среда, 3 июля 2013 г.

"Послание в бутылке" - пример развивающего занятия "из ничего"

послание в бутылке
Чем с пользой занять ребенка во время вынужденного сидения дома в дождливую погоду? Помните,  как пели дети в знаменитом мультике "Кот в колпаке":
А дождь идёт, а дождь идёт,
А дождь идёт неделю.
Куда теперь пойти гулять
И чем себя занять?
Все книжки читаны сто раз,
Игрушки надоели.
Как скучно нам, как скучно нам,
Как скучно нам скучать!

У нас третьи сутки идут дожди, да еще и Витя - постоянный напарник в играх, - уехал в лагерь. Приходится сидеть дома и скучать.
Когда мы выглянули из окна после очередного ливня, то увидели, что мы оказались отрезанными от  "большой земли". Улица перед домом превратилась в полноводную реку, а пространство перед нашим подъездом - в небольшое озеро. Катя была счастлива: "Наводнение!"


лужа у подъезда
Вид из нашего окна

Сразу же вспомнился поросенок Пятачок, который оказался заперт во время наводнения в своем домике. Вспомнилось, как он написал "Спаслание" и отправил его в бутылке.
Катя тоже решила делать бутылку с запиской.
Но когда она нарисовала и наклеила на свою бутылку хорошенькую этикетку "Морская почта", ей стало жалко ее бросать в реку под окном - ведь этикетка испортится!
Поэтому записки было решено переправлять из ее комнаты в мою - как будто это переписываются котенок (Катя) и ее щеночек (от имени которого писала я).
А дальше началась увлекательная игра: Катя без устали бегала взад-вперед с посланиями в бутылке, старательно писала записки и отвечала в них на мои вопросы. 

морская почта
Записки, пибывшие с "морской почтой"

Сначала я думала, что ее энтузиазма надолго не хватит, поэтому просто провоцировала Катю писать предложения подлиннее, чтобы заодно дать ей возможность попрактиковаться в "правильнописании". Но, поняв, что эта забава увлекла ее не на шутку, я добавила в игру развивающий элемент. В записках я от имени щеночка задавала ей разные вопросы, подходящие по сюжету. А Катя с удовольствием на них отвечала и помогала щеночку решить его проблемы.

В результате, мы попрактиковались и в русском языке, и в математике, и в логике. И все это исподволь. Для меня тут было самое главное не сбить Катин игровой настрой: чтобы все задания и вопросы вытекали из логики ее игры естественно и не давали ей возможности почувствовать "подвох". Ведь мы играли, а не занимались ;) В результате на улице опять идет дождь, а Катя опять играет в "Морскую почту" - третий день подряд!

Все это я пишу как пример того, что буквально из ничего можно сделать увлекательное развивающие занятие. Таких схем и сюжетов может быть множество. И не надо ни подготовки, ни реквизита, ни постоянного присутствия мамы - ничего. Только аккуратное вплетение развивающего контента в тот сюжет, который предлагает ребенок.





А вот тут можно посмотреть пример другого подхода к подготовке развивающих занятий - целая развивающая неделька для юных моряков с играми, поделками и  разнообразными заданиями: "Развивающая неделька "Моряк"


И еще поделки из бутылок и банокФильтр для водыПесочные часы,  АквалангВодяные часы - клепсидра"Вояджер",   кормушка из пятилитровой бутылки и кормушка-хлебопроводХодулиВодяная ракета из пластиковой бутылкиИгрушки Кати-2,  Самодельные музыкальные инструментыкарандашницы-роботыЭко-поделка "Медуза в бутылке"Лабиринт для хомяка















19 комментариев:

  1. Блестящая идея!
    У нас тоже погода расплакалась ))) Правда сегодня пасмурно, но уже без дождей.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Зато наиграемся дома, а то все на улице и на улице;)

      Удалить
  2. Татьяна, как всегда очень интересные задания!!
    хорошо, что вы такая выдумщица!!!
    очень хочется поучаствовать в вашем конкурсе, но во Франции каникулы еще на начались- последняя неделя идет, так что потом будем думать

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ничего, конкурс ведь идет все лето. Буду ждать вашей работы :)

      Удалить
  3. Таня, прекрасный комплексный подход: яркий пример интегрированного урока в самую непогодь на дому!

    ОтветитьУдалить
  4. Здорово! Как ты Таня умеешь из ничего сделать что-то))) и так здорово это под развивашку подогнать. У меня пока не получается. Если мы с Сеней играем, то выходит просто игра, и никакого занятия)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Маша, скажу честно, я из тех мам, которые не могут до конца включиться в игру с ребенком. Мне скучно просто так катать машинки или кормить кукол. Но когда я ввожу тихонечко и незаметно элементы занятия в игры, мое времяпровождение сразу приобретает для меня смысл и больше не тяготит.

      Удалить
    2. Да у меня тоже так, и меня просто игра тяготит. Но так вот быстро и интересно развивалку присоединить, редко выходит.)

      Удалить
  5. Таня, интересная задумка, такие игры из ничего обычно самыми занимательными и получаются:)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Точно. Думаю, из-за того, что они естественно из ситуации вытекают. В обычном занятии ведущий взрослый, а в такой игре - ребенок. Поэтому ему гораздо интереснее.

      Удалить
  6. Сколько фантазии! Я бы не догадалась наверное!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо Кате - моей музе в придумывании игр и развлечений :)

      Удалить
  7. Какая замечательная полезная идея! Шикарная находка для пиратской программы! Таня, спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я буду рада, если ты эту игру где-нибудь используешь :)

      Удалить
  8. Ох и размокропогодилась у вас погода - и правда потоп! С морской почтой - это здорово у вас получилось. Здорово! Главное, что само собой (ну почти-почти ;) )А я вспомнила, как мы играли, когда Асе было года полтора - она у нас была почтальоном, курсировала по всему участку между занятыми взрослыми и приносила нам ласковые, добрые слова и пожелания. Любимая игра была одно время! Таким способом можно было успеть горы свернуть по хозяйству :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да-да, дети любят быть "почтальонами", свою значимость чувствовать))) Моя до сих пор так играет - бегает и передает сообщения из кухни в комнату. А я пока ужин жарю)))

      Удалить
  9. Таня, отличная идея! Мне всегда нравится, когда детки с таким энтузиазмом играю и самое главное не понимают, сколько всего они выучить могут :)

    ОтветитьУдалить

Чтобы оставить комментарий*, напишите текст в окошке и выберите в "Подписи комментария" профиль из любого вашего аккаунта. Если вы нигде не зарегистрированы, выбирайте Имя/URL и просто вводите свое имя - оно отобразится в подписи.

*Оставляя комментарий вы тем самым подтверждаете свое согласие с Политикой конфиденциальности сайта tavika.ru