Сегодня я хочу немного отойти от песочно-цветочной темы и рассказать о том, как мы с детьми наблюдали за насекомыми и какие ставили биологические эксперименты. Благо, степной район Крыма, в котором мы провели отпуск, просто изобилует всякой живностью. Мы видели разнообразных кузнечиков, сверчков, муравьев, богомолов, бабочек, комаров и мошек, огромных стрекоз и жуков всех цветов и размеров. Особенно поразили всю семью жуки-навозники, которых "живьем" мы видим впервые! И нам в голову пришла идея посчитать, сколько же различных насекомых живет рядом с нами. А для этого нам пришлось применить некоторые методы настоящих полевых наблюдений за насекомыми, которые используют ученые-энтомологи. В результате, у нас получилось целое научное исследование, которое, если его правильно оформить, вполне подойдет как научно-исследовательская работа для Малой Академии наук. Так что Катя уже делает задел для будущих своих школьных проектов )))
Цель нашего исследования: изучить видовое и численное разнообразие мира насекомых и его зависимость от природных ландшафтов.
Задачи, которые мы перед собой поставили:
1. Подсчитать количество разных видов насекомых, встречающихся в нашей местности.
2. Провести сравнение количества и разнообразия насекомых в различных биотопах: на лугу, в степи, на песчаном пляже.
Методы, которыми мы решали эти задачи: установка ловушек, подсчет насекомых на пробных площадках и непосредственное наблюдение.
Дальше обо всем подробно.
Первый метод - это метод отлова-выпуска.
Он заключается в том, чтобы собирать насекомых в ловушки каким-нибудь безвредным для них способом, и после изучения выпускают обратно в природу.
Например, один из таких способов - установка ловчего цилиндра (ловушки Барбера) для изучения ползающих насекомых.
Это так по-научному называется, а по-простому, им является обычная стеклянная банка (именно стеклянная, чтобы насекомое, попав в нее, не смогло бы вылезти назад по ее стенкам). Закапываем банку так, чтобы горлышко находилось на уровне земли, и в течении суток проверяем, кто туда попал.
Каждый новый вид фотографируем и записываем в дневник наблюдений (мы использовали для этого обычную тетрадку, но было бы здорово сделать какой-то специальный блокнот или папку - оставим эту идею на будущий год).
Катя ведет подсчет насекомых |
Цель нашего исследования: изучить видовое и численное разнообразие мира насекомых и его зависимость от природных ландшафтов.
Задачи, которые мы перед собой поставили:
1. Подсчитать количество разных видов насекомых, встречающихся в нашей местности.
2. Провести сравнение количества и разнообразия насекомых в различных биотопах: на лугу, в степи, на песчаном пляже.
Методы, которыми мы решали эти задачи: установка ловушек, подсчет насекомых на пробных площадках и непосредственное наблюдение.
Дальше обо всем подробно.
Первый метод - это метод отлова-выпуска.
Он заключается в том, чтобы собирать насекомых в ловушки каким-нибудь безвредным для них способом, и после изучения выпускают обратно в природу.
Например, один из таких способов - установка ловчего цилиндра (ловушки Барбера) для изучения ползающих насекомых.
Это так по-научному называется, а по-простому, им является обычная стеклянная банка (именно стеклянная, чтобы насекомое, попав в нее, не смогло бы вылезти назад по ее стенкам). Закапываем банку так, чтобы горлышко находилось на уровне земли, и в течении суток проверяем, кто туда попал.
Установка ловушки для насекомых |
Каждый новый вид фотографируем и записываем в дневник наблюдений (мы использовали для этого обычную тетрадку, но было бы здорово сделать какой-то специальный блокнот или папку - оставим эту идею на будущий год).
Вот какие неосторожные букашки попались в нашу ловушку. А еще в ловушке мы нашли двух муравьев и даже одного случайно заскочившего кузнечика.
Такая ловушка нравится мне тем, что в отличие от многих других (водных, липучих и т.п.), насекомые в ней не погибают. После исследования их просто выпускаем на волю.
Еще одна ловушка - световая. Она нужна для "охоты" на ночных насекомых. Для этого используется любой белый материал (большой лист бумаги или просто натянутая вертикально простыня) и фонарик или лампа, освещающая его. Насекомые летят на свет и на белом фоне их можно прекрасно рассмотреть.
Мы в качестве такой ловушки использовали беленную стену нашего домика. Когда стемнеет, надо включить лампу и ждать, кто прилетит на ее свет.
Я уже как-то писала, что я насекомых боюсь ужасно. И еще одно дело разглядывать симпатичных божьих коровок, кузнечиков и муравьев, а совсем другое дело встретиться лицом к лицу с ночными тварями. Для меня это большое испытание! Ведь кроме обычных ночных сереньких бабочек и комаров, на свет прилетают и приползают разные чудовища. например, вот такие вот жуки со смешными названиями "хрущаки" и "щелкуны". А вот еще одно существо, словно бы вышедшее из моих кошмаров - мухоловка (ее фото я взяла из Википедии, потому что у меня не хватило бы духу подойти к ней близко, чтобы сфотографировать:)). Она не относится к насекомым - это огромная многоножка сантиметров 5-7 в длину. К счастью, мухоловка является совершенно безвредной для человека, по ночам она выползает на белые стены чтобы ловить мух. Но уж очень она противная!
Хорошо, что Катя не переняла от меня этой боязни насекомых - она вполне может смотреть без содрогания на ночную бабочку :)
Второй метод, с помощью которого мы подсчитывали насекомых - это прямой подсчет, проводимый путем заложения пробных площадок. Такое сложное название дано очень простой вещи: четыре штырька вбиваются в землю по углам квадрата 1х1 метр. Между ними натягивается веревка. На этом квадрате подсчитывается, сколько и каких насекомых в нем можно обнаружить. С помощью такого метода можно оценить плотность насекомых, проживающих в данном биотопе.
Мы сделали три таких площадки: один на лугу, другой - в степи, третий - на песчаном берегу моря (в планах еще изучить насекомых в лесу, около озера или речки, в городе и т.д.). Очень интересно сравнивать, как различается количество насекомых на каждом из них.
Например, мы предполагали, и наша гипотеза подтвердилась, что в зеленой траве на лугу живет больше разных видов насекомых - как летающих, так и ползающих. А в степи мир насекомых достаточно однообразен и представлен, в основном кузнечиками и кобылками. На пляже же насекомые - это большая редкость. Мы обнаружили там только случайно залетевшие летающие виды.
Вот что мы нашли на площадке в степи:
Кузнечики и кобылки - больше 20 шт.
Разных жуков - 2 шт.
Муха - 1 шт.
Муравьи - целый муравейник
В на площадке на лугу мы насчитали таких насекомых:
Божья коровка - 1 шт.
Наездник - 1 шт.
Кузнечики - 9 шт.
Муравей - 6 шт.
Разных жуков - 2 шт.
Оса - 1 шт.
Бабочка - 1 шт.
Ну и при помощи непосредственного наблюдения и фотографирования нам за лето удалось обнаружить немалое число разнообразных насекомых, обитающих в различных экосистемах по всему Крыму.
Коллекции из мертвых насекомых вызывают у меня ужас, поэтому мы собираем коллекцию фотографий и пластиковых жуков:) Кстати, вы знаете, что сбор материала для частных коллекций растений и насекомых запрещен законодательством РФ? Из-за того, что неумелые исследователи часто наносят вред природе и уничтожают редкие виды. Сбор коллекций разрешен только учебным и научным организациям. Так что лучше берите фотоаппарат - "фотоохоту" еще никто не запрещал :)
Другие идеи для летнего отдыха можно посмотреть в больших обзорах:
"30 идей летних игр"
"Развивающие материалы для маленьких курортников"
"Игры на пляже"
"Игры на улице летом"
Другие сообщения на тему насекомых можно посмотреть у меня тут:
Самодельная книжка про бабочку, "Три вопроса про бабочек: клуб почемучек", "Какие муравья полезны, а какие опасны", "Пруд на подоконнике", "Где зимует муха?", Насекомые из природного материала, Бабочки из осенних листьев, "Почему мухи не падают?", Игрушка-балансир "Бабочка", Насекомые из бисера.
Насекомые в ловушке Барбера |
Такая ловушка нравится мне тем, что в отличие от многих других (водных, липучих и т.п.), насекомые в ней не погибают. После исследования их просто выпускаем на волю.
Еще одна ловушка - световая. Она нужна для "охоты" на ночных насекомых. Для этого используется любой белый материал (большой лист бумаги или просто натянутая вертикально простыня) и фонарик или лампа, освещающая его. Насекомые летят на свет и на белом фоне их можно прекрасно рассмотреть.
Мы в качестве такой ловушки использовали беленную стену нашего домика. Когда стемнеет, надо включить лампу и ждать, кто прилетит на ее свет.
Я уже как-то писала, что я насекомых боюсь ужасно. И еще одно дело разглядывать симпатичных божьих коровок, кузнечиков и муравьев, а совсем другое дело встретиться лицом к лицу с ночными тварями. Для меня это большое испытание! Ведь кроме обычных ночных сереньких бабочек и комаров, на свет прилетают и приползают разные чудовища. например, вот такие вот жуки со смешными названиями "хрущаки" и "щелкуны". А вот еще одно существо, словно бы вышедшее из моих кошмаров - мухоловка (ее фото я взяла из Википедии, потому что у меня не хватило бы духу подойти к ней близко, чтобы сфотографировать:)). Она не относится к насекомым - это огромная многоножка сантиметров 5-7 в длину. К счастью, мухоловка является совершенно безвредной для человека, по ночам она выползает на белые стены чтобы ловить мух. Но уж очень она противная!
Хорошо, что Катя не переняла от меня этой боязни насекомых - она вполне может смотреть без содрогания на ночную бабочку :)
Ночные насекомые, прилетевшие на свет световой ловушки |
Второй метод, с помощью которого мы подсчитывали насекомых - это прямой подсчет, проводимый путем заложения пробных площадок. Такое сложное название дано очень простой вещи: четыре штырька вбиваются в землю по углам квадрата 1х1 метр. Между ними натягивается веревка. На этом квадрате подсчитывается, сколько и каких насекомых в нем можно обнаружить. С помощью такого метода можно оценить плотность насекомых, проживающих в данном биотопе.
Мы сделали три таких площадки: один на лугу, другой - в степи, третий - на песчаном берегу моря (в планах еще изучить насекомых в лесу, около озера или речки, в городе и т.д.). Очень интересно сравнивать, как различается количество насекомых на каждом из них.
Например, мы предполагали, и наша гипотеза подтвердилась, что в зеленой траве на лугу живет больше разных видов насекомых - как летающих, так и ползающих. А в степи мир насекомых достаточно однообразен и представлен, в основном кузнечиками и кобылками. На пляже же насекомые - это большая редкость. Мы обнаружили там только случайно залетевшие летающие виды.
Вот что мы нашли на площадке в степи:
Кузнечики и кобылки - больше 20 шт.
Разных жуков - 2 шт.
Муха - 1 шт.
Муравьи - целый муравейник
Разнообразие насекомых в степи |
В на площадке на лугу мы насчитали таких насекомых:
Божья коровка - 1 шт.
Наездник - 1 шт.
Кузнечики - 9 шт.
Муравей - 6 шт.
Разных жуков - 2 шт.
Оса - 1 шт.
Бабочка - 1 шт.
Разнообразие насекомых на лугу |
Ну и при помощи непосредственного наблюдения и фотографирования нам за лето удалось обнаружить немалое число разнообразных насекомых, обитающих в различных экосистемах по всему Крыму.
Коллекции из мертвых насекомых вызывают у меня ужас, поэтому мы собираем коллекцию фотографий и пластиковых жуков:) Кстати, вы знаете, что сбор материала для частных коллекций растений и насекомых запрещен законодательством РФ? Из-за того, что неумелые исследователи часто наносят вред природе и уничтожают редкие виды. Сбор коллекций разрешен только учебным и научным организациям. Так что лучше берите фотоаппарат - "фотоохоту" еще никто не запрещал :)
Лучшие экспонаты из нашей коллекции насекомых Крыма |
Другие идеи для летнего отдыха можно посмотреть в больших обзорах:
"30 идей летних игр"
"Развивающие материалы для маленьких курортников"
"Игры на пляже"
"Игры на улице летом"
Другие сообщения на тему насекомых можно посмотреть у меня тут:
Самодельная книжка про бабочку, "Три вопроса про бабочек: клуб почемучек", "Какие муравья полезны, а какие опасны", "Пруд на подоконнике", "Где зимует муха?", Насекомые из природного материала, Бабочки из осенних листьев, "Почему мухи не падают?", Игрушка-балансир "Бабочка", Насекомые из бисера.
Татьяна, взяла в закладки материал. :) Каждый год, начиная с двух лет дочки, уделяем летом внимание миру насекомых. Ваш уровень - это, конечно, уже довольно сложная система для старшего дошкольника, но этим - то она и будет полезна нам на следующий год. Спасибо. :)
ОтветитьУдалитьБуду рада, если вам пригодится на будущее :) Мы тоже начинали просто с разглядывания разных жучков, но пора уже внести в этот процесс немного осмысленности :)
УдалитьОчень классная идея! А у нас "в процессе" карта области со всеми животными и птицами, насекомыми и рыбами , морскими и речными обитателями, которых мы успели встретить в городе, и на даче. Назвали НАШ КРАЙ. Использовала картинки животных черно_белые. Классно было бы сделать небольшой альбом из собственных фотографий животных и насекомых.
ОтветитьУдалитьУх ты, какой у вас проект интересный! Вам точно надо наделать своих фото и ими карту проиллюстрировать!
УдалитьТанечка, ЗДРАВСТВУЙТЕ! Удочерите меня! ))) Я тоже хочу с Вами проводить исследования ))). Завидую Катюше!
ОтветитьУдалитьНе стоит бояться насекомых, хотя, когда ночью с потолка падает на тело мухоловка - это очень неприятно. Иногда мне кажется, что растения, насекомые (молчу о животных) - умнее некоторых homo sapiens. И за ними очень интересно наблюдать. А деревья, так очень иногда выручают: когда я очень устаю, если я в дороге, то нахожу дуб (здоровое, не больное дерево), пытаюсь полностью прижаться к нему и так простоять некоторое время. Результат: усталость снята и можно идти дальше. Природа мудра и добра.И надо учиться понимать её. Пока подсчёт и наблюдения, потом - понимание и слияние в одно целое, а следжовательно - бережное отношение к природе и планете.
Вы хорошим делом занимаетесь, Таня. С глубоким уважением Лилия.
Я сама могу подолгу сидеть и наблюдать за всякой живность и растениями, но детям просто так смотреть скучно. Знаете как они: зовешь их посмотреть на какую-то красоту, они прервут свои дела, подбегут на секундочку, скажут "Да, красиво", и снова убегают. Созерцательному наблюдению еще надо учить и учить. Поэтому я стараюсь, чтобы наблюдение было не самоцелью, а содержала какое-то практическое задание: посчитать, найти и т.п. Тогда дети с удовольствием кидаются выполнять задание. А все остальное, как вы и сказали, придет со временем.
УдалитьА можно я тебе буду на опознание экземпляры предъявлять?:)))
ОтветитьУдалитьС удовольствием помогу с тем, что знаю :)
УдалитьТаня, вот это все у вас так круто нереально! Меня тоже можно под крыло взять, я очень даже за. поиграй со мной!
ОтветитьУдалитьВы и сами молодцы - какие затеи придумываете :) Так что не прибедняйтесь ;)
УдалитьС удовольствием прочла ваш материал! Какой правильный подход в экологическом воспитании. Так познается доброта. И возводится в ценность Жизнь. Я тоже поклонник гуманистических методов в изучении энтомофауны.
ОтветитьУдалитьЖаль, что по фотографиям не всегда возможно установить видовую принадлежность.
У вас очень интересный блог. Я регулярно его читаю.
Спасибо большое за добрые слова! Мне очень приятно, что вам нравится блог:)
Удалить