С обоими своими детьми я с самого рождения занималась так называемым "ранним развитием". Старшему уже двенадцать, а младшей вот-вот будет пять. Поэтому, думаю, уже можно подвести некоторые итоги - что у нас получилось, а что не получилось.
Сразу же скажу, что термин "раннее развитие" мне категорически не нравится! Я бы предложила пользоваться термином Михаила Федотова "своевременное развитие". Потому что я не стремилась научить детей раньше всех читать-писать и кататься на велосипеде. Я старалась сделать так, чтобы они полностью использовали потенциал, который в них заложен. "Развивать" для меня это не сажать за занятия и книжки, "развивать" - это следовать за ребенком и постоянно "подкидывать" ему материал для дальнейших открытий, для размышления и творчества. Именно поэтому я никогда не водила детей в такие модные сейчас школы раннего развития. Я убеждена, что нельзя три раза в неделю в определенное время заниматься определенными занятиями определенное количество минут. А если у меня Катя уже неделю увлечена только электричеством? Неужели ей сейчас пойдет впрок английский язык или будет интересно раскрашивать какую-то дурацкую бабочку? Сейчас ей надо рассказать про электроны, научить строить из конструктора по прилагаемой схеме и т.д. А вот через недельку Катя вполне может увлечься насекомыми, тогда и надо будет ей дать раскраску с бабочками. Тогда они уже не покажутся ей такими "дурацкими" :)
Но это все лирика. Теперь конкретные результаты из моего опыта. Подчеркиваю - все это результат моего личного опыта, я совершенно не претендую на истину. Ведь я всего лишь мама, а не ученый и не психолог.
Что для своевременного развития детей делать надо:
1. Надо начинать общаться с младенцем как можно раньше. С первых дней. Разговаривать, петь, показывать картинки, делать гимнастику. Пусть поскорее в его мозгу образуются новые связи. Оба мои ребенка обгоняли нормативы физического и умственного развития, принятые для их возраста.
2. Заниматься надо стараться не в какие-то специально выделенные часы, а все время - ненавязчиво, в процессе игры: идем - считаем ступеньки, едем - поем песенки, играем в Африку - глянули, где она на карте. Ребенку должно быть интересно.
Скажете, что это подходит только малышам? Но даже школьникам надо придумывать мотивацию, интересную им, а не маме или учителям. Таблица умножения гораздо быстрее выучится, если не зубрить, а играть в компьютерную игру, в которой надо стрелять правильными ответами в падающие с неба примеры. Например, казалось бы, нет скучнее занятия, чем обводить в прописях закорючки (это малышам хорошо, они хотя-бы картинки обводят). А дочка сама придумала, как себя в это время развлечь: она играет в школу. В ней занимаются два ученика - Дима и Оксанка. Оксанка все делает хорошо, а Дима ошибается. И я потом оценки должна ставить - отдельно Диме, отдельно Оксанке :) Ей так эта игра нравится, что она постоянно просит распечатать ей еще прописей :)
3. Надо создать вокруг ребенка творческую развивающую среду. Чтобы любое возникшее у малыша желание он мог сразу удовлетворить - рисовать, лепить, смотреть книжку, играть на ксилофоне. Мы же не знаем, что он сейчас хочет делать. И он сам еще не знает. Но вот попался на глаза нужный предмет и... эврика! Например, если бы сын использовал компьютер только для игр, не умел рисовать и не видел, как папа пишет программы, то ему никогда бы не пришла в голову мысль самому написать компьютерную игру. А теперь для него это не какие-то заоблачные планы, а просто еще одно умение, которое реально освоить (на его уровне, конечно) за неделю.
4. Надо побуждать ребенка делать выводы самостоятельно. Не спешить дать готовый ответ. А наводящими вопросами подтолкнуть его к тому, чтобы ребенок ответил на свой вопрос сам. Пусть растет генератором идей.
5. Надо поощрять любую самостоятельность, любую попытку что-то сделать: придумать, построить, сочинить, нарисовать. Чтобы не рос потребителем. Меня очень радует подход моих детей - не "мама купи", а "давай мы сделаем такое же".
6. Надо давать как можно больше новых впечатлений. Посещение музея, цирка, пикник на природе, поход в гости, туристическая поездка. Неделя, проведенная нами на море, дает скачок в развитии ощутимее, чем месяцы развивающих занятий дома.
7. Заниматься надо только тем, к чему у самой мамы лежит душа. Есть много методик раннего развития. И все они приносят хороший результат. Я для себя сделала вывод, что не обязательно брать какую-то одну - детей развивают ЛЮБЫЕ занятия с ними. Поэтому если на кого-то, как на меня, карточки Домана наводят смертельную скуку, то и ну их, эти карточки:)
Вот пример.Я сама очень люблю рукодельничать, стараюсь привить это моим детям, и у них это неплохо получается. Но я знаю одну мамочку, которая совершенно не умеет и не любит ничего делать руками. При этом ее дочка очень развитой ребенок: они с самого младенчества занимались языками, компьютером, много читали. И эта девочка очень любит рукоделие - всегда что-то мастерила, шила, клеила. Ей сейчас десять лет, она сама ходит в кружок и делает очень хорошие вещи. Хоть мама никогда с ней даже не лепила:) Общий высокий уровень развития ребенка дал высокий уровень в отдельной сфере без специальных занятий.
А теперь самое главное - что делать не надо было:
1. Не надо ВСЁ свое время посвящать ребенку. Со старшим я делала так: все хозяйственные и личные дела происходили, пока он спал. А как только открывал глаза, я была только в его распоряжении. Всегда готова играть, помочь, подстраховать. Это необходимо и полезно для малышей до года, ну, до двух. А позже в этом уже нет необходимости.
Думаю, именно из-за этого до сих пор мне приходится сына контролировать гораздо больше, чем я хотела бы. Я со своей опекой (хоть и с благими намерениями) не дала вовремя развиться самостоятельности. И теперь эту самостоятельность приходится развивать отдельно. С младшей я учла свой опыт - я с ней только, если я ей нужна. Даже специально стараюсь какие-то дела отложить на то время, когда мы с дочкой остаемся вместе - я сижу, занимаюсь своим, она тут же под боком, но занимается своим. Я ей всегда помогу, всегда подскажу. Но только если она сама попросит. И уже сейчас видна разница в воспитании.
С другой стороны, тут очень трудно отделить то, что заложено в характере от того, что дало воспитание. Витя первый ребенок в семье, центр нашей маленькой Вселенной. Он очень ласков, очень зависит от похвалы, очень нуждается в людях - до сих пор не может один находится в комнате, почитать с книжкой и то приходит к нам. Катя же сразу знала, что мама не принадлежит только ей. И сразу не была сильно зависима от других. Могла сама подолгу лежать в кроватке. И даже не любила, когда ее обнимают и тискают - отталкивалась ручонками. Я даже не представляла, что такое у младенцев бывает! Возможно, Катя от природы более самостоятельна, чем Витя, но кто же знает наверняка?
2. Не надо сильно увлекаться развитием. Как ни парадоксально это звучит:) Как только маленький Витя просыпался, я бежала к нему с разными интересными занятиями: а давай устроим кукольный театр, а давай рисовать отпечатками, а давай запускать воздушного змея. Я столько интересного узнавала сама, столько придумывала разных игр и занятий, мне самой так хотелось опробовать все, что я вычитала в интернете! И сыну это ужасно нравилось, он с удовольствием соглашался на все! В результате он стал ждать, а что же еще мама придумает? И отучился придумывать сам. Так я выработала в нем пассивность, с которой борюсь теперь.
Учтя этот опыт, дочке я не спешу предлагать свои игры и занятия. Я жду, когда она сама спросит или попросит. А еще лучше, сама придумает. Все идеи для игр держу наготове, но сама не навязываюсь. Иногда не вредно и предложить какое-то новое интересное занятие, но это должно быть иногда. Ребенок не должен быть зрителем на шоу, которое показывает мама.
3. Этот пункт не про развитие, а про общее воспитание. Внимательно отнеситесь к тому, какие первые впечатления получает ребенок! Они настолько глубоко врезаются в его память, что могут аукаться ему целые годы!
Например, первый встреченный Витей в жизни мальчик оказался драчуном. Маленький Витя доверчиво потянул к нему с улыбкой ручонку, как всегда тянулся к взрослым - маме, папе. И получил в ответ лопаткой. А так как мы гуляли в одно и то же время в одном дворе, то мы часто этого мальчика встречали. Больше никого не было, поэтому приходилось гулять вместе, постоянно останавливая попытки более старшего малыша (тому не было и двух, но он был нас на год старше) обидеть Витю. Такой уж у того был характер! В результате, Витя стал тянуть меня подальше со двора. И до пяти лет не любил играть с другими детьми совершенно. При том, что в садик ходил. Он уже детей не боялся. Просто занимался своим делом, полностью игнорируя их игры. Я даже волноваться стала, как он в общество впишется. А теперь все мы поражаемся, какой Витя общительный. Вокруг него целая компания мальчишек, у нас дома постоянно в гостях его друзья, он моментально вписывается в любой коллектив и никогда (тьфу-тьфу) у него еще не было серьезных конфликтов с другими людьми. То есть эта его "дикость" в дошкольные годы была вызвана первым негативным опытом дружбы. Ну что мне стоило ходить гулять в другой двор, чтобы не встречаться с этим драчуном! А мне тогда казалось, что надо, чтобы Витя учился общаться с детьми и умел постоять за себя. Очень неумно - я только затормозила его развитие.
Второй пример, казалось бы, совсем глупый - Кате еще не было и года, когда однажды прямо в ее руках лопнул воздушный шарик. Я сама была виновата, хотела нарисовать на нем мордочку и сильно надавила ручкой - вот он и лопнул. Катя испугалась, плакала. Ну, подумаешь, испугалась. Какая ерунда! Но потом она года два боялась воздушных шариков! Панически! Этот факт отравил нам лучшие моменты жизни. В цирк идти нельзя, там у входа шарики продают - Катя ни в какую заходить не хотела. На любом детском дне рождения, куда нас приглашали, обязательно висели эти ужасные шарики. И Катя забивалась в уголок, чтобы быть как можно дальше от них. Как я ни пыталась ее страх побороть - сказками и играми, уговорами и объяснениями, - все впустую. Годам к трем само собой прекратилось. Такая сильная фобия - и все из-за лопнувшего воздушного шарика!
Поэтому старайтесь в раннем детстве оградить малыша от любых травмирующих впечатлений.
Сразу же скажу, что термин "раннее развитие" мне категорически не нравится! Я бы предложила пользоваться термином Михаила Федотова "своевременное развитие". Потому что я не стремилась научить детей раньше всех читать-писать и кататься на велосипеде. Я старалась сделать так, чтобы они полностью использовали потенциал, который в них заложен. "Развивать" для меня это не сажать за занятия и книжки, "развивать" - это следовать за ребенком и постоянно "подкидывать" ему материал для дальнейших открытий, для размышления и творчества. Именно поэтому я никогда не водила детей в такие модные сейчас школы раннего развития. Я убеждена, что нельзя три раза в неделю в определенное время заниматься определенными занятиями определенное количество минут. А если у меня Катя уже неделю увлечена только электричеством? Неужели ей сейчас пойдет впрок английский язык или будет интересно раскрашивать какую-то дурацкую бабочку? Сейчас ей надо рассказать про электроны, научить строить из конструктора по прилагаемой схеме и т.д. А вот через недельку Катя вполне может увлечься насекомыми, тогда и надо будет ей дать раскраску с бабочками. Тогда они уже не покажутся ей такими "дурацкими" :)
Но это все лирика. Теперь конкретные результаты из моего опыта. Подчеркиваю - все это результат моего личного опыта, я совершенно не претендую на истину. Ведь я всего лишь мама, а не ученый и не психолог.
Что для своевременного развития детей делать надо:
1. Надо начинать общаться с младенцем как можно раньше. С первых дней. Разговаривать, петь, показывать картинки, делать гимнастику. Пусть поскорее в его мозгу образуются новые связи. Оба мои ребенка обгоняли нормативы физического и умственного развития, принятые для их возраста.
2. Заниматься надо стараться не в какие-то специально выделенные часы, а все время - ненавязчиво, в процессе игры: идем - считаем ступеньки, едем - поем песенки, играем в Африку - глянули, где она на карте. Ребенку должно быть интересно.
Скажете, что это подходит только малышам? Но даже школьникам надо придумывать мотивацию, интересную им, а не маме или учителям. Таблица умножения гораздо быстрее выучится, если не зубрить, а играть в компьютерную игру, в которой надо стрелять правильными ответами в падающие с неба примеры. Например, казалось бы, нет скучнее занятия, чем обводить в прописях закорючки (это малышам хорошо, они хотя-бы картинки обводят). А дочка сама придумала, как себя в это время развлечь: она играет в школу. В ней занимаются два ученика - Дима и Оксанка. Оксанка все делает хорошо, а Дима ошибается. И я потом оценки должна ставить - отдельно Диме, отдельно Оксанке :) Ей так эта игра нравится, что она постоянно просит распечатать ей еще прописей :)
3. Надо создать вокруг ребенка творческую развивающую среду. Чтобы любое возникшее у малыша желание он мог сразу удовлетворить - рисовать, лепить, смотреть книжку, играть на ксилофоне. Мы же не знаем, что он сейчас хочет делать. И он сам еще не знает. Но вот попался на глаза нужный предмет и... эврика! Например, если бы сын использовал компьютер только для игр, не умел рисовать и не видел, как папа пишет программы, то ему никогда бы не пришла в голову мысль самому написать компьютерную игру. А теперь для него это не какие-то заоблачные планы, а просто еще одно умение, которое реально освоить (на его уровне, конечно) за неделю.
4. Надо побуждать ребенка делать выводы самостоятельно. Не спешить дать готовый ответ. А наводящими вопросами подтолкнуть его к тому, чтобы ребенок ответил на свой вопрос сам. Пусть растет генератором идей.
5. Надо поощрять любую самостоятельность, любую попытку что-то сделать: придумать, построить, сочинить, нарисовать. Чтобы не рос потребителем. Меня очень радует подход моих детей - не "мама купи", а "давай мы сделаем такое же".
6. Надо давать как можно больше новых впечатлений. Посещение музея, цирка, пикник на природе, поход в гости, туристическая поездка. Неделя, проведенная нами на море, дает скачок в развитии ощутимее, чем месяцы развивающих занятий дома.
7. Заниматься надо только тем, к чему у самой мамы лежит душа. Есть много методик раннего развития. И все они приносят хороший результат. Я для себя сделала вывод, что не обязательно брать какую-то одну - детей развивают ЛЮБЫЕ занятия с ними. Поэтому если на кого-то, как на меня, карточки Домана наводят смертельную скуку, то и ну их, эти карточки:)
Вот пример.Я сама очень люблю рукодельничать, стараюсь привить это моим детям, и у них это неплохо получается. Но я знаю одну мамочку, которая совершенно не умеет и не любит ничего делать руками. При этом ее дочка очень развитой ребенок: они с самого младенчества занимались языками, компьютером, много читали. И эта девочка очень любит рукоделие - всегда что-то мастерила, шила, клеила. Ей сейчас десять лет, она сама ходит в кружок и делает очень хорошие вещи. Хоть мама никогда с ней даже не лепила:) Общий высокий уровень развития ребенка дал высокий уровень в отдельной сфере без специальных занятий.
А теперь самое главное - что делать не надо было:
1. Не надо ВСЁ свое время посвящать ребенку. Со старшим я делала так: все хозяйственные и личные дела происходили, пока он спал. А как только открывал глаза, я была только в его распоряжении. Всегда готова играть, помочь, подстраховать. Это необходимо и полезно для малышей до года, ну, до двух. А позже в этом уже нет необходимости.
Думаю, именно из-за этого до сих пор мне приходится сына контролировать гораздо больше, чем я хотела бы. Я со своей опекой (хоть и с благими намерениями) не дала вовремя развиться самостоятельности. И теперь эту самостоятельность приходится развивать отдельно. С младшей я учла свой опыт - я с ней только, если я ей нужна. Даже специально стараюсь какие-то дела отложить на то время, когда мы с дочкой остаемся вместе - я сижу, занимаюсь своим, она тут же под боком, но занимается своим. Я ей всегда помогу, всегда подскажу. Но только если она сама попросит. И уже сейчас видна разница в воспитании.
С другой стороны, тут очень трудно отделить то, что заложено в характере от того, что дало воспитание. Витя первый ребенок в семье, центр нашей маленькой Вселенной. Он очень ласков, очень зависит от похвалы, очень нуждается в людях - до сих пор не может один находится в комнате, почитать с книжкой и то приходит к нам. Катя же сразу знала, что мама не принадлежит только ей. И сразу не была сильно зависима от других. Могла сама подолгу лежать в кроватке. И даже не любила, когда ее обнимают и тискают - отталкивалась ручонками. Я даже не представляла, что такое у младенцев бывает! Возможно, Катя от природы более самостоятельна, чем Витя, но кто же знает наверняка?
2. Не надо сильно увлекаться развитием. Как ни парадоксально это звучит:) Как только маленький Витя просыпался, я бежала к нему с разными интересными занятиями: а давай устроим кукольный театр, а давай рисовать отпечатками, а давай запускать воздушного змея. Я столько интересного узнавала сама, столько придумывала разных игр и занятий, мне самой так хотелось опробовать все, что я вычитала в интернете! И сыну это ужасно нравилось, он с удовольствием соглашался на все! В результате он стал ждать, а что же еще мама придумает? И отучился придумывать сам. Так я выработала в нем пассивность, с которой борюсь теперь.
Учтя этот опыт, дочке я не спешу предлагать свои игры и занятия. Я жду, когда она сама спросит или попросит. А еще лучше, сама придумает. Все идеи для игр держу наготове, но сама не навязываюсь. Иногда не вредно и предложить какое-то новое интересное занятие, но это должно быть иногда. Ребенок не должен быть зрителем на шоу, которое показывает мама.
3. Этот пункт не про развитие, а про общее воспитание. Внимательно отнеситесь к тому, какие первые впечатления получает ребенок! Они настолько глубоко врезаются в его память, что могут аукаться ему целые годы!
Например, первый встреченный Витей в жизни мальчик оказался драчуном. Маленький Витя доверчиво потянул к нему с улыбкой ручонку, как всегда тянулся к взрослым - маме, папе. И получил в ответ лопаткой. А так как мы гуляли в одно и то же время в одном дворе, то мы часто этого мальчика встречали. Больше никого не было, поэтому приходилось гулять вместе, постоянно останавливая попытки более старшего малыша (тому не было и двух, но он был нас на год старше) обидеть Витю. Такой уж у того был характер! В результате, Витя стал тянуть меня подальше со двора. И до пяти лет не любил играть с другими детьми совершенно. При том, что в садик ходил. Он уже детей не боялся. Просто занимался своим делом, полностью игнорируя их игры. Я даже волноваться стала, как он в общество впишется. А теперь все мы поражаемся, какой Витя общительный. Вокруг него целая компания мальчишек, у нас дома постоянно в гостях его друзья, он моментально вписывается в любой коллектив и никогда (тьфу-тьфу) у него еще не было серьезных конфликтов с другими людьми. То есть эта его "дикость" в дошкольные годы была вызвана первым негативным опытом дружбы. Ну что мне стоило ходить гулять в другой двор, чтобы не встречаться с этим драчуном! А мне тогда казалось, что надо, чтобы Витя учился общаться с детьми и умел постоять за себя. Очень неумно - я только затормозила его развитие.
Второй пример, казалось бы, совсем глупый - Кате еще не было и года, когда однажды прямо в ее руках лопнул воздушный шарик. Я сама была виновата, хотела нарисовать на нем мордочку и сильно надавила ручкой - вот он и лопнул. Катя испугалась, плакала. Ну, подумаешь, испугалась. Какая ерунда! Но потом она года два боялась воздушных шариков! Панически! Этот факт отравил нам лучшие моменты жизни. В цирк идти нельзя, там у входа шарики продают - Катя ни в какую заходить не хотела. На любом детском дне рождения, куда нас приглашали, обязательно висели эти ужасные шарики. И Катя забивалась в уголок, чтобы быть как можно дальше от них. Как я ни пыталась ее страх побороть - сказками и играми, уговорами и объяснениями, - все впустую. Годам к трем само собой прекратилось. Такая сильная фобия - и все из-за лопнувшего воздушного шарика!
Поэтому старайтесь в раннем детстве оградить малыша от любых травмирующих впечатлений.
Тань, удачи тебе в конкурсе! Это очень полезные заметки и очень ценный опыт для молодых мам.
ОтветитьУдалитьПока читала несколько раз поймала себя на своих ошибках. :)))
Я рада, что от статьи есть польза :)
УдалитьЯ со многим согласна. Например, не обязательно следовать одной какой-то методике, можно взять что-то из одной и другой. А можно вообще просто играть с ребенком, как ему нравится и это тоже будет в своем роде развитие))
ОтветитьУдалитьПро самостоятельность: думаю, мои дети сами не стремятся читать, потому что уж очень мама хорошо читает. Соседка с дочкой редко занимается, так дочка все книги дома сама перечитала - чем ей ещё одной заняться.
Про страхи: иногда нам кажется ерундой страхи ребенка, а для него это серьезнее, чем мы ожидали. Эти недопонимания родителей на всю жизнь запоминаются.
Насчет чтения - я обоим читала (перед сном - обязательно, а днем, если попросят), и учила читать их одинаково. В год оба уже знали все буквы, в два складывали слоги. Но вот дальше пошло различие. Со старшим мы потом до шести лет "занимались" чтением - каждый день мы садились, и он читал мне отрывок текста. Без особого желания и интереса, а только благодаря моим "педагогическим уловкам". И только к семи понял интерес от чтения - стал сам брать книжки и читать. А вот младшая, когда научилась складывать буквы в слова, сама стала читать - ей просто было интересно. Без всяких "занятий". Я ей перед сном разрешала немножко с книжкой полежать :) А так как она спать не хотела, то старалась как можно дольше читать. Поэтому сейчас, к пяти, наработала уже хороший опыт беглого чтения и читает сама себе детские книжки и энциклопедии. Хотя я ей продолжаю читать сказки перед сном. Видимо, просто разные характеры у детей :)
УдалитьТаня, вот задумываюсь насчет чтения. Глеб научился уже полтора года назад читать. Но сам читает только вывески... Вместе читаем когда рисуем (сочиняю сказку, рисую, и подписываю картинки)это тоже можно пед. уловками назвать. Так хочется чтобы он сам начал стремится и желать прочитать, но нет этого и все тут...
УдалитьЯ бы не вмешивалась в ход событий. Глеб еще совсем маленький, можно желание напрочь отбить. Просто использовать больше игр, где слова. Можно плакаты с краткими подписями вешать и менять почаще, презентации с крупными надписями показывать. И прочие "уловки" :) Когда у него процесс складывания букв в слога и слогов в слова будет происходить совсем легко, тогда ему самому захочется читать что-то большое. По крайней мере у моего Вити было так. Прямо резкий скачок был: почти год читал не лучше не хуже, а потом как под горку на саночках заскользил:)
УдалитьТаня, спасибо тебе большое, что обобща=ила и рассказала о своем опыте. Это очень интересно и полезно
ОтветитьУдалитьРада, что интересно :)
УдалитьИнтересно, как всегда. Очень понравилось. Я согласна. Не надо слишком увлекаться ранним развитием. Где-то читала, что для малыша важнее развитие на уровне эмпатии, чувств и эмоций. А читать и считать он и позже научится. Там было что-то про полушария. Что сначала развивается именно полушарие чувств, а ха чтение и логику отвечает другое.
ОтветитьУдалитьМария, это скорее всего Шичида :) до 3 лет у ребенка развивается правое полушарие в большей степени, потом все переходит на левое. И мы все с вами здействуем левое. правое всего на несколько процентов, а если сможем до 3 лет научить ребенка пользоваться правым полушарием, то у него большое будущее :) (это своими словами кратко по Шичиде)
УдалитьЯ все-таки не считаю, что надо развивать какое-то полушарие отдельно :) Я сразу, с рождения, занималась всем - и логикой, и творчеством, и физическим развитием. Мы же хотим воспитать гармоничную личность? Главное только это делать не по плану мамы, а по желанию и склонностям ребенка. И не забывать про сензитивные периоды - в каком возрасте как развивается мозг.
УдалитьНеправильно ведь будет, если мы будем развивать эмпатию, а на вопрос ребенка "что здесь написано", скажем - "узнаешь когда вырастешь"?
Таня, я это не к тому написала. Я тоже считаю. что развивать надо все гармонично. Просто Маша про полушария заговорила, вот я и вспомнила про Шичиду
Удалить:) Понятно
Удалитьтаня, спасибо большое за очень интересную статью! Никогда не задумывалась о том, что ты написала про Витю. Я тоже помню, когда Даша просыпалась, я сразу неслась к ней, откладывая все дела, стараясь посвятить все время только ей одной. Потом стала ее к своим делам приобщать. Но вот честно скажу, что вроде бы не замечаю за ней, что ей сложно одной, нет она много игр сама придумывает и фантазирует.
ОтветитьУдалитьИ про третий пункт тоже не задумывалась. надо повнимательнее с этим быть. Спасибо еще раз и за статью и мысли и за участие в конкурсе!!!
Спасибо, Маш, тебе за конкурс. Очень интересно читать про чужой опыт, как и что у других мамочек :)
УдалитьНасчет самостоятельности. Я ничего точно сказать не могу - это просто мои наблюдения над моими детьми. Может, в моем случае, это просто у Вити характер такой сам по себе. Очень трудно отличить последствия воспитания от врожденных склонностей. И чем старше ребенок, тем сложнее. Но если бы я сейчас могла все начать с начала, я бы подход к воспитанию Вити сильно скорректировала, учитывая именно эту его черту.
Спасибо! Как всегда очень познавательно, но на этот раз для мам.
ОтветитьУдалитьСпасибо, Наташа :)
УдалитьА мне кажется, что девочки просто более самостоятельны от природы, чем мальчики. Много раз замечала на прогулках, что упавшая девочка (до двух лет) будет вставать сама, а мальчик будет лежать и ждать когда поднимут.
ОтветитьУдалитьИ это, видимо, тоже. Но в воспитании все так индивидуально! Вот было бы у меня тринадцать детей, как у моей прабабушки, тогда бы я смогла какие-то общие правила вывести. А так - все на интуиции:)
УдалитьОчень мудро! Просто браво! С удовольствием прочитала статью и практически всё нашло отклик в душе. Про Диму и Оксану - это доча просто молодчина, артистка настоящая:)
ОтветитьУдалитьПро 3-й пункт - это да, стараешься оберегать как можешь, но никогда не знаешь, что на малышонка произведет сильное впечатление. До сих пор с содроганием вспоминаю крестины своей дочки и до сих пор чувствую вину перед ребёнком, после них мы и купаться толком не могли месяца 2 и даже снежинка, попавшая на лицо вызывала чуть ли не истерику. Хотя ДО крестин и ныряли, и брызгались с удовольствием, и даже ведёрко снега на себя опрокидывали, что там "замкнуло" ? Не знаю.
Спасибо :)
УдалитьВот-вот, малыши такие впечатлительные! Мама даже может не заметить, а ребенок получит психологическую травму.
Танюш, спасибо за чудесную статью! Сделала для себя кое-какие выводы. Буду пробовать на Никитке своем.
ОтветитьУдалитьА методика однозначно не должна быть одна. Ведь в разное время и разным деткам нравятся разные вещи. А про занятия в модных школах раннего развития - это ты зря. Мы вот ходим, Никите очень нравиться. Эти занятия очень спасают в осенне-зимний период, когда холодно и мало деток гуляет. Там ребенок получает общение, туда идет каждый раз с радостью, с ожиданием что же там нового покажут и чему научат. И если ребенок что-то не хочет делать, так никто и не заставляет. Мы вот зарядку не всегда любим делать, так сидит себе в уголочке и никому не мешает ;) Фух пока писала интернет успел два раза пропасть ))
Школы раннего развития тоже разные бывают, видимо. Малышей, может, не заставляют, а вот нашу пятилетнюю подружку на занятиях уже сажают за прописи - "от сих до сих". Они домашние задания делают, что-то учат к определенному дню, потом на уроке их проверяют. Это уже настоящая школа получается! А деткам-то еще играть и играть надо.
УдалитьОтличная статья))) Спасибо, Таня, за твой опыт)
ОтветитьУдалитьИ я вот тоже склонна думать, что мальчики и девочки очень сильно отличаются в развитии, а тем более в ранние годы. Хотя по одной паре судить еще сложно, это надо как минимум еще по штучке завести и воспитать)))
Но полностью поддерживаю, что с первым совсем другое отношение, чем с последующими) и опыт есть, и ошибки учитываются.. И после твоей статьи тоже захотелось чем-то поделиться, может успею до завершения конкурса))
Спасибо, Наташ :) Буду ждать твою статью - очень интересно чужой опыт со своим сравнить, какие-то мысли перенять!
УдалитьОпыт вашей семьи вообще очень интересен. Огромное спасибо за ценные выводы - мне кажется, это очень важный жанр для мамы и ее читателей. Прочла с огромным интересом. Кстати,знала маленькую девочку, которая очень боялась котят, даже на картинках - ее в раннем возрасте оцарапали. Думаю, это из серии того, что, возможно, должно было произойти, и на чём та девочка прорабатывала какие-то свои проблемы, но все равно про шарики - важный рассказ. А еще у нас есть одна подружка 4.5 лет - с ней принципиально родители не играли, потому что они этого очень не любят. Зато давали ей возиться со всем подряд, по большей части со взрослыми объектами (игрушек минимум). Ну и мама постоянно поблизости. Так вот - наша подружка очень большая умница. Недавно сама додумалась, как в скайпе мне цветочек послать, ну и вообще)).
ОтветитьУдалитьДа-да, я о том же. Не так важны методики (хотя они могут существенно ускорить естественный процесс), как важен общий климат неравнодушия и креативности в семье. Ирина (maggymama) когда-то написала очень мудрую статью на эту тему. Смысл ее в том, что мы на 90% воспитываем ребенка примером своей жизни, и только 10% дают специальные занятия: «Не беспокойтесь о том, что дети вас не слушают. Беспокойтесь о том, что они всё время на вас смотрят» – Р.Фулхэм. Почитать можно тут - http://maggymama.wordpress.com/2012/10/21/мой-текст-с-дерзким-названием-с-чего-н/"
УдалитьО, спасибо!
УдалитьОчень интересно! Еще интересно было бы про взаимоотношения твоих детей, особенно про трудности и их преодоление.
ОтветитьУдалитьСпасибо, Юля. Тема, которую ты предлагаешь, действительно, очень важная и интересная. Я бы и сама с удовольствием про чужой опыт почитала! Надо Машу попросить и такой конкурс сделать.
УдалитьТаня, спасибо огромное! Очень вдохновляет! Особенно полезна часть про ошибки и что не надо делать. Удачи на конкурсе!
ОтветитьУдалитьСпасибо :)
УдалитьТанюша, сижу с упоением читаю статью и выделяю (в прямом смысле - распечатать на листе и маркером выделяю) интересующие меня моменты. Для меня твой опыт очень важен, поскольку Катюша немного старше и есть возможность учесть ваши "ошибки", чтобы получить результат. Очень понравилась фраза: "Ребенок не должен быть зрителем на шоу, которое показывает мама"!
ОтветитьУдалитьНу уж маркером! :)))) Это всего лишь мой личный опыт :)
УдалитьХорошая статья, Татьяна спасибо за ваш опыт, это дорогого стоит! Я веду занятия в группе раннего развития с детками 2,5 -3 лет, Tavi 100% описала наши занятия)) Родителям и деткам нравится, ни кого не заставляем это дело добровольное слушать или смотреть или делать. но родители отзываются положительно и рассказывают что дома проигрывают наши занятия и сказки.А со своей дочей специально тоже не занимаюсь, но иногда на ней отрабатываю некоторые элементы занятий и могу по её реакции и включенности смотреть пойдет или не пойдет.
ОтветитьУдалитьЯ просто уверенна, что на ваших занятиях все в порядке. Но хорошие преподаватели встречаются не так уж часто:( А больше групп, в которых занятия проводятся как раз формально - даются задачи, проверяется их выполнение, есть общие требования для всех. Это я, опять-таки, по отзывам знакомых мамочек сужу. В других местах, наверное, все по-другому.
УдалитьТаня, спасибо за интересный опыт вашей семьи! Очень импонирует видение "творческой развивающей среды" в семье.
ОтветитьУдалитьЭтому я как раз у Лены Даниловой научилась. Мне очень многое в ее системе кажется подходящим именно для нас.
УдалитьТаня, спасибо большое. Очень интересно и полезно, я сделала кое-какие выводы. Много писать не буду - третий час ночи, и уже пальцы не клацают по клавиатуре :)) Пойду спать. Лягу и обдумаю все, что ты написала. Спасибо тебе.
ОтветитьУдалитьЯ рада, что тебе кое-что было полезно:) Надо же, в три часа ночи меня читают :)
УдалитьТатьяна очень понравилась статья! Я кстати тот же вывод сделала - вредно слишком много занятий придумывать для ребенка. У нас последствия этого правда немного другие. Глеб очень настороженно относится ко всем моим предложениям - как будто, боится, что мама опять возьмет инициативу в свои руки. В то время как он точно знает чем хочет сейчас заниматься. Другое дело, младший - Марк, он всегда рад игре с родителями, потому что не перегружен ими под самую завязку.
ОтветитьУдалитьКак бы точную меру узнать :) Жалко, что не может быть единого рецепта для всех мам...
УдалитьТаня - как всегда статья великолепная!!! И очень нужная, полезная и верная. Я вот все думаю, надо бы по методикам. Но за какую не бралось - скучно... А вот без методик самое и для меня правильное. Что сейчас волнует, то и изучаем.
ОтветитьУдалитьА что-то отдельно развивать совсем не стремлюсь.
Еще очень мне пункт про самостоятельность понравился. А то я себя часто корю, что не всегда успеваю с ним все время заниматься. А он стал сам так замечательно играть, что даже мешать не хочется.
А вот насчет мама-клоун,это про меня... Все борюсь собой,но не всегда получается...
И про страхи у меня проблема. Том у меня очень много чего боится... И даже не знаю почему. Надеюсь пройдет...
Лиза, у тебя тоже богатейший опыт. Старший-то уже совсем взрослый - выводы делать уже можно. Я бы с удовольствием твою такую же статью прочитала :) Может, напишешь?
УдалитьТаня, опыт богатейший, только не раннего развития :)
УдалитьСтаршего я родила в 20 лет и сейчас вообще думаю как он рос. Хотя тогда мне казалось, что я с ним занимаюсь. Сейчас это просто смешно. И как я его не угробила вообще. Это учесть, что он самый трудный из моих детей. И самый своенравный. В первом классе он вообще заявил, что больше не собирается заниматься и требовал возвращения в сад!!!
Зато сейчас какой хороший - просто золото!!! И куда все делось...
А средний вообще ангел. Он все всегда делал сам и я с ним ни разу не проверяла домашние задания. Это со старшим сидела с уроками до выпускного... И он круглый отличник и учится в очень тяжелой физико-математической школе в специальном классе для одаренных детей.
Так что занимаюсь серьезно я только сейчас с Томоми и то вряд ли так, как действительно надо...
Ну вот видишь, как ты свое воспитание не называй - "раннее" или "не раннее", а сыновья твои растут молодцами. Вот бы и написала, как они стали такими.
УдалитьТаня, очень интересная статья! Прочитала на одном дыхании.
ОтветитьУдалитьИ, знаешь (мы уже на "ты" или нет?), мне очень близки твои рассуждения, хотя опыт наш различается. Я никогда не пыталась посвятить всю себя дочке - ну, или почти никогда: в те дни, когда это всё-таки со мной случалось, я чувствовала огромную моральную неудовлетворённость. Думаю, тут дело даже не в том, первый это ребёнок или второй, а в возрасте мамы: зрелые мамы уже понимают, что можно удовлетворять и свои интересы в присутствии ребёнка.
Что касается общеразвивающих занятий, то мы с Дашей тоже успешно занимаемся ими сами, хотя и попробовали в своё время взять несколько уроков. Заниматься же мы ходим только тем, что я не могу дать сама. И в первую очередь это спорт - хотя мы и сами периодически бегаем по вечерам.
Ты пишешь, что Катя придумывает сюжеты для игры в школу - у меня Даша делает то же самое: усаживает рядом плюшевого мишку и буквально заставляет меня учить их на пару.
Было интересно найти столько общего. Я тоже обеими руками за индивидуальный подход.
Оля, конечно, на "ты" :) Я всегда любила читать твой блог, чувствовала близость, и рада найти этому подтверждение :)
УдалитьМамы так много знают. Я прямо неловко начинаю себя чувствовать. Пора и мне в плотную заняться самообразованием. Дочки 8 месяцев, а я только озадачилась ее развитием...
ОтветитьУдалитьТакая интересная статья получилась - с опытом, с рекомендациями, как стоит делать, как нет. Но я больше склоняюсь к мысли, что многое зависит от темперамента ребенка. Хотя роль родителей нельзя недооценивать.
Эх, мне еще учиться и учиться :)
Ничего страшного - молодым мамочкам часто кажется, что они что-то делают неправильно, что другие все знают, а они - нет. На самом деле готовых рецептов не существует, поэтому и умудренные опытом мамы все равно все проходят как в первый раз, так же сомневаются в своих действиях, как молодые девочки, и так же делают ошибки :)
УдалитьХотелось бы пройти этот путь без ошибок, детки - это ведь самое ценное, что есть у нас! Согласно, что нет универсального решения - все познается методом проб: нравится-не нравится, подходит-не подходит. Но для самых маленьких однозначно в виде игры :) . Осталось придумать подходящие игры!
УдалитьНам кстати, Доман, что-то также не пошел. И книжки есть, и карточки, и сама пыталась карточки сделать, но терпения не хватает, чтобы постоянно заниматься. Как дополнение к другим занятиям, да.
ОтветитьУдалитьА по поводу самостоятельности, есть методики, сама для себя недавно открыла, в которых развитие самостоятельности - это плохо, мол ребенка морально не созревает, а его уже делают самостоятельным. Я также стараюсь воспитать самостоятельность: Проявил интерес к ложке - все, кушаем теперь самостоятельно. А время, которое у меня появляется в результате того, что ребенок что-то делает сам, я трачу на полезные дела)))
С такими методиками я не сталкивалась - интересно будет посмотреть их аргументы. Пока что я считаю, что самостоятельность - это прекрасно.
УдалитьТатьяна, спасибо за Ваш ценный опыт. Мы пока только в самом начале пути, поэтому с удовольствием учтем Ваши выводы. Я со многим согласна. Тоже грешу ролью "развлекателя" для сына, но сознаю это и стараюсь по возможности иногда его оставлять одного (я при этом в комнате). И вижу, как он сам что-то придумывает, сам показывает свои интересы. Правда, чаще он и меня привлекает к этой игре (или приходится подключиться "для безопасности"), но то, что инициатива исходит от него - большой плюс, на мой взгляд.
ОтветитьУдалитьЯ тоже не сторонник специальных занятий (ребенок сам показывает, когда и чем с ним заниматься). Но я бы не высказывалась так категорично против школ развития. Мы, например, в такую школу ходим. Но цель - не столько развить, сколько ообогатить мой материнский опыт разными вариантами занятий (учусь рукодельничать, вспоминаю, как держать в руках краски и пластилин :), узнаю новые потешки и игры). А зная это - я могу уже что-то своевременно подобрать дома.
Насчет школ развития - возможно, это просто я сталкивалась только с плохими примерами. Я писала, что это неприемлемо для меня. Если вы чувствуете, что занятия приносят вам и вашему малышу пользу, значит так оно и есть. И это здорово!
УдалитьТаня, огромное спасибо за статью! Много полезного, со всем согласна, все мысли разложила по полочкам и уже вижу свои ошибки!Удачи вам!
ОтветитьУдалитьРада, что наш опыт вам пригодится :)
УдалитьТаня, спасибо за интересную статью и ценный опыт! У нас примерно так же началась история общения с детьми, как у Вити. Не знаю до сих пор, как действовать, еще и родственники наводят панику. Да и вообще узнаю полностью себя в той части статьи "что не надо было делать", на те же грабли наступаю)
ОтветитьУдалитьНасчет общения - у нас все нормализовалась само-собой где-то годам к пяти. До того Витя просто не интересовался детьми и относился к ним как к досадной помехе. Я не настаивала, боясь еще больше испортить, хотя и переживала, что что-то пойдет не так и сын до старости будет один-одинешенька :) А с четырех он сам потянулся к детям, стал сначала смотреть на их игры, потом и сам просился пойти погулять с мальчишками. А с семи уже самостоятельно гуляет во дворе в компании сверстников и прекрасно себя чувствует.
УдалитьСпасибо за рассказ о своём опыте "своевременного развития"! Кстати, не слышала раньше этот термин - очень удачный.
ОтветитьУдалитьМне тоже этот термин кажется очень удачным. А то "раннее развитие" многие критикуют именно из-за названия - имея ввиду, что развивают ребенка раньше, чем он это может сам, т.е. насильно.
УдалитьОчень интересная статья! Спасибо! Прочитала и получила огромное удовольствие!
ОтветитьУдалитьА вот насчет Вити - мне кажется многое из того, что Вы написали в ошибках - не Ваша вина, а особенности его врожденного характера, особенно что касается общения с детьми.
Спасибо за комментарий! Я не могу с уверенностью отделить, где особенности характера, а где воспитание. Но глядя из сегодняшнего дня я вижу, что те черты, которые были вложены в характер, я усугубляла, вместо того, чтобы выравнивать. Сейчас бы я многое делала по-другому.
Удалить