Страницы

вторник, 8 декабря 2015 г.

Проект "Красная книга. Возьмем под защиту" 2 класс

Покажу, как мы делали очередной школьный проект на урок "Окружающего мира". На этот раз темой была охрана животных. В нем требовалось рассказать о "Красной книге" - что это такое, зачем, описать ее структуру. И по желанию подготовить какой-нибудь рассказ о любом животном с ее страниц.

Поэтому мы разделили наш проект на 2 части.
В первой рассказали вообще что такое "Красная книга" и что такое "Цветные страницы" в ней. И сделали наглядное пособие по ним - цвета и что они означают.

А потом склеили лэпбук "Возьмем под защиту" про охраняемое животное.
Его шаблоны можно скачать у меня и заполнить про ваше произвольное животное - у вас получиться свой собственный проект:)

Мы с Катей выбрали дельфина - черноморскую афалину. И, знаете, мне самой было интересно делать с Катей этот проект - кажется, что дельфин не такой уж редкий или экзотический зверь, а столько нового мы про него узнали!

Проект: Красная книга. Возьмем под защиту 2 класс
Страницы проекта для урока "Окружающий мир" 2 класс

Но начали мы подготовку к проекту не с дельфина, а со страниц "Красной книги". Кате поручили рассказать, что означает их цвет. Оказывается (я и сама не знала), для удобства структурирования страницы этого документа носят символические названия цветов: "черные страницы", "красные страницы" и т.д. И по цвету страниц, на которых расположен зверь, можно сразу представить себе, насколько благополучным является его вид.
Для того, чтобы легче было рассказывать о цвете страниц, мы с Катей распечатали информацию и приклеили ее на листы именно того цвета, о которых будет говориться. 

Проект: Красная книга. Возьмем под защиту 2 класс
Что значат цветные страницы Красной книги


А дальше, чтобы выбрать животное для рассказа, мы с Катей залезли в интернет поискать "Красную книгу Крыма".
Хотелось рассказывать не о зверях вообще, а о тех, которых мы имеем возможность беречь или защищать. Ведь амурских тигров, конечно, жалко, но они слишком далеки от нашей сферы интересов. А вот не пугать и не давить жужелицу крымскую - это реальная помощь и забота о природе, которую может проявить ребенок. Но, к нашему изумлению оказалось, что своя "Красная книга" есть у кого угодно, кроме Крыма!
Оказывается, несмотря на то, что биоразнообразие Крыма огромно, и здесь проживают не только редкие европейские животные, но и эндемики, официальной "Красной книги Крыма" со времен СССР и не было. Сейчас, после вхождения полуострова в состав России, работы по ее созданию только начались - и это здорово! Даже в голове не укладывается, как можно так безалаберно относиться к природе, чтобы хотя бы просто списки угрожаемых животных и растений не составить! Но пока эти списки ученые только составляют, нам о животных Крыма пришлось искать информацию в неофициальных источниках. 
Хотелось чего-то такого простого и вместе с тем, интересного. И первое, что пришло в голову - дельфины! Уж о них-то и факты легко искать, и в то же время это достаточно редкие животные, которых в дикой природе встретишь нечасто. Например, я за это лето только один раз видела дельфинов в Сатере (это местечко на берегу моря рядом с Алуштой). Но хоть встретишь, в отличии от  бурозубки или большого кожана ;)
Так что мы остановились на дельфине. У нас в Черном море водятся несколько видов дельфинов: афалина, белобочка и азовка. И все они редкие. Но чаще всего встречается афалина. И в дельфинариумах обычно выступают представители этого вида, так что Кате они знакомы. Поэтому и стали писать про черноморскую афалину.

А чтобы было интереснее, я придумала для оформления доклада сделать лэпбук, в который Катя и записывала найденную информацию о жизни и повадках афалин (что такое лэпбуки и как их делать можно посмотреть и скачать у меня в блоге на странице "Лэпбуки") .


Проект: Красная книга. Возьмем под защиту 2 класс
Доклад об охраняемом животном в виде лэпбука


Этот лэпбук я недавно показывала и рассказывала о том, что в него входит подробно вот тут: "Лэпбук о животном". И там же любой желающий может получить себе шаблоны этого лэпбука для распечатки, чтобы сделать свой проект про свое животное. 

Я специально спроектировала папку так, чтобы это была универсальная основа для любых проектах о животных. Потому что, чует мое сердце, мы всю начальную школу будем изучать то одного зверя, то другого. Мы уже делали доклад о кошках, о сирийских хомячках, вот теперь настала очередь редких животных... Так что, думаю, этот лэпбук мы будем использовать еще не раз:)
А пока мы оформили в нем проект "Возьмем под защиту" о дельфине афалина.

Проект: Красная книга. Возьмем под защиту 2 класс
Лэпбук про афалину

Проект: Красная книга. Возьмем под защиту 2 класс
Лэпбук про афалину


Пока изучали, узнали множество интересного. 
  • Например, знаете ли вы, что у каждого дельфина есть свое имя, которое сородичи дают ему при рождении?
  • А про то, что дельфины слышат звуки не ушами (которых у них совсем нет), а нижней челюстью?
  • А вот еще интересно, что из-за того, что дельфинам надо всплывать и вдыхать воздух даже во сне, они никогда не спят в нашем понимании - у них полушария головного мозга отдыхают поочередно.

Таких любопытных фактов о дельфинах у нас в лэпбуке поместилось 12 штук! Можно было бы и больше, да только у Кати рука устала писать :)

Проект: Красная книга. Возьмем под защиту 2 класс
Деталь лэпбука


И, конечно же, по теме нашего проекта я предусмотрела в лэпбуке специальный элемент, куда Катя записала все, что относится к охране афалин.
Оказывается, в общем по земному шару остальные подвиды афалин (это обыкновенная афалина, индийская афалина и дальневосточная афалина) достаточно хорошо себя чувствуют и являются самыми многочисленными дельфинами Мирового океана. В одном только Мексиканском заливе их насчитывают не менее 67 тыс. штук!
А вот в Черном море  афалин всего 7 тысяч. Хотя в последнее время ученые стали наблюдать даже прирост дельфинов в некоторых его частях. Мы очень надеемся, что наши дельфинчики выживут и будут благополучно жить в мире с остальными обитателями моря. Ведь врагов, кроме человека, у них тут нет.
К счастью, в 1983 году все страны подписали договор о запрете на вылов дельфинов (в СССР такой закон был принят еще в 1966 году, но турецкие рыбаки продолжали на них охотиться). Теперь дельфинам мешают только техногенные факторы: загрязнение окружающей среды и шум от судов и приборов, который не дает им ориентироваться под водой. Ну и курортники, которые добрались уже до самых отдаленных уголков побережья, тревожат их, хотя дельфины достаточно спокойно и дружелюбно относятся к присутствию человека поблизости.

Проект: Красная книга. Возьмем под защиту 2 класс
Фрагменты лэпбука, относящиеся к охране афалин

Вот все это и рассказала и показала Катя в школе на защите проекта :) Детям было интересно, они слушали, задавали вопросы, потом на переменке вместе с Катей смотрели остальные разделы лэпбука.
Для меня это было главное - заинтересовать! 








Что еще можно сделать с детьми для изучения экологии, заботе о природе и сохранения нашей планеты?
  • Можно, например, участвовать в работе Фонда охраны дикой природы - я рассказывала здесь, как Катя заботилась о снежных барсах.
  • А можно просто изучить какого-нибудь зверя - не важно, вымирающий он или нет, ведь они все нуждаются в нашем внимании и заботе. Вам поможет в этом лэпбук "Все о животном"
  • Можно рассказать детям про экологию, что это такое, как все в мире взаимосвязано, и как мы можем влиять на окружающую среду. Для этого прекрасно подойдет мой авторский лэпбук "Экология", который можно использовать с детьми уже 4-5 лет. Шаблоны для распечатки вот здесь: http://www.tavika.ru/2014/07/lapbook-ecology.html
  • Можно сажать растения. Конечно же, вместе с лэпбуком! В лэпбуке "Мой сад" есть дневничок растения, календарь роста, жизненный цикл растений, создается его паспорт и много всего интересного:)
  • Можно помогать волонтерам - кто это такие и что они делают рассказывается в нашей компьютерной презентации для детей. Скачать ее можно тут: "Волонтер - это..."
  • Можно провести с детьми занятия и опыты о природе и нашей планете  - вот тут в статье я даю 20 идей ко Дню Земли.
  • Можно узнать про пластиковые пакеты и поставить эксперимент, что с ними происходит после того, как их выбросили. Вот тут я привожу опыт с пакетами
  • Можно сделать контейнер для сбора батареек и поставить его дома, во дворе в садике или в школе. Вот тут у меня мастер класс такого контейнера для сбора батареек
  • А можно просто делать поделки и заниматься творчеством, используя вторично ненужную упаковку. Посмотреть идеи таких поделок у меня в блоге можно по тегу "из бросового материала"


А вот здесь вы можете посмотреть, как Катя готовила другие проекты для начальной школы:

6 комментариев:

  1. Невероятно интересно! Большое спасибо, про цвет страниц я тоже была не в курсе.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Пока с детьми в школе учишься, чего только не узнаешь))))

      Удалить
  2. Мы тоже недавно с дочкой делали проект о Красной книге. Сейчас увидела ваш и так жалею, что мы догадались сделать в виде лэпбука, а ведь уже давно читаю ваш блог. У вас очень интересно получилось! В следующих проектах обязательно используем идею лэпбука.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ничего - впереди еще столько проектов! Так хотелось бы их все дома обыграть, но, жалко, на все времени не хватает

      Удалить
  3. Любовь Масляева15.12.2015, 15:31

    Татьяна, здравствуйте! К вопросу об охране дельфинов. Вы ходите с дочкой в дельфинарии? Наткнулась недавно на информацию о том, в каких условиях содержатся там дельфины, была в шоке. Не задумывалась раньше, какова для животных цена человеческих развлечений . http://www.pure-t.ru/?p=58951#.VlRdIsOJp6E.vk http://divewondersblog.com/?page_id=329

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, в дельфинарии мы ходим. За условиями там, однозначно, надо следить, и проверки устраивать, и правила содержания выполнять. Ну а в самих дельфинариях я не вижу ничего плохого. Как и в цирке, и в зоопарке. Мы и сами дома в клетке хомяка держим - с точки зрения одной моей знакомой "издеваемся над животным". Мне кажется, что дело тут не в том, чтобы запретить детям показывать животных, а дело в том, чтобы животным создавать нормальные условия. За это и нужно бороться, а не за закрытие зоопарков, цирков и дельфинариев.

      Удалить

Чтобы оставить комментарий*, напишите текст в окошке и выберите в "Подписи комментария" профиль из любого вашего аккаунта. Если вы нигде не зарегистрированы, выбирайте Имя/URL и просто вводите свое имя - оно отобразится в подписи.

*Оставляя комментарий вы тем самым подтверждаете свое согласие с Политикой конфиденциальности сайта tavika.ru