Открывается еще одна страничка "Волшебной книги", которую мы читаем вместе с семьей Варежкиных из проекта "Вперед в Новый год!". И на этой страничке я собрала для вас самые простые и интересные эксперименты и опыты со льдом. Ведь сейчас зима - самое время заняться изучением свойств льда!
Итак, сегодня мы с вами узнаем ответы на вопросы:
Итак, сегодня мы с вами узнаем ответы на вопросы:
- действительно ли вода при замерзании расширяется?
- почему продукты после разморозки выглядят не так, как до нее?
- плавает ли лед?
- зачем на лед сыплют соль?
- все ли жидкости замерзают?
- как быстрее остудить горячий чай?
- как получить мороз -30 градусов без холодильника?
- что такое "эффект Мпембы"?
и некоторые другие...
А для этого мы будем одевать лед в шубу, делать ледяные кораблики, устраивать ледяную рыбалку, примораживать кружку к подставке, а может быть даже сделаем мороженое или домашний творожок.
Нам понадобятся:
Кусочки льда, шуба (или другая теплая одежда), фольга, полиэтиленовый пакет, бумага, ткань.
Ход эксперимента:
Спросите малыша, если льдинку положить в шубу, она растает быстрее? А вовсе нет! Попробуйте, и убедитесь сами: возьмите два кусочка льда, положите их в пластиковые пакеты (чтобы тающая вода не замочила шубу). Один из них заверните в шубу, другой оставьте лежать на открытом воздухе (это будет контрольный экземпляр). И наблюдайте, что с ними происходит. Когда лед на открытом воздухе уже заметно подтает, разверните шубу - вы увидите, что льдинка в ней тает гораздо медленнее. У нас льдинка на воздухе растаяла полностью за полчаса, а льдинка, "одетая в шубу", сохранялась в течении 3 часов!
1. Два одинаковых пакетика с кубиками льда до начала опыта 2. Эти же пакетики после окончания опыта: слева тот, что был в шубе, справа - тот, что был без шубы |
Если малыша заинтересовал этот опыт, предложите ему устроить соревнование между льдинками: заверните их в разные материалы (полиэтилен, газету, фольгу, ткань) и проверьте - в каких лед тает быстрее, а в каких медленнее. Сделайте выводы о теплопроводности этих материалов (см. теорию, данную ниже).
1. Материалы для опыта. 2. Заворачиваем в них кусочки льда 3. Через некоторое время разворачиваем их и сравниваем |
Теория:
Существует такое физическое понятие как теплопроводность. Все предметы в мире обмениваются своим теплом друг с другом и с окружающей средой. И все на свете стремится оказаться в температурном равновесии, сравнять свою температуру с соседями. Чтобы не было вокруг ни теплого, ни холодного, а все стало одинаковым. Если поставить чашку с горячим чаем, и подождать некоторое время, то температура чая вскоре сравняется с температурой окружающего воздуха. Чай остынет, но в это же самое время воздух в кухне чуть-чуть нагреется. А если поставить чашку с холодным молоком, то молоко нагреется - тепло от воздуха передастся ему. Молоко потеплеет, а воздух в кухне чуть-чуть остынет. И их температура сравняется.
Если же мы что-то хотим сохранить холодным (или горячим), то нам надо как-то защитить его от окружающей среды - чтобы не дать им обмениваться теплотой. Есть материалы, которые хорошо защищают от тепла (имеют низкую теплопроводность), есть те, которые хорошо проводят тепло (имеют высокую теплопроводность). Например, фольга имеет высокую теплопроводность. Это значит, что когда мы в нее завернули кусочек льда, то тепло от воздуха в комнате сразу же нагрело фольгу, а от нее нагрелся и сам кусочек льда. А у шубы (и других пушистых материалов) низкая теплопроводность. Воздух снаружи с трудом передает свое тепло через нее воздуху внутри. Поэтому и лед внутри нагревается медленнее.
То есть шуба не греет сама по себе. Она сохраняет ту температуру, которая внутри нее. Если теплый человек наденет шубу, то она сохранит его тепло, и он не замерзнет даже на морозе. А если холодный снеговик наденет шубу, то она сохранит его холод и он не растает даже в теплом помещении.
Если же мы что-то хотим сохранить холодным (или горячим), то нам надо как-то защитить его от окружающей среды - чтобы не дать им обмениваться теплотой. Есть материалы, которые хорошо защищают от тепла (имеют низкую теплопроводность), есть те, которые хорошо проводят тепло (имеют высокую теплопроводность). Например, фольга имеет высокую теплопроводность. Это значит, что когда мы в нее завернули кусочек льда, то тепло от воздуха в комнате сразу же нагрело фольгу, а от нее нагрелся и сам кусочек льда. А у шубы (и других пушистых материалов) низкая теплопроводность. Воздух снаружи с трудом передает свое тепло через нее воздуху внутри. Поэтому и лед внутри нагревается медленнее.
То есть шуба не греет сама по себе. Она сохраняет ту температуру, которая внутри нее. Если теплый человек наденет шубу, то она сохранит его тепло, и он не замерзнет даже на морозе. А если холодный снеговик наденет шубу, то она сохранит его холод и он не растает даже в теплом помещении.
Опыт 2. Вода при замерзании расширяется.
Нам понадобятся:
Полупрозрачная трубочка (можно взять коктейльную или упаковку от конфет, как сделали мы), кусочек пластилина, маркер или фломастер.
Ход эксперимента:
Залепите один конец трубки пластилином, налейте в нее до середины воды и залепите пластилином второй конец. Маркером отметьте то место, до которого доходит вода. Установите трубочку вертикально в морозилке и подождите, пока она полностью не замерзнет. Достаньте трубку со льдом. Видите, насколько увеличился его уровень по сравнению с первоначальным уровнем жидкости? Значит при замерзании вода расширяется.
Если ребенок уже умеет делать измерения и считать, замерьте с ним, на сколько именно увеличился столбик льда и рассчитайте, какая это часть (теоретически, вода в замороженном виде занимает на 1/9 больше места, чем в жидком). У нас так и получилось - столбик воды был 9 см, а столбик льда 10 см.
1. Наливаем в трубочку воду. 2. Отмечаем ее уровень. 3. Сравниваем получившийся уровень после заморозки |
Теория:
И лед, и вода - это одно и то же вещество, просто оно находится в разных состояниях. Вода - это жидкое состояние, лед - твердое. (Спросите малыша, в каком еще состоянии может быть вода? Правильно, в виде пара. То есть газообразном). Каждая молекула этого вещества состоит из двух атомов водорода и одного атома кислорода. Так это остается и в жидком состоянии и в твердом. Меняется только порядок молекул. В воде молекулы расположены хаотично. Они двигаются относительно друг друга (поэтому вода не имеет своей формы). А вот когда вода замерзает, молекулы выстраиваются в определенном порядке. Теперь они уже не движутся и сохраняют строй. Поэтому лед твердый. А так как в строю молекулы воды сохраняют между собой определенную дистанцию (она определяется строением и ориентацией самих молекул), то и получается, что лед занимает больше места, чем вода, в которой молекулы могли стоять как им вздумается.
А вот другие вещества при охлаждении обычно свой объем уменьшают. На этом, например, построена работа термометра: в тепле жидкость в нем (спирт или ртуть) расширяется, и столбик поднимается, а в холоде сжимается, и столбик опускается. А вот чугун, как и лед, расширяется при охлаждении. Поэтому его успешно используют для литья - расширяясь при остывании он заполняет собой даже самые мелкие полости формы.
Опыт 3. Почему продукты после разморозки выглядят иначе?
Нам понадобятся:
Кусочек свежего овоща или ягода (лучше всего, если он будет сочным: подойдет огурец, арбуз, помидор, клубника, малина) и формочки для льда.
Ход эксперимента:
Наверное, малыш не раз слышал, что размороженный продукт из холодильника уже нельзя замораживать повторно. Его надо обязательно съесть. Да и вид у размороженных фруктов и ягод совсем не такой, как у свежих. Давайте с вами посмотрим, что происходит с продуктами во время заморозки.
Для этого положим кусочек продукта в формочку для льда, зальем водой и поставим в морозилку. Через некоторое время вода замерзнет, и у нас получится красивый кусочек льда с вмороженным в него продуктом. (Таким образом мы еще летом наморозили цветные кубики):
На первый взгляд продукт такой же, какой был в свежем виде. Но если дать льду растаять, то мы увидим, что он портится прямо на глазах - становится вялым и дряблым. На свежий продукт он уже совсем не похож.
1. Замороженные кусочки арбуза и других овощей выглядят так же, как и свежие. 2. Эти же кусочки после разморозки |
Теория:
Из предыдущего опыта мы знаем, что вода при замерзании расширяется. Это происходит не только с окружающей продукт водой, но и с той, которая находится внутри него - с жидкостью, заключенной в его клетках. (а, например, огурец на 90% состоит из воды). Замерзая, лед уже не помещается в клетках и разрывает межклеточные перегородки. Поэтому, когда лед растает и вся вода из продукта вытечет, получается, что его внутренний каркас сломан. Клеточки "сдуваются" как лопнувший шарик, из которого вышел весь воздух.
Поэтому если мы заморозим продукт повторно, то он уже никогда не станет таким как прежде - его внутренняя структура повреждена.
Опыт 4. Плавает ли лед?
Нам понадобятся:
Пластиковые стаканчики из под йогурта, кусочек пластилина, трубочка от сока, цветная бумага, большая емкость для воды, человечек-лего
Ход эксперимента:
Давайте узнаем, может ли лед плавать. Для этого сделаем ледяной кораблик. На трубочку наденем бумажный флажок и воткнем ее в кусочек пластилина, закрепленный на дне пластикового стаканчика. Нальем в стаканчик воду и поставим его в морозилку. Когда вода замерзнет, вытащим лед из стаканчика - у нас получится ледяной кораблик с мачтой и флагом.
Опустите его в емкость с водой - он будет плавать!
1. Материалы для опыта. 2. Делаем кораблик и наливаем в емкость воду. 3. Достаем кораблик после заморозки. 4. Пускаем ледяной кораблик в плаванье. |
Теория:
Лед не тонет в воде. И не только из-за того, что при заморозке в нем обычно остаются пузырьки воздуха и микротрещинки. Большее значение имеет то, что молекулы воды при замерзании устанавливаются в определенном порядке, обусловленном строением и ориентацией молекул. Из-за этого у льда получается плотность меньше, чем у воды, которая не замерзла. Поэтому лед легче воды и плавает на ее поверхности.
Опыт 5. Лед и соль
Нам понадобятся:
Кубики льда, соль
Ход эксперимента:
Спросите малыша, знает ли он, что иногда для того, чтобы расчистить лед на дорогах, дворники посыпают его солью? Почему они это делают? Давайте посмотрим, что при этом происходит.
Возьмите два кубика льда, положите на блюдце. Один посыпьте солью, а другой оставьте как есть (это будет контрольный экземпляр). Понаблюдайте, что будет происходить с льдинками. Кусочек льда, посыпанный солью, начнет таять гораздо раньше, чем простой лед. Если к нему приглядеться, то можно увидеть, что соль как бы "проедает" в нем дырочки и червячные ходы.
1. берем два кусочка льда и один из них посыпаем солью. 2. Наблюдаем за процессом таяния льда. |
Теория:
Температура замерзания воды 0 градусов Цельсия. А температура замерзания солевого раствора ниже нее на несколько градусов (конкретный показатель зависит от концентрации соли в растворе: например, солевой раствор 10% замерзает при температуре -6 градусов, а 20% при -16). Поэтому когда мы посыпаем лед солью, на подтаявшей поверхности льдинки мы получаем солевой раствор. А у него точка замерзания ниже, чем у чистой воды - поэтому и лед, посыпанный солью, начинает плавиться.
Опыт 8. Температура замерзания различных жидкостей.
Нам понадобятся:
Пластиковые стаканчики и различные жидкости: вода, молоко, растительное масло и т.д.
Ход эксперимента:
В предыдущем опыте мы узнали, что не все жидкости замерзают при 0 градусов Цельсия, как это делает вода. Предложите малышу попробовать заморозить в морозилке разные жидкости и посмотреть, что будет с ними происходить.
Мы налили в стаканчики воду, молоко и масло. Поставили их в морозилку (с температурой -15°C
) на ночь. А утром проверили, что с ними произошло.
Оказалось, что вода и молоко замерзли, а масло так и осталось жидким, только помутнело. Сюрприз ждал нас и когда молоко стало таять - оно свернулось. В молоке вода отделилась от жира и мы получили нечто, похожее на творог.
1. Разные жидкости до заморозки. 2. Эти же жидкости в замерзшем состоянии. |
Кстати, есть такой рецепт для изготовления домашнего творога без кипячения. Кефир с большим процентом жирности прямо в пакете кладут в морозилку и дожидаются полного замерзания. А потом его достают, содержимое выкладывают на покрытый марлей дуршлаг и оставляют таять в помещении. Когда вся вода стечет, в дуршлаге останется прекрасный творожок. Можете попробовать - получается очень вкусно!
Теория:
Разные жидкости имеют разную температуру замерзания (температуру, при котором меняется состояние вещества и оно переходит из жидкого в твердое). Например, морская вода замерзает при температуре -1-2°С. 40% раствор спирта (а по-простому, водка) замерзает при -28°С, а чистый этиловый спирт при -117°С! Бензин замерзнет при температуре от -118°С до -151°С. Молоко замерзает при температуре всего на полградуса меньше воды. А растительное масло от -16°C до -19°C.
Опыт 7. Ледяная рыбалка
Нам понадобятся:
Кусочек льда и нитка.
Ход эксперимента:
Скажите малышу, что будете с ним играть в ледяную рыбалку. Да, да, в ледяную, а не подледную :) Дайте ему в руки ниточку (ее лучше предварительно смочить водой) и объясните, что его задача поймать лед на эту удочку без помощи рук и других приспособлений.
Достаньте кубик льда из холодильника. Как можно скорее, пока лед совершенно сухой и не стал подтаивать, прикоснитесь к нему ниткой и подержите ее на льдинке полминутки - она примерзнет, и льдинку можно будет вытащить за нитку, как рыбку из воды.
1. Кладем на кубик льда мокрую нитку. 2. Через тридцать секунд поднимаем кубик за эту нитку |
Точно так же можно "ловить" один кусочек льда на другой. Надо только прижать их к друг другу на полминуты - и они примерзнут друг к другу. Предложите малышу построить вот такую вот пирамиду из кубиков льда.
Кубики льда примерзли друг к другу |
Теория:
Происходит это потому, что лед очень холодный. На его поверхности температура ниже 0 градусов. И вода на мокрой нитке от соприкосновения со льдом тоже замерзает, "приклеиваясь" к кусочку льда. Но делать это надо быстро: пока лед сухой. Как только он чуть подтает, он покроется тоненькой пленкой воды, температура которой уже недостаточна для того, чтобы нитка примерзала.
Опыт 8. Как быстрее остынет вода: надо льдом или подо льдом?
Нам понадобятся:
Два стакана чая, кубики льда, два блюдца.
Ход эксперимента:
Катя очень не любит пить горячий чай и всегда подолгу ждет, пока он остынет. Мы решили найти способ ускорить этот процесс и опытным путем подобрать самый лучший вариант остужать горячий чай: прикладывая холод сверху или снизу.
Для этого надо налить кипяток в две одинаковые чашки (будьте осторожны, следите за ребенком!). Одну поставим прямо на формочку со льдом и закроем ее пустым блюдцем (для того, чтобы уравнять шансы со второй кружкой и исключить испарение). Вторую поставим просто на стол, накроем блюдцем, а на него положим кубики льда (столько же, сколько под первой чашкой).
Минут через 15 лед на блюдце растает. И можно будет проверять температуру воды в чашках. Оказывается, что чашка, где охлаждение происходило сверху, остыла сильнее, чем та, где охлаждалась снизу.
1. Ставим один стакан на лед, а другой - под лед. 2. Через некоторое время сравниваем их температуру. |
Теория:
Этот факт объясняется конвекцией. Дело в том, что теплые газы и жидкости поднимаются наверх, а холодные опускаются вниз. Поэтому если жидкость охлаждать снизу, то ее нижняя часть остынет, но так и останется внизу. Перемешиваться она почти не будет, верхняя жидкость не сможет соприкоснуться с холодным дном и останется горячей. А если жидкость охлаждать сверху, то уже остывшая часть сверху будет опускаться вниз, а наверх поднимется теплая часть, которая, в свою очередь, начнет остывать. Вода в чашке будет циркулировать быстрее и быстрее охлаждаться.
Опыт 9. Делаем мороз -30 градусов без холодильника
Нам понадобятся:
Железная кружка, кубики льда, соль, полиэтиленовый пакет, молоток, деревянная доска или табуретка (впрочем, можно использовать любую подставку: тарелку, металлический поднос, пластиковую миску, только эффект будет длится не так долго).
Ход эксперимента:
Даже совсем малыши знают, что дома замораживать что-то можно только в холодильнике. Как только его оттуда достанешь, оно может только нагреваться. Но мы решили попробовать получить мороз без холодильника.
Для этого надо положить в полиэтиленовый пакет кубики льда (10 шт.) и с помощью молотка разбить их в "кашу" (если на улице есть снег, можно не колоть лед, а воспользоваться им). Потом нужно выложить колотый лед в железную кружку, налить на подставку (большую доску или табуретку) небольшую лужицу воды и поставить кружку в нее. А потом насыпать в кружку 2 ст.л. соли и перемешать соль со льдом. Осторожно, не беритесь за кружку голыми руками, а используйте прихватки или варежки! Ведь в это время она остыла до -30 градусов Цельсия! Дальше надо подождать 2-3 минуты. А после этого попробовать поднять кружку с подставки. Это сделать невозможно - она накрепко примерзла! Примерзла настолько, что за ручку кружки вместе с ней поднимается не только доска, но и табуретка! И так держаться она будет около получаса до тех пор, пока кружка не начнет оттаивать. Можно даже соскрести немного снега, выступившего на боках кружки, хотя в комнате тепло.
1. Материалы для опыта. 2. Подготавливаем лед. 3. Добавляем соль ко льду. 4. Перемешиваем смесь. 5. Кружка охладилась и примерзла к подставке. |
Теория:
В предыдущих опытах мы уже наблюдали как соль действует на лед. Он начинает таять. Этот процесс требует очень больших затрат энергии. Ведь чтобы из твердого состояния вода перешла в жидкое, должен разрушиться порядок молекул (кристаллическая решетка). А энергия это берется из окружающей среды, резко охлаждая все вокруг. Поэтому получается, что лед в кружке тает, а сама она охлаждается до больших температур. Таких, что от нее замерзает лужица на подставке и та намертво приклеивается к кружке.
Этот способ получения низкой температуры можно использовать, например, для изготовления домашнего мороженого. Сначала надо подготовить молочную смесь для мороженого. Для этого взбить две части сливок (33-35%) и смешать их с одной частью сгущенного молока. После этого смесь нужно залить в полиэтиленовый пакет. А потом поместить его в другой пакет, наполненный колотым льдом и солью. И энергично встряхивать несколько минут. Соленый лед резко охладит пакетик со смесью до большой отрицательной температуры, и в пакетике получится настоящее мороженное!
Мы так делать мороженное еще не пробовали, но в ближайшее время собираемся это сделать. А если вам это удалось, то приглашаю поделится своими результатами в комментариях.
Опыт 10. Эффект Мпембы
Нам понадобятся:
Два пластиковых стаканчика, горячая и холодная вода
Ход эксперимента:
Эффект (или парадокс) Мпембы гласит, что при определенных условиях горячая вода может замерзнуть быстрее, чем холодная. Поразительно, правда?
Для проведения опыта надо налить в один пластиковый стаканчик кипяток, а в другой - столько же холодной воды. И поставить оба стаканчика в морозилку. Через час-два их можно проверить: какой из стаканчиков замерз сильнее? К сожалению, эффекта Мпембы нам увидеть так и не удалось. Мы несколько раз провели опыт, но стаканчик с холодной водой, как и положено, замерзал первым. Может, вам повезет больше? Жду ваших результатов в комментариях к этой статье.
Какой из стаканов замерзнет быстрее - с холодной или с горячей водой? |
Теория:
Эффект Мпембы потому и называется "эффект", а не "закон", что он выполняется далеко не всегда. Произойдет ли такой парадоксальный случай, зависит от нескольких причин, о которых ученые спорят до сих пор. Свою роль здесь играет и плотность воды, и наличие в ней определенных примесей и еще много чего. А открыл этот эффект в 1963 году танганьикский школьник Эрасто Мпемба. Когда мальчик заметил такое странное поведение воды, он обратился за объяснениями к своему учителю, но тот не поверил ему. Когда же в школу приехал Деннис Осборн, профессор физики, Мпемба задал этот вопрос и ему. Физик заинтересовался. И в результате научных исследований подтвердилось, что эффект существует. Более того, его упоминали в своих трудах и Аристотель, и Рождер Бэкон, просто никто не удосужился проверить эти сведения. А простой школьник сумел привлечь
к парадоксу
внимание ученых-физиков.
Кто знает, может и ваш ребенок, посмотрев эти опыты, заинтересуется наукой и сделает в ней какие-нибудь поразительные открытия? :) Удачных вам экспериментов и нескучных занятий!
А завтра мы с вами перевернем еще одну страничку "Волшебной книги" снеговичков.
Во второй части я рассказываю о том, как еще можно заниматься и играть со льдом: как сделать медальон для Снежной Королевы, ледяные снежинки-мандалы, ледяной аквариум и ледяные подсвечники, как играть в ледяную "искалочку" и увидеть погружение водолаза.
Кроме того, вас ждет небольшой ПОДАРОК от меня - по этой ссылке можно скачать электронную книгу "Опыты и игры со льдом для детей", в которую вошли все эти опыты и еще несколько дополнительных игр. Всего получилось 20 идей, как нескучно провести занятия с детьми :)
Другие наши опыты и эксперименты смотрите на отдельной странице моего блога "Клуб почемучек и опыты для детей". Например, там можно найти подборку опытов с воздушными шариками, подборку опытов с магнитами и многое другое.
Веселых и полезных вам занятий!
Таня, это грандиозно! Даже не знаю, какие слова подобрать, чтобы свой восторг описать!!!
ОтветитьУдалитьСпасибо, Маша! Я очень благодарна тебе за возможность участвовать в новогоднем проекте, а Маше шкуриной за чудесные сказки, которые она для нас всех пишет )
УдалитьКласс! У меня уже внучка родилась, а я как ребенок, сама с восторгом читаю, и погружаюсь в науку, и уже мечтаю - скорее бы моя внучка подрастала, чтобы я могла ей все это показать, рассказать и проэкспериментировать!!! Просто класс! Какая Вы молодец, Таня!
ОтветитьУдалитьСпасибо большое за добрые слова! Пусть ваша внучка растет умненькой и любознательной!
УдалитьБольшое спасибо! Очень-очень интересные опыты!
ОтветитьУдалитьЯ рада, что понравилось )
УдалитьТатьяна, восхищаюсь вашими играми и опытами!!! А "Клуб почемучек" у меня самой вызывает восторг и трепет!!! Спасибо! Все так волшебно!)
ОтветитьУдалитьСпасибо большое, я рада такому отклику!
УдалитьПотрясающе! Татьяна! Не перестаю восхищаться Вами! и искренне завидую вашим детям! И когда вы все успеваете?! (Юлия)
ОтветитьУдалитьСпасибо за добрые слова!
УдалитьА на ваш вопрос я отвечу словами из известного анекдота: "я ничего не успеваю!" )))
Вот немного раньше Вам оставила комментарий Ирина. Я тоже Ирина и тоже бабушка, но не внучки, а внука. Все остальное совпадает, поэтому не буду повторять. Спасибо большое!
ОтветитьУдалитьСпасибо вам! Желаю, чтобы внучок рос здоровеньким и умненьким мальчиком!
УдалитьЯ тоже бабушка, но обнаружила, что сама половины не знала. Очень интересно! Вот подрастут внуки, будем с ними экспериментировать.
ОтветитьУдалитьСписибо большое!
Спасибо вам! Пусть ваши внучки растут умненькими и здоровенькими!
УдалитьТатьяна, Спасибо Огромное! Как у Вас ИНТЕРЕСНО! Я для себя открываю столько нового! Не терпится повторить опыты с сыном!
ОтветитьУдалитьРада, что понравилось) Успешных вам опытов!
УдалитьОго сколько много! И это ещё только первая часть!,!? Татьяна вы молодец! Жаль что мы пока до обьяснений не доросли, но попробуем лед посолить. Солить мы любим)
ОтветитьУдалитьВторая часть уже вышла) Там уже не так сложно - одни игры. Малышам должно понравиться)
УдалитьСпасибо огромное как интересно, столько опытов - я и сама не знала некоторые, обязательно попробуем сделать, вы большая молодец
ОтветитьУдалитьСпасибо за добрые слова и удачных вам опытов!
УдалитьТатьяна, спасибо вам огромное! Ваши статьи несут огромное количество ценной информации - у меня старший сын (почти 4г) - большой любитель экспериментов,а я гуманитарий по природе - сложновато самой... ваш блог - просто спасение. спасибо!
ОтветитьУдалитьЯ рада, что могу вам помочь) Сыночку расти и дальше таким любознательным!
УдалитьТатьяна, спасибо за такое разнообразие экспериментов со льдом. Побежала морозить лед))) Татьяна Голендухина
ОтветитьУдалить))) У меня эти несколько дней подготовки в холодильнике некуда было продукты класть - один лед везде ;) Удачных вам опытов!
УдалитьПотрясающие опыты! А про то, что в пакете можно делать быстро мороженое-это правда. Мы летом всегда так делаем, только вместо смеси сливок и сгущенки берем обычный сок из пакета , в результате получается фруктовый щербет.
ОтветитьУдалитьСпасибо, надо попробовать с соком!
УдалитьТатьяна,
ОтветитьУдалитьСтолько всего интересного и удивительного! Великолепные опыты не только для детей, но и для любознательных взрослых.
Ты права, Зеля, мне и самой было интересно их делать)))
УдалитьТатьяна, как все наглядно и доступно! Обязательно что-нибудь повторим с дочкой! БЛАГОДАРЮ!
ОтветитьУдалитьБуду рада, если пригодится)
УдалитьМммда... Я и половины не знала, а вторую половину не знала, как объяснить. Спасибо.
ОтветитьУдалитьКак здорово, что мой пост и взрослым читать интересно :)
УдалитьТатьяна, с меня кнопочка вк!
ОтветитьУдалитьВот задания с рыбалкой и корабликами я включила в наш адвент-календарь, но о некоторых опытах слышу впервые! Спасибо большое, что поделились!
Рада, что нашли для себя что-то новое :)
УдалитьСпасибо за такие чудесные идеи!
ОтветитьУдалитьРада, что понравилось)
УдалитьОчень увлекательная подборка экспериментов, спасибо!!! Обязательно пополним вашими идяеми свою копилку чудес.
ОтветитьУдалитьЗдорово, что пригодилось вам в копилочку)
УдалитьСколько интересных опытов!Татьяна, спасибо большое. Обязательно и завтра зайдем, а пока попробуем поэкспериментировать)
ОтветитьУдалитьУдачных экспериментов! Буду ждать вас в гостях)
УдалитьОбалдеть, Танюш!!! Обалдеть!!!
ОтветитьУдалить))) Юля, спасибо за такие эмоции!
УдалитьТатьяна, спасибо огромное за такое количество опытов и подробное их описание! Мы кое-что с сыночком уже делали, но обязательно повторим и сделаем новые! Спасибо!
ОтветитьУдалитьУдачных вам опытов!
УдалитьСпасибо за опыты, очень интересно!!! Обязательно будем с детьми делать и не один раз!!!
ОтветитьУдалитьНадеюсь, им понравится)
УдалитьОбалденные опыты, будет интересно не только ребенку, но и взрослому)))) спасибо
ОтветитьУдалитьДа-да, я и сама забавлялась как ребенок)
УдалитьНичего себе! Чудо! Твоей стр. в книге сказок скажу честно отметила в "календаре".Таня я конечно знала что будет интересно и познавательно., но такого изобилия не ожидала! Спасибо тебе и твоим деткам за проведенную научную работу. Я рада что познакомилась с тобой виртуально, хотя не так давно. Опыты проведу со своей девчушечкой. не знаю кто будет больше радоваться я или она.
ОтветитьУдалитьТаня скажи как ты преподаешь, есть последовательность уроков. Нам же столько наверстывать :)
И как ты хранишь пособия, папки и т.д
Спасибо за добрые слова!
УдалитьА на ваши вопросы отвечу так: я не преподаю. Никакой последовательности в моих занятиях с детьми нет. Просто у меня наготове одновременно много разных идей. И чем дети интересуются в данный момент, тем мы и занимаемся. Инициатива идет от них. А пособия наши хранятся в ящиках письменного стола и на книжной полке. Пока места хватает)
Какие интересные опыты!!! Спасибо огромное за столь познавательные занятия!!! Я в восторге!!! Срочно побежали делать :)
ОтветитьУдалитьКак здорово, что вы сразу используете полученную информацию! Молодцы! :)
УдалитьВот это да!!! Прочитала на одном дыхании! Как интересно и увлекательно! Правда сыночек для такого еще маловат, но думаю кое-что сможем повторить. Будет запускать ледяные кораблики и рисовать цветной солью на льду. Спасибо Вам большое!
ОтветитьУдалитьУдачных вам опытов с сыночком!
УдалитьВо второй части будет более подходящие для малышей игры, заглядывайте в гости :)
Здорово!!! Столько опытов! Действительно, даже взрослому интересно и ново! Я думаю, что мой 12-летний сын будет в восторге от этих опытов. А малышка Софья (1,2) с удовольствием поучаствует в общем деле. Спасибо!!!
ОтветитьУдалитьНадеюсь, вашим деткам понравится! Успехов им!
УдалитьКакие замечательные опыты! Мы уже сделали со снегом, солью и доской, поэкспериментировали, где быстрее растает лед - на батарее. на столе или в холодильнике. Еще многое, что попробуем. Спасибо!
ОтветитьУдалитьМолодцы! Как вы быстро!
УдалитьТаня, просто замечательно, сама планирую провести ледяной день с ребенком. Ваши идеи и подробное их описание просто чудесны! Спасибо огромное!
ОтветитьУдалитьНадеюсь, вам пригодится информация для ледяного дня :) Удачи вам!
УдалитьОй, спасибочки! Класс-класи-класс! Рыбалка - это наше все!
ОтветитьУдалитьСпасибо! Хорошего вам клева! ;)
УдалитьОго! Сколько всего со льдом можно сделать!!! Просто слов нет, я только про соль и лёд знала. Очень понравились объяснения - к стыду своему сама не понимала почему размороженные продукты такие невзрачные, как-то не приходило в голову такое элементарное объяснение, что замершая вода ломает внутреннюю структуру. Огромное спасибо за интересную информацию!!!!
ОтветитьУдалитьЯ очень рада, что и взрослому человеку оказалась интересно :)
УдалитьСпасибо ОГРОМНОЕ!!! Сколько всего интересного!!! Попробуем с двумя детками все испробовать - старшенькой 9 лет 8 мес., а младшенькой 1 год 1,5 мес. - думаю старшенькой будет интересно обучать сестричку
ОтветитьУдалитьУ моих детей разница почти как у вас - у нас 7 лет. Тоже старший очень любит сестре все показывать :)
УдалитьКак интересно! Вот и новые задания для адветна! Спасибо за вдохновение! Счастья Вам в Новом году!
ОтветитьУдалитьСпасибо большое за пожелание! И вам счастья!
УдалитьСпасибо большое за такие интересности!
ОтветитьУдалитьМожет пока не все подойдет дочке (2 года),но поиграться со льдом или снегом она любит :)
/Елена
Во второй части статьи будет больше игр, подходящих для малышей. А там, глядишь, и до опытов дорастете ;)
УдалитьБольшое спасибо за отличную подборку! Надо будет что-нибудь попробовать сделать.
ОтветитьУдалитьОля, и как ты на все время находишь? С маленькой лялькой-то! Спасибо, что заглядываешь в гости :)
УдалитьТатьяна,огромное спасибо за ваш труд, подборка огромнейшая. Особенно понравилась рыбалка, прекрасно. Экспериментов на всю зиму хватит. Спасибо
ОтветитьУдалитьНескучной вам зимы! :)
УдалитьИ это только первая часть?!!!
ОтветитьУдалитьУже опубликована вторая ;)
УдалитьСпасибо! Спасибо! Спасибо!!! Я в восторге! Будет чем сына удивить))) Валентина
ОтветитьУдалитьУдачных вам опытов с сыночком! :)
УдалитьКакие интересные опыты! Не знаю, найду ли я время их провести с детьми, но сама прочитала все от первого до последнего с огромным интересом, включая физическое объяснение. И это при моей нелюбви к физике! Спасибо огромное!
ОтветитьУдалитьРада, что вас заинтересовала :) А когда-нибудь, может, вспомните в нужную минуту и с детками сделаете :)
УдалитьТатьяна, ваш идеи всегда отличает простота исполнения, емкость и максимальная доступность информации!!! Ваша работа просто бесценна, научный гений вы наш!!!
ОтветитьУдалить))) Спасибо за "гения"! :)
Удалитьой как интересно!!! мы еще маленькие, как бы мне не забыть про всё к тому времени когда малыш подрастет))) спасибо Вам!
ОтветитьУдалитьКак раз для таких случаев, я все опыты и игры собрала в электронную книгу (ссылка на боковой панельке блога). Скачаете, а когда вырастете, поиграете :) Растите поскорее :)
УдалитьЗамечательные опыты со льдом! Обязательно проведем их с сыном, спасибо!
ОтветитьУдалитьУдачных вам опытов с сыночком!
УдалитьОчень интересно! ОЧЕНЬ!!!!! Спасибо большое!
ОтветитьУдалитьРада, что понравилось :)
УдалитьТаня! Спасибо огромное за такое познавательное развлечение! Да это же просто потрясающе: сколько ребёнок сможет узнать и ско-о-о-о-лько времени его можно будет занимать! Сама тоже развлекусь, это так интересно!
ОтветитьУдалитьСпасибо ещё раз! И с Наступающим Новым Годом!
А вам спасибо за добрые слова! С Наступающим1
УдалитьСпасибо за ваши опыты и пояснения к ним. Даже мне, взрослому человеку, некоторые вещи было узнать в новинку.
ОтветитьУдалитьЯ очень рада, что и для взрослого интересно :)
УдалитьТаня, как интересно! Распечатала твои рекомендации. Буду завтра деток развлекать. Мы как раз недавно провели один похожий опыт. Размораживала старый холодильник, который без сухого мороза. Когда упал большой пласт льда, кинула его в раковину и позвала сына. Включили горячую воду и лед естественно на глазах растаял. Спрашиваю сына: а если положить кусок льда в холодную воду, он растает? Засомневался сынок. И надо было видеть его глаза, полные восхищения и удивления, когда он увидел, что в холодной воде лед растаял с таким же успехом, только чуть медленнее...
ОтветитьУдалитьКакое у вас интересное занятие спонтанно получилось! Действительно, то, что взрослому кажется простым и естественным, для малышей настоящее чудо. И как хорошо, что вы смогли своим детям его показать)
УдалитьТатьяна!!! Такие замечательные опыты!!! Некоторые мы с сыном уже проводили - с солью и расширением льа. Но другие - новинка!!! Бегу подбирать необходимый материал и завтра после садика будем химичить!!! Спасибо вам!
ОтветитьУдалитьОтдельная ГИГАНТСКАЯ благодарность за подарки в виде ваших книг! Скачала из с удовольствием. На каникулах у нас соберется много детворы - будет чем их занять!!!
Как я рада, что мои материалы вам с детворой пригодятся! Нескучных вам каникул!
Удалитьо, я узнала еще кое-что новенькое, что может пригодится в играх с 3-х леткой, спасибо огромное
ОтветитьУдалить:) Удачных вам игр!
УдалитьПотрясающе! Великолепно! Эврика! Я для себя столько всего нового открыла. Как здорово, что у наших детей есть реальная возможность узнать о свойствах воды в раннем возрасте. Все это благодаря Вам. Спасибо!
ОтветитьУдалитьА вам спасибо за добрые слова!
УдалитьЭто просто невероятно, таким интересным и игровым способом рассказывать деткам уже, так сказать, о "ЗАКОНАХ ФИЗИКИ" ))))))
ОтветитьУдалитьСпасибо большое за участие в Креативе с Лизой Арье!
Рада участвовать у вас!
УдалитьА мы совместили и склеивание подкрашенных кубиков и подсвечники -получились огоньки в ледяной крепости ( в статье на блоге boysmom.ru Огненные игры)
ОтветитьУдалитьОбязательно загляну почитать - такие игры и мы любим :)
УдалитьВот это да! Я и сама не прочь поэксперементировать!
УдалитьЭто же здорово! Присоединяйтесь)))
УдалитьТанечка, спасибо большое!
ОтветитьУдалитьМарианна все время морозит да морозит, уже все контейнеры и стаканы в морозильнике стоят с разными "экспериментами". Сегодня я ей предложила ледяные эксперименты, зная, что у тебя здесь кладезь! :)
Будем сегодня морозить с умом :) Спасибо!
И с новым годом вашу светлую и чудесную семью!!!
Ириша, я так рада, что Марианне понадобится для ее опытов ;)
УдалитьСпасибо за поздравления - и вам всем всего самого лучшего в Новом году!
Смотрела эти опыты летом, опыты очень интересные, но не были для нас так актуальны как сейчас после Новогодних праздников. Да и малыш подрос и хочет узнать все больше нового. Сейчас мы подсели на сенсорную коробку " Японский сад камней" из манки,камней и садовых мини инструментов играм уже несколько дней. Но теперь у нас есть снег и у нас появилось желание создать зимнюю сенсорную коробки и пробовать поиграть со льдом. Спасибо,что показываете нам как можно играть с детьми и при этом изучать природные явления. Это очень увлекательно!
ОтветитьУдалитьНаталья важничая
Рада вас видеть в гостях :) И еще больше рада, что мои опыты вам пригодятся - вы такая молодец, так много с сыночком занимаетесь, уверена, что он вырастет очень развитым и умным человеком!
УдалитьЕще один забавный опыт: берем брусок льда, ставим его на две теплоизоляционных стойки (например деревянные или пенопластовые) из тонкой проволоки делаем кольцо и одеваем его на брусок, на кольцо вешаем гирю (килограмма 2) и проволока (за 3 часа) пройдет сквозь лед, а ледяной брусок останется целый. Это опыт Боттомли.
ОтветитьУдалитьДа-да, я тоже о нем читала, но вот повторить опыт мы не собрались - у нас зимой на балконе плюсы, а собственного двора нет, чтобы там эту установку поставить.
УдалитьА где вы его проводили? Получилось?
Хочу сказать Вам, Татьяна, огромное спасибо! Это так чудесно, красиво, естественно и образовательно одновременно, все так мило и грамотно оформлено, просто редкость в наше время! Благодарю Вас за Свет Просвещения!
ОтветитьУдалитьА вам спасибо за добрые слова - они вдохновляют делать новые занятия:)
Удалить