В сегодняшнем выпуске я буду отвечать на вопрос мамы
Риты и ее дочки Ани: "Почему абрикосы в банке кажутся большими?"
Во время закатки абрикос на зиму, Рита с Аней заметили, что в банке размеры фруктов значительно увеличились. Думаю, многие дети во время купания в ванной или на море тоже замечали, что размеры под водой кажутся больше, чем на самом деле. Кроме того, те, кто хоть раз пытался что-нибудь достать из-под воды замечал, что расстояния в воде обманчивы. Почему так происходит, я и расскажу в сегодняшнем занятии.
Давайте проведем опыт и проверим, действительно ли предметы увеличиваются? Абрикосового компота дома у нас не нашлось, поэтому мы взяли вместо них небольшие мячики.
Виновато во всем преломление света. Хотя выпуклый бок банки тоже вносит свой вклад. Он дополнительно увеличивает и к тому же искривляет изображения предметов, расположенных внутри банки. Но как мы узнали, это вклад не так значителен, как то, что дает преломление света в воде.
Что же такое это самое "преломление"?
Преломление света - это изменение направления распространения света при прохождении через границу раздела двух сред. А если сказать проще, то происходит следующее. Лучи солнечного света, падая на банку и абрикосы в ней, отражаются, и часть этих отраженных лучей попадает нам в глаз. Под воздействием света сетчатка глаза (специальный светочувствительный слой) посылает сигналы в мозг, и там формируется изображение банки с абрикосами. А мы говорим "глаз видит". Лучи света обычно попадают к нам в глаз по воздуху. Без всяких отклонений. Поэтому мы видим предметы такими, какие они есть. Но если лучик проходит через разные среды (т.е. разные вещества: например, воздух и воду, воду и стекло и т.д.), то он отклоняется от своего пути. И попадает на сетчатку глаза не там, где должен быть, а чуть-чуть в стороне. Вот и получается, что мы видим предмет чуть-чуть больше (или меньше, это уже от сред зависит), чем он есть на самом деле.
Давайте познакомимся поближе с преломлением света в разных средах и проведем несколько простых и эффектных опытов. демонстрирующих его свойства.
Опыт 1. Палочка сломалась?
Самое простое - это опустить в стакан с водой палочку или ложку и посмотреть, что с ней случилось. Она сломалась? Нет, это и есть "преломление". Лучи света от той части соломинки, которая находится над водой формируют изображение соломинки в глазу немного дальше, чем те, которые идут от подводной части. Вот и получается, что эти две части перестали совпадать.
Опыт 2. Как сделать видимым дно чашки?
Второй опыт даже не опыт, а фокус. Попросите малыша приклеить кусочек пластилина ко дну чашки (1). Пусть он сядет так, чтобы дно чашки и приклеенный кусочек ему не были видны (2). И объявите ему, что вы сможете с помощью волшебной воды сделать так, что он увидит кусочек пластилина не сходя с места. Раз-два-три, наливаем воды. Кусочек пластилина и вправду стал виден! Спросите малыша, понял ли он, как это произошло? Все дело опять в преломлении света на границе воздух-вода. Сначала лучи света от пластилина в глаз не попадали, им мешал бортик чашки. А когда мы налили воду, они стали отклонятся и проходить выше бортика чашки. Поэтому и пластилин стал виден.
Опыт 3. Преломление в разных средах
Преломление может происходить не только на границе вода-воздух, но и масло-воздух. например. Давайте посмотрим, одинаково ли это происходит? Нальем в один стаканчик воду, в другую растительное масло и положим в стаканчики одинаковые палочки.
Если присмотреться, то мы увидим, что в масле палочка "искривилась" сильнее, чем в воде. Значит, на границе масло-воздух свет преломляется сильнее, чем на границе вода-воздух. Физики в таких случаях говорят, что у масла коэффициент преломления выше, чем у воды. Посмотрим в специальных таблицах, то увидим, что так оно и есть. У воды коэффициент преломления - 1,334, а у подсолнечного масла - 1,47. У воздуха коэффициент преломления практически равен единице (а точнее, 1,000292), у стекла 1,5 - 1,6.
Мы видим прозрачные предметы только благодаря тому, что коэффициенты преломления воздуха и материала из которого они состоят (стекло, пластик, вода) различаются. Если бы мы сделали прозрачный материал, коэффициент преломления которого такой же как у воздуха, то он стал бы полностью невидимым!
В одном детективном романе преступник так спрятал бриллиант, что его не могли найти полицейские сыщики. И только частный детектив догадался, что бриллиант лежит в аквариуме, где он совершенно не виден. Это могло произойти, если бриллиант был такой чистоты, что его коэффициент преломления совпал с коэффициентом преломления воды. Если у вас дома есть бриллианты, то можете попробовать сами провести такой опыт :) У нас нашелся только пластмассовый прозрачный кристалл, но при опускании его в воду он был прекрасно виден.
Но если взять более подходящие среды, то может получиться очень интересный опыт.
Опыт 4. Фокус с исчезающим стаканом.
Нам понадобится:
Прозрачные стаканы - большой и маленький (маленький должен помещаться в большом)
Подсолнечное масло.
Демонстрация:
1. Берем маленький стакан, наполняем маслом и ставим его в большой. Стакан прекрасно видно, не правда ли?
2. А теперь под слова заклинания начинаем доливать масло, пока оно не заполнит и большой стакан и не накроет маленький
3. Мы видим, что маленький стакан полностью исчез, растворился в большом стакане с маслом. Как такое может быть?!
Объяснение опыта:
Конечно, никуда маленький стакан не исчез. Просто он стал невидимым в масле. Спросите малыша, почему? Правильно, потому что коэффициент преломления стекла и подсолнечного масла почти одинаковые.
Надеюсь, Рите с Аней понравятся эти опыты и фокусы :)
А на следующей неделе я буду отвечать на вопрос "Что быстрее, машина или поезд?". Не пропустите очередной выпуск "Клуба почемучек"!
Другие опыты и эксперименты, которые можно делать прямо на кухне, можно посмотреть здесь: Откуда пенка на молоке?, Почему масло тает? (опыты с агрегатным состоянием и температурой плавления), Почему вода в море соленая (опыты с солью), Почему молоко белое (6 опытов с молоком), Почему фрукты в банке кажутся большими, чем на самом деле (опыты с преломлением), Почему оладьи получаются круглыми (опыты с поверхностным натяжением жидкостей)?, На каком хлебе плесень растет быстрее? (сравнительный эксперимент по выращиванию плесени), Что горячее: горячий чай с холодным молоком или холодный чай с горячим молоком?, Как люди научились печь хлеб (повторяем древний технологический процесс), Опыты с куриным яйцом
Материалы по теме:
Во время закатки абрикос на зиму, Рита с Аней заметили, что в банке размеры фруктов значительно увеличились. Думаю, многие дети во время купания в ванной или на море тоже замечали, что размеры под водой кажутся больше, чем на самом деле. Кроме того, те, кто хоть раз пытался что-нибудь достать из-под воды замечал, что расстояния в воде обманчивы. Почему так происходит, я и расскажу в сегодняшнем занятии.
Давайте проведем опыт и проверим, действительно ли предметы увеличиваются? Абрикосового компота дома у нас не нашлось, поэтому мы взяли вместо них небольшие мячики.
Материалы для опыта |
Измеряем линейкой видимую ширину мячика (чтобы плоской линейкой измерить выпуклый шарик, надо во время измерения зажмурить один глаз) |
Если малыш еще не умеет измерять по линейке, можно для наглядности взять бумажную полоску и отмечать ширину маркером) |
Кладем мячик в пустую банку и сравниваем его ширину с отметкой на бумажке. Его размер остался практически тем же, что и был. Значит, сама банка тут не важна. |
Доливаем в банку воду и снова проверяем ширину. Видимый размер мячика значительно увеличился! Он "вырос" где-то на четвертинку. И все благодаря тому, что мы смотрим на него через воду. |
Да и без измерений видно, что шарики в банке стали выглядеть гораздо больше |
Виновато во всем преломление света. Хотя выпуклый бок банки тоже вносит свой вклад. Он дополнительно увеличивает и к тому же искривляет изображения предметов, расположенных внутри банки. Но как мы узнали, это вклад не так значителен, как то, что дает преломление света в воде.
Что же такое это самое "преломление"?
Преломление света - это изменение направления распространения света при прохождении через границу раздела двух сред. А если сказать проще, то происходит следующее. Лучи солнечного света, падая на банку и абрикосы в ней, отражаются, и часть этих отраженных лучей попадает нам в глаз. Под воздействием света сетчатка глаза (специальный светочувствительный слой) посылает сигналы в мозг, и там формируется изображение банки с абрикосами. А мы говорим "глаз видит". Лучи света обычно попадают к нам в глаз по воздуху. Без всяких отклонений. Поэтому мы видим предметы такими, какие они есть. Но если лучик проходит через разные среды (т.е. разные вещества: например, воздух и воду, воду и стекло и т.д.), то он отклоняется от своего пути. И попадает на сетчатку глаза не там, где должен быть, а чуть-чуть в стороне. Вот и получается, что мы видим предмет чуть-чуть больше (или меньше, это уже от сред зависит), чем он есть на самом деле.
Давайте познакомимся поближе с преломлением света в разных средах и проведем несколько простых и эффектных опытов. демонстрирующих его свойства.
Опыт 1. Палочка сломалась?
Самое простое - это опустить в стакан с водой палочку или ложку и посмотреть, что с ней случилось. Она сломалась? Нет, это и есть "преломление". Лучи света от той части соломинки, которая находится над водой формируют изображение соломинки в глазу немного дальше, чем те, которые идут от подводной части. Вот и получается, что эти две части перестали совпадать.
Демонстрация преломления света |
Опыт 2. Как сделать видимым дно чашки?
Второй опыт даже не опыт, а фокус. Попросите малыша приклеить кусочек пластилина ко дну чашки (1). Пусть он сядет так, чтобы дно чашки и приклеенный кусочек ему не были видны (2). И объявите ему, что вы сможете с помощью волшебной воды сделать так, что он увидит кусочек пластилина не сходя с места. Раз-два-три, наливаем воды. Кусочек пластилина и вправду стал виден! Спросите малыша, понял ли он, как это произошло? Все дело опять в преломлении света на границе воздух-вода. Сначала лучи света от пластилина в глаз не попадали, им мешал бортик чашки. А когда мы налили воду, они стали отклонятся и проходить выше бортика чашки. Поэтому и пластилин стал виден.
Как сделать видимым дно чашки при помощи преломления |
Опыт 3. Преломление в разных средах
Преломление может происходить не только на границе вода-воздух, но и масло-воздух. например. Давайте посмотрим, одинаково ли это происходит? Нальем в один стаканчик воду, в другую растительное масло и положим в стаканчики одинаковые палочки.
В разных жидкостях преломление разное |
Если присмотреться, то мы увидим, что в масле палочка "искривилась" сильнее, чем в воде. Значит, на границе масло-воздух свет преломляется сильнее, чем на границе вода-воздух. Физики в таких случаях говорят, что у масла коэффициент преломления выше, чем у воды. Посмотрим в специальных таблицах, то увидим, что так оно и есть. У воды коэффициент преломления - 1,334, а у подсолнечного масла - 1,47. У воздуха коэффициент преломления практически равен единице (а точнее, 1,000292), у стекла 1,5 - 1,6.
Мы видим прозрачные предметы только благодаря тому, что коэффициенты преломления воздуха и материала из которого они состоят (стекло, пластик, вода) различаются. Если бы мы сделали прозрачный материал, коэффициент преломления которого такой же как у воздуха, то он стал бы полностью невидимым!
В одном детективном романе преступник так спрятал бриллиант, что его не могли найти полицейские сыщики. И только частный детектив догадался, что бриллиант лежит в аквариуме, где он совершенно не виден. Это могло произойти, если бриллиант был такой чистоты, что его коэффициент преломления совпал с коэффициентом преломления воды. Если у вас дома есть бриллианты, то можете попробовать сами провести такой опыт :) У нас нашелся только пластмассовый прозрачный кристалл, но при опускании его в воду он был прекрасно виден.
Но если взять более подходящие среды, то может получиться очень интересный опыт.
Опыт 4. Фокус с исчезающим стаканом.
Нам понадобится:
Прозрачные стаканы - большой и маленький (маленький должен помещаться в большом)
Подсолнечное масло.
Демонстрация:
1. Берем маленький стакан, наполняем маслом и ставим его в большой. Стакан прекрасно видно, не правда ли?
2. А теперь под слова заклинания начинаем доливать масло, пока оно не заполнит и большой стакан и не накроет маленький
3. Мы видим, что маленький стакан полностью исчез, растворился в большом стакане с маслом. Как такое может быть?!
Фокус с исчезновением стакана |
Объяснение опыта:
Конечно, никуда маленький стакан не исчез. Просто он стал невидимым в масле. Спросите малыша, почему? Правильно, потому что коэффициент преломления стекла и подсолнечного масла почти одинаковые.
Надеюсь, Рите с Аней понравятся эти опыты и фокусы :)
А на следующей неделе я буду отвечать на вопрос "Что быстрее, машина или поезд?". Не пропустите очередной выпуск "Клуба почемучек"!
Другие опыты и эксперименты, которые можно делать прямо на кухне, можно посмотреть здесь: Откуда пенка на молоке?, Почему масло тает? (опыты с агрегатным состоянием и температурой плавления), Почему вода в море соленая (опыты с солью), Почему молоко белое (6 опытов с молоком), Почему фрукты в банке кажутся большими, чем на самом деле (опыты с преломлением), Почему оладьи получаются круглыми (опыты с поверхностным натяжением жидкостей)?, На каком хлебе плесень растет быстрее? (сравнительный эксперимент по выращиванию плесени), Что горячее: горячий чай с холодным молоком или холодный чай с горячим молоком?, Как люди научились печь хлеб (повторяем древний технологический процесс), Опыты с куриным яйцом
Подписаться на новости блога можно прямо тут, заполнив форму рассылки.
После этого вам на почту будут приходить ссылки на новые выпуски "Клуба почемучек" и сообщения о том, что интересного происходит в блоге.
- Показатель преломления (http://fotoatelier.ru/p/1342-pokazatel-prelomleniya.html)
- Преломление. Википедия (http://ru.wikipedia.org/wiki/Преломление)
- Свет в воде (http://sub.bestnet.ua/magazin/magazin_3/theor.html)
Замечательные опыты! они будут интересны и детям старшего возраста!
ОтветитьУдалитьСпасибо! По крайней мере, на моего Витю в его 13 лет сильное впечатление произвело исчезновение стакана в растительном масле:)
УдалитьТанюшка! Спасибо огромное за Ваши опыты. Мы с наслаждением все перечитали, а вечером будем экспериментировать. Вы даже не представляете, сколько радости у нас двоих было!!!!! Мы прыгали, кричали от восторга, что именно на наш вопрос Вы ответили. Спасибо еще раз Вам за то,что Вы унас есть. Ниииииизкий Вам поклон.
ОтветитьУдалитьЯ очень-очень рада, что вам понравилось и было интересно! Удачных вам опытов и жду от вас новых вопросов в мой Клуб!
УдалитьЗамечательные опыты!Спасибо!
ОтветитьУдалитьРада, что понравилось! :)
УдалитьТаня, спасибо!!! этот вопрос всегда меня мучал, когда я была ребенком, особенно, когда купалась и ноги в ванной рассматривала )
ОтветитьУдалитьКак здорово, что, получается, я и на твой вопрос ответила :)
УдалитьЗдравствуйте! Очень здорово! А где бы мы могли задать с сыном Робертом вопрос? Почему блины(оладушки) получаются круглые? Как раз вчера их жарили.
ОтветитьУдалитькак всегда поторопились, сейчас все исправим сами.
УдалитьВсе в порядке :) Вопрос ваш принимаю, с удовольствием сделаю на него ответ :)
УдалитьКак интересно! Оособенно понравились фокусы с пластилином и исчезающим стаканом.
ОтветитьУдалитьМы с детьми тоже больше всего любим опыты в виде фокусов :)
УдалитьВ части "преломление" нарисован ход луча переходящего из воды в воздух. На рисунке луч падающий нормально на границу раздела преломляется и выходит из воды под некоторым углом к прежнему направлению луча. Это не верно так как при угле падения 0 градусов к нормали угол преломления тоже будет равен 0.
ОтветитьУдалитьОх... Это просто рисунок, призванный дать понятие ребенку 4 года, что происходит. Приблизительно. Я его постаралась сделать просто НАГЛЯДНО, так, чтобы ребенок с первого взгляда понял смысл происходящего. Вы еще скажите, что на лучах не бывает стрелочек :)
Удалить