четверг, 30 апреля 2015 г.

Опыты с растениями. Где верх, где низ?

Закончена очередная порция наших опытов с растениями:) В этот раз мы с Катей изучали вопрос: все ли семена прорастают корнями вниз, а росточком вверх? И если все, то откуда они узнают, где верх, где низ?
Из литературы мы узнали, что есть такое понятие - геотропизм растений. Это способность растения располагать свои органы, ориентируясь на земное притяжение.
Он бывает положительный и отрицательный.
У главных побегов растения отрицательный геотропизм - они растут против силы притяжения.
А вот у главных корней положительный геотропизм - они растут по силе притяжения.
Бывает еще и горизонтальный геотропизм - когда растение вытягивает свои органы (например, ветви) в стороны. 


ОПЫТ 1. Перевернутые семена.

Мы решили изучить явление геотропизма поближе. И посадили несколько семян подсолнечника, по разному ориентируя семена - вверх острым концом, вниз острым концом и "лежа на боку". Как и ожидалось, все они проросли, и все ростки изогнулись так, что побег стал тянуться вверх, а корень - вниз. Это и есть геотропизм в действии. 
А вот в условиях невесомости, в космосе, ориентирование растений нарушено - ростки могут начать тянуться в любую сторону.

опыты с растениями для детей: геотропизм
Как не сажай семечку, все равно ростки вытянутся вверх, а корни вниз

ОПЫТ 2. Яблочный газ.

Мне стало интересно, что может сбить росток с его пути наверх? Оказывается, есть такой способ. На растения угнетающе действует газ этилен, задерживая их развитие и "притупляя" геотропизм. А источником этилена могут стать любые спелые плоды, например, яблоки.

Для опыта нужно взять два одинаковых только что проклюнувшихся ростка, две стеклянные банки и одно яблоко.

опыты с растениями для детей: влияние этилена


Первый росток будет контрольный экземпляр. Его мы просто накроем банкой.
А вот под банку ко второму ростку положим нарезанное кусочками яблоко.
Обе банки поставим в совершенно одинаковые условия и будем наблюдать за развитием ростков, не снимая их (чтобы не выпустить газ).

опыты с растениями для детей: влияние этилена

Через четыре-пять дней можно открыть банки. (Опыт можно продолжать и дальше, но Катя не разрешает мне "мучить" растения, поэтому как только становится виден "непорядок" в их развитии, она просит "отпустить их на свободу"). Но и так уже ясно видно, что росток, который находился в банке с яблоком, сильно отстал в развитии от контрольного. Кроме того, очевидно, что он не тянется вверх, а, наоборот, наклонен вниз, словно не знает, куда ему повернуть.

опыты по ботанике: влияние этилена
Влияние этилена на рост и ориентацию растения


ОПЫТ 3. Росток-акробат

Продемонстрировать способность ростка определять, где верх, где низ, можно на простом опыте. Для этого нам понадобиться два небольших ростка в таких емкостях, которые можно переворачивать, например, бутылочках.
В вертикально поставленных бутылках ростки растут совершенно вертикально.

опыты с растениями для детей: геотропизм


Если же положить бутылочку на бок, так, чтобы росток принял горизонтальное положение, то мы обнаружим, что вскоре он изогнется так, что снова будет направлен вверх. (Чтобы земля из бутылки не высыпалась, мы заткнули горлышко ватой, которую вынимаем при поливе).

опыты с растениями для детей: геотропизм
Росток повернулся на 90 градусов


Причем, меняет положение не только побег, но и корень. Он тоже поворачивается так, чтобы расти к центру земли.

опыты с растениями для детей: геотропизм корня
Корни тоже повернулись на 90 градусов

Сейчас мы пробуем растить наш росток в перевернутой "вверх ногами" бутылочке. Что с ним произойдет? Думаю, ответ вам уже очевиден :)

как растения определяют где верх где низ - геотропизм
Росточек перевернулся на 180 градусов



 На сегодня все, но наши эксперименты с растениями продолжаются!

Опыты с  растениями тут:


А если вам интересна тема растений, то вот тут в моем блоге вы найдете огромное количество разных материалов по ботанике для детей:











22 комментария:

  1. Таня, браво! Испытали растение на выносливость))). Умные растения с большущей жаждой жизни))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, росток ничем не собьешь - он всегда знает где верх, где низ))) Я прочитала, что даже в невесомости, где нет притяжения Земли, сами растения могут быть ориентированы как угодно, но всегда соблюдается правило: стебель и корень растут в противоположных направлениях!

      Удалить
  2. Здорово! Татьяна, с удовольствием прочитала про ваши опыты. Очень-очень интересно.Никогда в принципе об этом не задумывалась сильно, ну растут и растут себе растения. А здесь оказывается не все так просто. Спасибо большое за увлекательный и познавательный материал))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Рада, что вам что-то новое рассказала :) Это как и в любой области знания - чем больше узнаешь, тем больше всего открывается. А за более сложными вещами лучше к Оле Астраханцевой идти - она как биолог все расскажет и объяснит. Мы же с Катей пока только балуемся ботаникой :)

      Удалить
  3. Спасибо, Татьяна, за опыт. Честно, всегда перед посадкой волновал вопрос, каким местом воткнуть семечко в землю, а оказывается, это не имеет значения!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Как ни странно, у некоторых растений имеет значение то, как их воткнуть - например, косточку финика советуют втыкать в землю вертикально - она так лучше прорастает. Но для большинства растений, действительно, все равно.

      Удалить
  4. Таня, вы потрясающие исследователи!! Я сразу вспомнила рассказ Носова про репку. помнишь дети спорили, что репку вниз головой посадили? вот вы эксперементально доказали все, как можно сажать и как будет расти!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Точно-точно, про рассказ "Репка" я и не вспомнила, а он очень хорошо демонстрирует волнения юных огородников)))

      Удалить
  5. Татьяна, как интересно вы рассказали и наглядно показали, особенно меня впечатлил росток, поднявшийся вверх из лежащей на боку бутылки. Наверное, от положения семечка только зависит скорость прорастания, ведь чтобы правильно сориентироваться тоже время нужно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мы сажали много семечек и разницы в скорости прорастания не заметили. На нее больше чем ориентация влияют всякие другие причины - качество самого семечка, препятствия в почве, освещение, температура, влажность и т.д. Но интересно было бы при прочих равных условиях проверить вашу гипотезу! Запомним это для будущих опытов :)

      Удалить
  6. Таня, замечательные опыты! Особенно с этиленом понравилось!
    Корень на своем кончике имеет чехлик, это образование не только защищает точку роста корня, но и обладает положительным геотропизмом. А у побега будет положительный гелиотропизм.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оля, я вот побоялась слово "гелиотропизма" использовать - прочитала, что сейчас это называют "фототропизм", а гелиотропизм это то, что у подсолнухов и т.п. Как все это сложно! ))) Вам-то хорошо, вы все это знаете - а мы с Катей для себя все по-новому открываем )))

      Удалить
  7. Анонимный01.05.2015, 21:25

    Интересные опыты! А что вы потом со всеми ростками делать будете?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Как все опыты подойдут к концу - пересадим подсолнухи во двор. Может, вырастут? Главное, чтобы их хомяк не съел, который у нас под подъездом живет - там его нора :) В прошлом году мы посадили в палисаднике цветы зорьку, а он все верхушки побегов пооткусывал, так они и не стали расти.

      Удалить
  8. Безумно интересно! Не уверена, что решимся сейчас на такие опыты, но на будущее обязательно запишу себе))). Спасибо, Татьяна.

    ОтветитьУдалить
  9. Спасибо огромное! так интересно! подробно и с экспериментами!) я в восторге!

    ОтветитьУдалить
  10. есть одна оплошность в опыте: растения определяют верх и низ не магнитным полем, иначе на экваторе они росли бы в горизонтальной плоскости а направление их роста можно было бы "сбить" простым магнитом. Они определяют верх по центробежной силе вращения Земли. Это можно доказать, если семечку посадить в центрефуге. Ростки будут изначально "выкидываться" вбок, а про дальнейшем росте - начнет загибаться вверх.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо - надо будет перечитать еще раз источники, где я брала информацию!

      Удалить
  11. Можно в следующий раз соорудить центрифугу, чтобы изменить «гравитацию» и показать наглядно :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. У нас даже была идея сделать такой исследовательский проект на конкурс в школе. Но руки не дошли) Может, у вас дойдут воплотить идею?

      Удалить

Чтобы оставить комментарий*, напишите текст в окошке и выберите в "Подписи комментария" профиль из любого вашего аккаунта. Если вы нигде не зарегистрированы, выбирайте Имя/URL и просто вводите свое имя - оно отобразится в подписи.

*Оставляя комментарий вы тем самым подтверждаете свое согласие с Политикой конфиденциальности сайта tavika.ru