среда, 28 ноября 2012 г.

Опыт и ошибки раннего развития

С обоими своими детьми я с самого рождения занималась так называемым "ранним развитием". Старшему уже двенадцать, а младшей вот-вот будет пять. Поэтому, думаю, уже можно подвести некоторые итоги - что у нас получилось, а что не получилось.
Сразу же скажу, что термин "раннее развитие" мне категорически не нравится! Я бы предложила пользоваться термином Михаила Федотова "своевременное развитие". Потому что я не стремилась научить детей раньше всех читать-писать и кататься на велосипеде. Я старалась сделать так, чтобы они полностью использовали потенциал, который в них заложен. "Развивать" для меня это не сажать за занятия и книжки, "развивать" - это следовать за ребенком и постоянно "подкидывать" ему материал для дальнейших открытий, для размышления и творчества. Именно поэтому я никогда не водила детей в такие модные сейчас школы раннего развития. Я убеждена, что нельзя три раза в неделю в определенное время заниматься определенными занятиями определенное количество минут. А если у меня Катя уже неделю увлечена только электричеством? Неужели ей сейчас пойдет впрок английский язык или будет интересно раскрашивать какую-то дурацкую бабочку? Сейчас ей надо рассказать про электроны, научить строить из конструктора по прилагаемой схеме и т.д. А вот через недельку Катя вполне может увлечься насекомыми, тогда и надо будет ей дать раскраску с бабочками. Тогда они уже не покажутся ей такими "дурацкими" :)
Но это все лирика. Теперь конкретные результаты из моего опыта.  Подчеркиваю - все это результат моего личного опыта, я совершенно не претендую на истину. Ведь я всего лишь мама, а не ученый и не психолог.

Что для своевременного развития детей делать надо:

1. Надо начинать общаться с младенцем как можно раньше. С первых дней. Разговаривать, петь, показывать картинки, делать гимнастику. Пусть поскорее в его мозгу образуются новые связи. Оба мои ребенка обгоняли нормативы физического и умственного развития, принятые для их возраста.

2. Заниматься надо стараться не в какие-то специально выделенные часы, а все время - ненавязчиво, в процессе игры: идем - считаем ступеньки, едем - поем песенки, играем в Африку - глянули, где она на карте. Ребенку должно быть интересно.
Скажете, что это подходит только малышам? Но даже школьникам надо придумывать мотивацию, интересную им, а не маме или учителям. Таблица умножения гораздо быстрее выучится, если не зубрить, а играть в компьютерную игру, в которой надо стрелять правильными ответами в падающие с неба примеры. Например, казалось бы, нет скучнее занятия, чем обводить в прописях закорючки (это малышам хорошо, они хотя-бы картинки обводят). А дочка сама придумала, как себя в это время развлечь: она играет в школу. В ней занимаются два ученика - Дима и Оксанка. Оксанка все делает хорошо, а Дима ошибается. И я потом оценки должна ставить - отдельно Диме, отдельно Оксанке :) Ей так эта игра нравится, что она постоянно просит распечатать ей еще прописей :)

3. Надо создать вокруг ребенка творческую развивающую среду. Чтобы любое возникшее у малыша желание он мог сразу удовлетворить - рисовать, лепить, смотреть книжку, играть на ксилофоне. Мы же не знаем, что он сейчас хочет делать. И он сам еще не знает. Но вот попался на глаза нужный предмет и... эврика! Например, если бы сын использовал компьютер только для игр, не умел рисовать и не видел, как папа пишет программы, то ему никогда бы не пришла в голову мысль самому написать компьютерную игру. А теперь для него это не какие-то заоблачные планы, а просто еще одно умение, которое реально освоить (на его уровне, конечно) за неделю.

4. Надо побуждать ребенка делать выводы самостоятельно. Не спешить дать готовый ответ. А наводящими вопросами подтолкнуть его к тому, чтобы ребенок ответил на свой вопрос сам. Пусть растет генератором идей.

5. Надо поощрять любую самостоятельность, любую попытку что-то сделать: придумать, построить, сочинить, нарисовать. Чтобы не рос потребителем. Меня очень радует подход моих детей - не "мама купи", а "давай мы сделаем такое же".

6. Надо давать как можно больше новых впечатлений. Посещение музея, цирка, пикник на природе, поход в гости, туристическая поездка. Неделя, проведенная нами на море, дает скачок в развитии ощутимее, чем месяцы развивающих занятий дома.

7. Заниматься надо только тем, к чему у самой мамы лежит душа. Есть много методик раннего развития. И все они приносят хороший результат. Я для себя сделала вывод, что не обязательно брать какую-то одну - детей развивают ЛЮБЫЕ занятия с ними. Поэтому если на кого-то, как на меня, карточки Домана наводят смертельную скуку, то и ну их, эти карточки:)
Вот пример.Я сама очень люблю рукодельничать, стараюсь привить это моим детям, и у них это неплохо получается. Но я знаю одну мамочку, которая совершенно не умеет и не любит ничего делать руками. При этом ее дочка очень развитой ребенок: они с самого младенчества занимались языками, компьютером, много читали. И эта девочка очень любит рукоделие - всегда что-то мастерила, шила, клеила. Ей сейчас десять лет, она сама ходит в кружок и делает очень хорошие вещи. Хоть мама никогда с ней даже не лепила:) Общий высокий уровень развития ребенка дал высокий уровень в отдельной сфере без специальных занятий.

А теперь самое главное - что делать не надо было:

1. Не надо ВСЁ свое время посвящать ребенку. Со старшим я делала так: все хозяйственные и личные дела происходили, пока он спал. А как только открывал глаза, я была только в его распоряжении. Всегда готова играть, помочь, подстраховать. Это необходимо и полезно для малышей до года, ну, до двух. А позже в этом уже нет необходимости.
Думаю, именно из-за этого до сих пор мне приходится сына контролировать гораздо больше, чем я хотела бы. Я со своей опекой (хоть и с благими намерениями) не дала вовремя развиться самостоятельности. И теперь эту самостоятельность приходится развивать отдельно. С младшей я учла свой опыт - я с ней только, если я ей нужна. Даже специально стараюсь какие-то дела отложить на то время, когда мы с дочкой остаемся вместе - я сижу, занимаюсь своим, она тут же под боком, но занимается своим. Я ей всегда помогу, всегда подскажу. Но только если она сама попросит. И уже сейчас видна разница в воспитании.
С другой стороны, тут очень трудно отделить то, что заложено в характере от того, что дало воспитание. Витя первый ребенок в семье, центр нашей маленькой Вселенной. Он очень ласков, очень зависит от похвалы, очень нуждается в людях - до сих пор не может один находится в комнате, почитать с книжкой  и то приходит к нам. Катя же сразу знала, что мама не принадлежит только ей. И сразу не была сильно зависима от других. Могла сама подолгу лежать в кроватке. И даже не любила, когда ее обнимают и тискают - отталкивалась ручонками. Я даже не представляла, что такое у младенцев бывает! Возможно, Катя от природы более самостоятельна, чем Витя, но кто же знает наверняка?

2. Не надо сильно увлекаться развитием. Как ни парадоксально это звучит:) Как только маленький Витя просыпался, я бежала к нему с разными интересными занятиями: а давай устроим кукольный театр, а давай рисовать отпечатками, а давай запускать воздушного змея. Я столько интересного узнавала сама, столько придумывала разных игр и занятий, мне самой так хотелось опробовать все, что я вычитала в интернете! И сыну это ужасно нравилось, он с удовольствием соглашался на все! В результате он стал ждать, а что же еще мама придумает? И отучился придумывать сам. Так я выработала в нем пассивность, с которой борюсь теперь.
Учтя этот опыт, дочке я не спешу предлагать свои игры и занятия. Я жду, когда она сама спросит или попросит. А еще лучше, сама придумает. Все идеи для игр держу наготове, но сама не навязываюсь. Иногда не вредно и предложить какое-то новое интересное занятие, но это должно быть иногда. Ребенок не должен быть зрителем на шоу, которое показывает мама.

3. Этот пункт не про развитие, а про общее воспитание. Внимательно отнеситесь к тому, какие первые впечатления получает ребенок! Они настолько глубоко врезаются в его память, что могут аукаться ему целые годы!
Например, первый встреченный Витей в жизни мальчик оказался драчуном. Маленький Витя доверчиво потянул к нему с улыбкой ручонку, как всегда тянулся к взрослым - маме, папе. И получил в ответ лопаткой. А так как мы гуляли в одно и то же время в одном дворе, то мы часто этого мальчика встречали. Больше никого не было, поэтому приходилось гулять вместе, постоянно останавливая попытки более старшего малыша (тому не было и двух, но он был нас на год старше) обидеть Витю. Такой уж у того был характер! В результате, Витя стал тянуть меня подальше со двора. И до пяти лет не любил играть с другими детьми совершенно. При том, что в садик ходил.  Он уже детей не боялся. Просто занимался своим делом, полностью игнорируя их игры. Я даже волноваться стала, как он в общество впишется. А теперь все мы поражаемся, какой Витя общительный. Вокруг него целая компания мальчишек, у нас дома постоянно в гостях его друзья, он моментально вписывается в любой коллектив и никогда (тьфу-тьфу) у него еще не было серьезных конфликтов с другими людьми. То есть эта его "дикость" в дошкольные годы была вызвана первым негативным опытом дружбы. Ну что мне стоило ходить гулять в другой двор, чтобы не встречаться с этим драчуном! А мне тогда казалось, что надо, чтобы Витя учился общаться с детьми и умел постоять за себя. Очень неумно - я только затормозила его развитие.
Второй пример, казалось бы, совсем глупый - Кате еще не было и года, когда однажды прямо в ее руках лопнул воздушный шарик. Я сама была виновата, хотела нарисовать на нем мордочку и сильно надавила ручкой - вот он и лопнул. Катя испугалась, плакала. Ну, подумаешь, испугалась. Какая ерунда! Но потом она года два боялась воздушных шариков! Панически! Этот факт отравил нам лучшие моменты жизни. В цирк идти нельзя, там у входа шарики продают - Катя ни в какую заходить не хотела. На любом детском дне рождения, куда нас приглашали, обязательно висели эти ужасные шарики. И Катя забивалась в уголок, чтобы быть как можно дальше от них. Как я ни пыталась ее страх побороть - сказками и играми, уговорами и объяснениями, - все впустую. Годам к трем само собой прекратилось. Такая сильная фобия - и все из-за лопнувшего воздушного шарика!
Поэтому старайтесь в раннем детстве оградить малыша от любых травмирующих впечатлений.

63 комментария:

  1. Тань, удачи тебе в конкурсе! Это очень полезные заметки и очень ценный опыт для молодых мам.
    Пока читала несколько раз поймала себя на своих ошибках. :)))

    ОтветитьУдалить
  2. Я со многим согласна. Например, не обязательно следовать одной какой-то методике, можно взять что-то из одной и другой. А можно вообще просто играть с ребенком, как ему нравится и это тоже будет в своем роде развитие))
    Про самостоятельность: думаю, мои дети сами не стремятся читать, потому что уж очень мама хорошо читает. Соседка с дочкой редко занимается, так дочка все книги дома сама перечитала - чем ей ещё одной заняться.
    Про страхи: иногда нам кажется ерундой страхи ребенка, а для него это серьезнее, чем мы ожидали. Эти недопонимания родителей на всю жизнь запоминаются.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Насчет чтения - я обоим читала (перед сном - обязательно, а днем, если попросят), и учила читать их одинаково. В год оба уже знали все буквы, в два складывали слоги. Но вот дальше пошло различие. Со старшим мы потом до шести лет "занимались" чтением - каждый день мы садились, и он читал мне отрывок текста. Без особого желания и интереса, а только благодаря моим "педагогическим уловкам". И только к семи понял интерес от чтения - стал сам брать книжки и читать. А вот младшая, когда научилась складывать буквы в слова, сама стала читать - ей просто было интересно. Без всяких "занятий". Я ей перед сном разрешала немножко с книжкой полежать :) А так как она спать не хотела, то старалась как можно дольше читать. Поэтому сейчас, к пяти, наработала уже хороший опыт беглого чтения и читает сама себе детские книжки и энциклопедии. Хотя я ей продолжаю читать сказки перед сном. Видимо, просто разные характеры у детей :)

      Удалить
    2. Таня, вот задумываюсь насчет чтения. Глеб научился уже полтора года назад читать. Но сам читает только вывески... Вместе читаем когда рисуем (сочиняю сказку, рисую, и подписываю картинки)это тоже можно пед. уловками назвать. Так хочется чтобы он сам начал стремится и желать прочитать, но нет этого и все тут...

      Удалить
    3. Я бы не вмешивалась в ход событий. Глеб еще совсем маленький, можно желание напрочь отбить. Просто использовать больше игр, где слова. Можно плакаты с краткими подписями вешать и менять почаще, презентации с крупными надписями показывать. И прочие "уловки" :) Когда у него процесс складывания букв в слога и слогов в слова будет происходить совсем легко, тогда ему самому захочется читать что-то большое. По крайней мере у моего Вити было так. Прямо резкий скачок был: почти год читал не лучше не хуже, а потом как под горку на саночках заскользил:)

      Удалить
  3. Таня, спасибо тебе большое, что обобща=ила и рассказала о своем опыте. Это очень интересно и полезно

    ОтветитьУдалить
  4. Интересно, как всегда. Очень понравилось. Я согласна. Не надо слишком увлекаться ранним развитием. Где-то читала, что для малыша важнее развитие на уровне эмпатии, чувств и эмоций. А читать и считать он и позже научится. Там было что-то про полушария. Что сначала развивается именно полушарие чувств, а ха чтение и логику отвечает другое.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мария, это скорее всего Шичида :) до 3 лет у ребенка развивается правое полушарие в большей степени, потом все переходит на левое. И мы все с вами здействуем левое. правое всего на несколько процентов, а если сможем до 3 лет научить ребенка пользоваться правым полушарием, то у него большое будущее :) (это своими словами кратко по Шичиде)

      Удалить
    2. Я все-таки не считаю, что надо развивать какое-то полушарие отдельно :) Я сразу, с рождения, занималась всем - и логикой, и творчеством, и физическим развитием. Мы же хотим воспитать гармоничную личность? Главное только это делать не по плану мамы, а по желанию и склонностям ребенка. И не забывать про сензитивные периоды - в каком возрасте как развивается мозг.
      Неправильно ведь будет, если мы будем развивать эмпатию, а на вопрос ребенка "что здесь написано", скажем - "узнаешь когда вырастешь"?

      Удалить
    3. Таня, я это не к тому написала. Я тоже считаю. что развивать надо все гармонично. Просто Маша про полушария заговорила, вот я и вспомнила про Шичиду

      Удалить
  5. таня, спасибо большое за очень интересную статью! Никогда не задумывалась о том, что ты написала про Витю. Я тоже помню, когда Даша просыпалась, я сразу неслась к ней, откладывая все дела, стараясь посвятить все время только ей одной. Потом стала ее к своим делам приобщать. Но вот честно скажу, что вроде бы не замечаю за ней, что ей сложно одной, нет она много игр сама придумывает и фантазирует.
    И про третий пункт тоже не задумывалась. надо повнимательнее с этим быть. Спасибо еще раз и за статью и мысли и за участие в конкурсе!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Маш, тебе за конкурс. Очень интересно читать про чужой опыт, как и что у других мамочек :)
      Насчет самостоятельности. Я ничего точно сказать не могу - это просто мои наблюдения над моими детьми. Может, в моем случае, это просто у Вити характер такой сам по себе. Очень трудно отличить последствия воспитания от врожденных склонностей. И чем старше ребенок, тем сложнее. Но если бы я сейчас могла все начать с начала, я бы подход к воспитанию Вити сильно скорректировала, учитывая именно эту его черту.

      Удалить
  6. Спасибо! Как всегда очень познавательно, но на этот раз для мам.

    ОтветитьУдалить
  7. А мне кажется, что девочки просто более самостоятельны от природы, чем мальчики. Много раз замечала на прогулках, что упавшая девочка (до двух лет) будет вставать сама, а мальчик будет лежать и ждать когда поднимут.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. И это, видимо, тоже. Но в воспитании все так индивидуально! Вот было бы у меня тринадцать детей, как у моей прабабушки, тогда бы я смогла какие-то общие правила вывести. А так - все на интуиции:)

      Удалить
  8. Очень мудро! Просто браво! С удовольствием прочитала статью и практически всё нашло отклик в душе. Про Диму и Оксану - это доча просто молодчина, артистка настоящая:)
    Про 3-й пункт - это да, стараешься оберегать как можешь, но никогда не знаешь, что на малышонка произведет сильное впечатление. До сих пор с содроганием вспоминаю крестины своей дочки и до сих пор чувствую вину перед ребёнком, после них мы и купаться толком не могли месяца 2 и даже снежинка, попавшая на лицо вызывала чуть ли не истерику. Хотя ДО крестин и ныряли, и брызгались с удовольствием, и даже ведёрко снега на себя опрокидывали, что там "замкнуло" ? Не знаю.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо :)
      Вот-вот, малыши такие впечатлительные! Мама даже может не заметить, а ребенок получит психологическую травму.

      Удалить
  9. Танюш, спасибо за чудесную статью! Сделала для себя кое-какие выводы. Буду пробовать на Никитке своем.
    А методика однозначно не должна быть одна. Ведь в разное время и разным деткам нравятся разные вещи. А про занятия в модных школах раннего развития - это ты зря. Мы вот ходим, Никите очень нравиться. Эти занятия очень спасают в осенне-зимний период, когда холодно и мало деток гуляет. Там ребенок получает общение, туда идет каждый раз с радостью, с ожиданием что же там нового покажут и чему научат. И если ребенок что-то не хочет делать, так никто и не заставляет. Мы вот зарядку не всегда любим делать, так сидит себе в уголочке и никому не мешает ;) Фух пока писала интернет успел два раза пропасть ))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Школы раннего развития тоже разные бывают, видимо. Малышей, может, не заставляют, а вот нашу пятилетнюю подружку на занятиях уже сажают за прописи - "от сих до сих". Они домашние задания делают, что-то учат к определенному дню, потом на уроке их проверяют. Это уже настоящая школа получается! А деткам-то еще играть и играть надо.

      Удалить
  10. Отличная статья))) Спасибо, Таня, за твой опыт)
    И я вот тоже склонна думать, что мальчики и девочки очень сильно отличаются в развитии, а тем более в ранние годы. Хотя по одной паре судить еще сложно, это надо как минимум еще по штучке завести и воспитать)))
    Но полностью поддерживаю, что с первым совсем другое отношение, чем с последующими) и опыт есть, и ошибки учитываются.. И после твоей статьи тоже захотелось чем-то поделиться, может успею до завершения конкурса))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Наташ :) Буду ждать твою статью - очень интересно чужой опыт со своим сравнить, какие-то мысли перенять!

      Удалить
  11. Опыт вашей семьи вообще очень интересен. Огромное спасибо за ценные выводы - мне кажется, это очень важный жанр для мамы и ее читателей. Прочла с огромным интересом. Кстати,знала маленькую девочку, которая очень боялась котят, даже на картинках - ее в раннем возрасте оцарапали. Думаю, это из серии того, что, возможно, должно было произойти, и на чём та девочка прорабатывала какие-то свои проблемы, но все равно про шарики - важный рассказ. А еще у нас есть одна подружка 4.5 лет - с ней принципиально родители не играли, потому что они этого очень не любят. Зато давали ей возиться со всем подряд, по большей части со взрослыми объектами (игрушек минимум). Ну и мама постоянно поблизости. Так вот - наша подружка очень большая умница. Недавно сама додумалась, как в скайпе мне цветочек послать, ну и вообще)).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да-да, я о том же. Не так важны методики (хотя они могут существенно ускорить естественный процесс), как важен общий климат неравнодушия и креативности в семье. Ирина (maggymama) когда-то написала очень мудрую статью на эту тему. Смысл ее в том, что мы на 90% воспитываем ребенка примером своей жизни, и только 10% дают специальные занятия: «Не беспокойтесь о том, что дети вас не слушают. Беспокойтесь о том, что они всё время на вас смотрят» – Р.Фулхэм. Почитать можно тут - http://maggymama.wordpress.com/2012/10/21/мой-текст-с-дерзким-названием-с-чего-н/"

      Удалить
  12. Очень интересно! Еще интересно было бы про взаимоотношения твоих детей, особенно про трудности и их преодоление.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Юля. Тема, которую ты предлагаешь, действительно, очень важная и интересная. Я бы и сама с удовольствием про чужой опыт почитала! Надо Машу попросить и такой конкурс сделать.

      Удалить
  13. Анонимный29.11.2012, 20:10

    Таня, спасибо огромное! Очень вдохновляет! Особенно полезна часть про ошибки и что не надо делать. Удачи на конкурсе!

    ОтветитьУдалить
  14. Танюша, сижу с упоением читаю статью и выделяю (в прямом смысле - распечатать на листе и маркером выделяю) интересующие меня моменты. Для меня твой опыт очень важен, поскольку Катюша немного старше и есть возможность учесть ваши "ошибки", чтобы получить результат. Очень понравилась фраза: "Ребенок не должен быть зрителем на шоу, которое показывает мама"!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну уж маркером! :)))) Это всего лишь мой личный опыт :)

      Удалить
  15. Хорошая статья, Татьяна спасибо за ваш опыт, это дорогого стоит! Я веду занятия в группе раннего развития с детками 2,5 -3 лет, Tavi 100% описала наши занятия)) Родителям и деткам нравится, ни кого не заставляем это дело добровольное слушать или смотреть или делать. но родители отзываются положительно и рассказывают что дома проигрывают наши занятия и сказки.А со своей дочей специально тоже не занимаюсь, но иногда на ней отрабатываю некоторые элементы занятий и могу по её реакции и включенности смотреть пойдет или не пойдет.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я просто уверенна, что на ваших занятиях все в порядке. Но хорошие преподаватели встречаются не так уж часто:( А больше групп, в которых занятия проводятся как раз формально - даются задачи, проверяется их выполнение, есть общие требования для всех. Это я, опять-таки, по отзывам знакомых мамочек сужу. В других местах, наверное, все по-другому.

      Удалить
  16. Таня, спасибо за интересный опыт вашей семьи! Очень импонирует видение "творческой развивающей среды" в семье.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Этому я как раз у Лены Даниловой научилась. Мне очень многое в ее системе кажется подходящим именно для нас.

      Удалить
  17. Таня, спасибо большое. Очень интересно и полезно, я сделала кое-какие выводы. Много писать не буду - третий час ночи, и уже пальцы не клацают по клавиатуре :)) Пойду спать. Лягу и обдумаю все, что ты написала. Спасибо тебе.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я рада, что тебе кое-что было полезно:) Надо же, в три часа ночи меня читают :)

      Удалить
  18. Татьяна очень понравилась статья! Я кстати тот же вывод сделала - вредно слишком много занятий придумывать для ребенка. У нас последствия этого правда немного другие. Глеб очень настороженно относится ко всем моим предложениям - как будто, боится, что мама опять возьмет инициативу в свои руки. В то время как он точно знает чем хочет сейчас заниматься. Другое дело, младший - Марк, он всегда рад игре с родителями, потому что не перегружен ими под самую завязку.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Как бы точную меру узнать :) Жалко, что не может быть единого рецепта для всех мам...

      Удалить
  19. Таня - как всегда статья великолепная!!! И очень нужная, полезная и верная. Я вот все думаю, надо бы по методикам. Но за какую не бралось - скучно... А вот без методик самое и для меня правильное. Что сейчас волнует, то и изучаем.
    А что-то отдельно развивать совсем не стремлюсь.
    Еще очень мне пункт про самостоятельность понравился. А то я себя часто корю, что не всегда успеваю с ним все время заниматься. А он стал сам так замечательно играть, что даже мешать не хочется.
    А вот насчет мама-клоун,это про меня... Все борюсь собой,но не всегда получается...
    И про страхи у меня проблема. Том у меня очень много чего боится... И даже не знаю почему. Надеюсь пройдет...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лиза, у тебя тоже богатейший опыт. Старший-то уже совсем взрослый - выводы делать уже можно. Я бы с удовольствием твою такую же статью прочитала :) Может, напишешь?

      Удалить
    2. Таня, опыт богатейший, только не раннего развития :)
      Старшего я родила в 20 лет и сейчас вообще думаю как он рос. Хотя тогда мне казалось, что я с ним занимаюсь. Сейчас это просто смешно. И как я его не угробила вообще. Это учесть, что он самый трудный из моих детей. И самый своенравный. В первом классе он вообще заявил, что больше не собирается заниматься и требовал возвращения в сад!!!
      Зато сейчас какой хороший - просто золото!!! И куда все делось...
      А средний вообще ангел. Он все всегда делал сам и я с ним ни разу не проверяла домашние задания. Это со старшим сидела с уроками до выпускного... И он круглый отличник и учится в очень тяжелой физико-математической школе в специальном классе для одаренных детей.
      Так что занимаюсь серьезно я только сейчас с Томоми и то вряд ли так, как действительно надо...

      Удалить
    3. Ну вот видишь, как ты свое воспитание не называй - "раннее" или "не раннее", а сыновья твои растут молодцами. Вот бы и написала, как они стали такими.

      Удалить
  20. Таня, очень интересная статья! Прочитала на одном дыхании.

    И, знаешь (мы уже на "ты" или нет?), мне очень близки твои рассуждения, хотя опыт наш различается. Я никогда не пыталась посвятить всю себя дочке - ну, или почти никогда: в те дни, когда это всё-таки со мной случалось, я чувствовала огромную моральную неудовлетворённость. Думаю, тут дело даже не в том, первый это ребёнок или второй, а в возрасте мамы: зрелые мамы уже понимают, что можно удовлетворять и свои интересы в присутствии ребёнка.

    Что касается общеразвивающих занятий, то мы с Дашей тоже успешно занимаемся ими сами, хотя и попробовали в своё время взять несколько уроков. Заниматься же мы ходим только тем, что я не могу дать сама. И в первую очередь это спорт - хотя мы и сами периодически бегаем по вечерам.

    Ты пишешь, что Катя придумывает сюжеты для игры в школу - у меня Даша делает то же самое: усаживает рядом плюшевого мишку и буквально заставляет меня учить их на пару.

    Было интересно найти столько общего. Я тоже обеими руками за индивидуальный подход.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оля, конечно, на "ты" :) Я всегда любила читать твой блог, чувствовала близость, и рада найти этому подтверждение :)

      Удалить
  21. Мамы так много знают. Я прямо неловко начинаю себя чувствовать. Пора и мне в плотную заняться самообразованием. Дочки 8 месяцев, а я только озадачилась ее развитием...
    Такая интересная статья получилась - с опытом, с рекомендациями, как стоит делать, как нет. Но я больше склоняюсь к мысли, что многое зависит от темперамента ребенка. Хотя роль родителей нельзя недооценивать.
    Эх, мне еще учиться и учиться :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ничего страшного - молодым мамочкам часто кажется, что они что-то делают неправильно, что другие все знают, а они - нет. На самом деле готовых рецептов не существует, поэтому и умудренные опытом мамы все равно все проходят как в первый раз, так же сомневаются в своих действиях, как молодые девочки, и так же делают ошибки :)

      Удалить
    2. Хотелось бы пройти этот путь без ошибок, детки - это ведь самое ценное, что есть у нас! Согласно, что нет универсального решения - все познается методом проб: нравится-не нравится, подходит-не подходит. Но для самых маленьких однозначно в виде игры :) . Осталось придумать подходящие игры!

      Удалить
  22. Нам кстати, Доман, что-то также не пошел. И книжки есть, и карточки, и сама пыталась карточки сделать, но терпения не хватает, чтобы постоянно заниматься. Как дополнение к другим занятиям, да.
    А по поводу самостоятельности, есть методики, сама для себя недавно открыла, в которых развитие самостоятельности - это плохо, мол ребенка морально не созревает, а его уже делают самостоятельным. Я также стараюсь воспитать самостоятельность: Проявил интерес к ложке - все, кушаем теперь самостоятельно. А время, которое у меня появляется в результате того, что ребенок что-то делает сам, я трачу на полезные дела)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. С такими методиками я не сталкивалась - интересно будет посмотреть их аргументы. Пока что я считаю, что самостоятельность - это прекрасно.

      Удалить
  23. Татьяна, спасибо за Ваш ценный опыт. Мы пока только в самом начале пути, поэтому с удовольствием учтем Ваши выводы. Я со многим согласна. Тоже грешу ролью "развлекателя" для сына, но сознаю это и стараюсь по возможности иногда его оставлять одного (я при этом в комнате). И вижу, как он сам что-то придумывает, сам показывает свои интересы. Правда, чаще он и меня привлекает к этой игре (или приходится подключиться "для безопасности"), но то, что инициатива исходит от него - большой плюс, на мой взгляд.
    Я тоже не сторонник специальных занятий (ребенок сам показывает, когда и чем с ним заниматься). Но я бы не высказывалась так категорично против школ развития. Мы, например, в такую школу ходим. Но цель - не столько развить, сколько ообогатить мой материнский опыт разными вариантами занятий (учусь рукодельничать, вспоминаю, как держать в руках краски и пластилин :), узнаю новые потешки и игры). А зная это - я могу уже что-то своевременно подобрать дома.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Насчет школ развития - возможно, это просто я сталкивалась только с плохими примерами. Я писала, что это неприемлемо для меня. Если вы чувствуете, что занятия приносят вам и вашему малышу пользу, значит так оно и есть. И это здорово!

      Удалить
  24. Таня, огромное спасибо за статью! Много полезного, со всем согласна, все мысли разложила по полочкам и уже вижу свои ошибки!Удачи вам!

    ОтветитьУдалить
  25. Таня, спасибо за интересную статью и ценный опыт! У нас примерно так же началась история общения с детьми, как у Вити. Не знаю до сих пор, как действовать, еще и родственники наводят панику. Да и вообще узнаю полностью себя в той части статьи "что не надо было делать", на те же грабли наступаю)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Насчет общения - у нас все нормализовалась само-собой где-то годам к пяти. До того Витя просто не интересовался детьми и относился к ним как к досадной помехе. Я не настаивала, боясь еще больше испортить, хотя и переживала, что что-то пойдет не так и сын до старости будет один-одинешенька :) А с четырех он сам потянулся к детям, стал сначала смотреть на их игры, потом и сам просился пойти погулять с мальчишками. А с семи уже самостоятельно гуляет во дворе в компании сверстников и прекрасно себя чувствует.

      Удалить
  26. Спасибо за рассказ о своём опыте "своевременного развития"! Кстати, не слышала раньше этот термин - очень удачный.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мне тоже этот термин кажется очень удачным. А то "раннее развитие" многие критикуют именно из-за названия - имея ввиду, что развивают ребенка раньше, чем он это может сам, т.е. насильно.

      Удалить
  27. Очень интересная статья! Спасибо! Прочитала и получила огромное удовольствие!
    А вот насчет Вити - мне кажется многое из того, что Вы написали в ошибках - не Ваша вина, а особенности его врожденного характера, особенно что касается общения с детьми.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за комментарий! Я не могу с уверенностью отделить, где особенности характера, а где воспитание. Но глядя из сегодняшнего дня я вижу, что те черты, которые были вложены в характер, я усугубляла, вместо того, чтобы выравнивать. Сейчас бы я многое делала по-другому.

      Удалить

Чтобы оставить комментарий*, напишите текст в окошке и выберите в "Подписи комментария" профиль из любого вашего аккаунта. Если вы нигде не зарегистрированы, выбирайте Имя/URL и просто вводите свое имя - оно отобразится в подписи.

*Оставляя комментарий вы тем самым подтверждаете свое согласие с Политикой конфиденциальности сайта tavika.ru