожиратели бактерий". Бактериофаги проникают внутрь бактерии и вызывают ее разрушение.
Совсем недавно медицина научилась использовать это для того, чтобы с помощью специально подобранных бактериофагов лечить людей от болезней, вызываемых вредными бактериями.
Бактериофаг |
А на десерт я предлагаю сделать съедобные микробы. Эту необычную идею я подсмотрела в блоге у Даны. Мы сделаем две модели клетки: бактерию и какого-нибудь простейшего. Для этого нам понадобится желе, крупный фрукт (у нас это половинка замороженного абрикоса), волокна от шкурки банана, небольшие кусочки других фруктов.
Сделаем желе и разольем его в две формочки. Само желе - это цитоплазма. Ее отделяет от внешней среды клеточная мембрана - посудина.
Первая наша клетка будет бактерией. У нее нет ядра, а генетическая информация представляет собой замкнутую цепочку ДНК, спутанную в клубок (смоделируем это волокнами от банана), которая находится в центре клетки - это нуклеоид.
Вторая клетка будет клеткой простейшего. В середину мы положим абрикос - это ядро клетки. И в заключение в обе "клетки" добавим небольшие кусочки других фруктов, которые станут символизировать все прочие органеллы - рибосомы, митохондрии и прочее, что этой клетке полагается.
Когда желе застынет, дети смогут съесть эти микробы. Почти как бактериофаги "съедают" настоящие:)
Сделаем желе и разольем его в две формочки. Само желе - это цитоплазма. Ее отделяет от внешней среды клеточная мембрана - посудина.
Первая наша клетка будет бактерией. У нее нет ядра, а генетическая информация представляет собой замкнутую цепочку ДНК, спутанную в клубок (смоделируем это волокнами от банана), которая находится в центре клетки - это нуклеоид.
Вторая клетка будет клеткой простейшего. В середину мы положим абрикос - это ядро клетки. И в заключение в обе "клетки" добавим небольшие кусочки других фруктов, которые станут символизировать все прочие органеллы - рибосомы, митохондрии и прочее, что этой клетке полагается.
Когда желе застынет, дети смогут съесть эти микробы. Почти как бактериофаги "съедают" настоящие:)
Съедобные микробы |
Другие опыты и эксперименты, которые можно делать прямо на кухне, можно посмотреть здесь: Откуда пенка на молоке?, Почему масло тает? (опыты с агрегатным состоянием и температурой плавления), Почему вода в море соленая (опыты с солью), Почему молоко белое (6 опытов с молоком), Почему фрукты в банке кажутся большими, чем на самом деле (опыты с преломлением), Почему оладьи получаются круглыми (опыты с поверхностным натяжением жидкостей)?, На каком хлебе плесень растет быстрее? (сравнительный эксперимент по выращиванию плесени), Что горячее: горячий чай с холодным молоком или холодный чай с горячим молоком?, Как люди научились печь хлеб (повторяем древний технологический процесс), Опыты с куриным яйцом
А чтобы я ответила на ваши вопросы, вступайте в Клуб и задавайте их!
Для этого надо:
1) Поставить баннер на боковую панель вашего блога или сайта (код баннера можно взять, перейдя на страницу "Клуба почемучек"), а если блога нет, то дать ссылку на страницу Клуба в своих соц. сетях.
2) Прислать ваш вопрос мне на почту tavika2000 @ yandex.ua (убрать пробелы) с пометкой "Клуб почемучек".
Подписаться на новости моего блога и получать в том числе и сообщения о выходе новых постов "Клуба почемучек" можно прямо тут, заполнив форму рассылки.
Использованные материалы:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Бактерииhttp://ru.wikipedia.org/wiki/Микроорганизмы
http://ru.wikipedia.org/wiki/Бактериофаги
http://medbookaide.ru/books/fold9001/book2046/p1.php
http://biolicey2vrn.ucoz.ru/index/stroenie_i_zhiznedejatelnost_bakterij/0-18
http://www.topauthor.ru/CHto_takoe_mikrobi_978e.html
http://potomy.ru/fauna/565.html
Так здорово и понятно. И где были мои учителя по биологии? На таких примерах любой ребенок разберется. А мы так мучались с школе.
ОтветитьУдалитьВ защиту учителей можно сказать, что им важно объяснит подробности, термины и т.п. А мы тут по-детски, "на пальцах" учимся :)
УдалитьСпасибо за рассказ! Очень впечатлил бактериофаг. Это фантазия или реальная модель?
ОтветитьУдалитьЭто реальная модель вируса. Правда, на космический аппарат похож? Реальность часто интереснее фантазии.
УдалитьСогласна. В точку)).
ОтветитьУдалитьОбалденное занятие, записала в нашу копилочку идей! Обязательно покажу сынуле фото микробов. А съедобные микробы это вообще писк восторга!
ОтветитьУдалитьУ меня предыдущий коммент опять пропал. Мне кажется, твой блог не любит OpenID, буду писать тебе просто именные комменты.
За съедобных микробов тебе спасибо! Я с них и начала твой блог читать :)
УдалитьОчень интересная темка получилась! Уже сама постановка вопроса - неординарная:) Здорово, когда дети могут учиться на таком доступном и увлекательном материал!Спасибо, Таня, за очередную "серию" захватывающего путешествия в мир науки и природы!
ОтветитьУдалитьПризнаться, я не знала ответа на вопрос - пришлось разбираться сначала самой:)
УдалитьОтличный материал - почитаю внучке, ей интересен микромир
ОтветитьУдалитьЯ очень рада, что вашей внучке пригодится:) Пусть растет умненькая и здоровенькая :)
УдалитьЕще можно добавить, что в микромире есть паразиты: мелкие используют более крупных, например, бактерии хламидии используют одноклеточных трихомонад как "лошадок", чтобы передвигаться на них "верхом" по организму. (У трихомонад есть 2 усика впереди и хвостик-сзади, что позволяет им хорошо маневрировать)
ОтветитьУдалитьСпасибо за дополнение!
Удалить