В школе у Кати любимый предмет - это "Окружающий мир". Да и немудрено, ведь на нем каждый урок рассказывают что-нибудь интересненькое. То про части растения, то про народы, населяющие страну, то про звездные созвездия у нас над головой, то про камни у нас под ногами. Вот для урока, на котором дети изучали камни, мы с Катей и подготовили эту коллекцию.
Идея возникла из желания Кати принести на урок и показать одноклассникам наши куски известняка, в которых впечатаны раковины древних моллюсков. Их мы частенько привозим из наших путешествий в рамках игры геокешинг, и интересных экземпляров у нас уже собралось немало. А пока мы искали эти камни, мы нашли еще много любопытных образцов: кусочек янтаря, подаренный друзьями, найденные в окрестностях Белой скалы образцы слюды (ее там была целая жила!), камешки с острова Крит, присланные мне в подарок. Да и среди камней, которые периодически находят на улице и на морском берегу дети и тащат непонятно зачем в дом, нашлось много интересных образцов. Когда мы все их собрали вместе, то оказалось, что мы обладаем настоящим богатством! Нам осталось только опознать их, сделать к каждому этикетку и как-то упаковать, чтобы это получилась не просто кучка камней, а производило впечатление серьезной геологической коллекции.
Собранная нами коллекция камней |
В каждую из получившихся ячеек на дно мы с Катей понаклеивали ярлычки с названиями камней. А в саму ячейку поместили соответствующие экземпляры. И в таком виде принесли все это на следующий день в школу.
Так можно легко и быстро сделать коробку с ячейками для экспонатов коллекции камней |
У детей коллекция вызвала огромный интерес - всем хотелось потрогать камешки, подержать их в руках, только и слышалось "ах" и "ох" :) А ведь большинство из этих камней каждый из них сто раз видел валяющимися на улице. Вот что значит, попристальнее присмотреться к самым обычным вещам! Потом, после звонка, они вместе с учительницей продолжили рассматривать наши камни, уже в соответствии с темой урока.
А дома мне захотелось дополнить материал учебника (очень уж скудно излагавший этот вопрос) и немного позаниматься с Катей геологией. Кстати, любопытно, что Витя как раз сейчас по географии тоже проходит эту тему. Но, конечно, уже на совсем другом уровне. Хотя и ему было интересно увидеть те камни, о которых говорится в учебнике, "вживую". Он даже ходил вместе с Катей на "охоту за камнями": нам для наших занятий не хватало хороших экземпляров ракушечника, асфальта и мрамроризированного известняка.
Позже мы поиграли в юного геолога и провели несколько опытов над камнями, которые нам помогли ответить на вопрос в Клуб почемучек: "Почему камни разные". Этот ответ будет у меня в блоге завтра, а сегодня я просто хочу показать все экземпляры нашей геологической коллекции поближе.
Конечно же, самым сложным этапом было именно определение вида каждого камня. Чуть ли не сутки я провела у компьютера, узнала огромное количество материала про горные породы и минералы, но с уверенностью могу назвать только несколько названий наших камней. Остальные, скажем так, мы обозначили условно. А некоторые не решились обозначить совсем - на их счет у меня есть только догадки. Поэтому показываю я эти образцы тут под их рабочими названиями.
Вот эти два камешка, найденные детьми в одном из наших походов на природу, и долгое время украшавшие мой цветочный горшок - это яшма |
Это два образца кварца (или кварцита, не знаю, как правильно) - левый просто обломок, а правый - обломок, обкатанный морем. |
Эти камешки-самоцветы, привезенные нами с морского берега, скорее всего, обломки разных пород. Похоже, есть тут и яшма. |
А вот это пример того, как невзрачный на вид камень, может как как в сказке, превратиться из лягушки в настоящую царевну. Это его вид с наружной стороны. |
А это тот же камень на спиле. |
Это кусочки слюды, которые мы с детьми подобрали у одного из выходов ее жил в районе Белой скалы под Белогорском. Как нам было жаль, что мы не сможем утащить с собой все те огромные слоистые хрустальные камни, которых в этом месте были сотни! Пришлось довольствоваться только двумя из них :) |
Пример того, как кристаллы одного минерала образовались на поверхности другого. Насчет их вида у меня даже предположений нет ( |
Думаю, это гранит с включением кварца. |
Это тоже известняк. Но мраморизированный. Поэтому у него совершенно другая на вид структура. Из него обычно изготавливают щебень для строительных и дорожных работ. |
Песчанник. Камень, получившийся из слежавшихся крупинок песка. Если посмотреть на него через микроскоп или лупу, то эти песчинки даже будут видны. |
Асфальт. Тот самый, которым асфальтируют дороги. Опять-таки, нашли дети прямо у нас на улице. |
Этот камень - затвердевший битум, органическая горная порода, происходящая из нефти. Городские жители знакомы с ним: из него делают мастику (или как ее еще называют, смолу) для герметизации крыш. |
Этот камень мы взяли с места выхода потока вулканической лавы, который расположен недалеко от нашего города. Когда-то в давние времена тут на дне моря извергался вулкан, и лава, вытекающая из него, остывая, превращалась вот в такие зеленоватые, с буро-ржавыми пятнами граниты. |
А это самый обыкновенный кусок гранита - прозаического серого камня, который так легко найти под ногами. |
Это кусочек глины, который мы позаимствовали у Вити - у них в художественной школе она используется на уроке лепки. |
P.S. Вот здесь можно прочитать о продолжении нашей коллекции горных пород и минералов: http://www.tavika.ru/2015/10/kollekciya-kamney.html
Я, вообще, очень люблю все классифицировать и коллекционировать :) Посмотрите только на те коллекции, которые у нас уже есть:
А еще у меня складируются билеты из наших путешествий, фантики от конфет, меню и бумажные фирменные салфетки из кафе и ресторанов, театральные программки, не говоря уж о всяких интересных и редких штучках и сувенирах.
Есть во мне такой внутренний хомяк :)
Коллекция окаменелостей, Коллекция насекомых, Коллекция елочных игрушек времен СССР, Альбом с марками, Монеты, Бумажные деньги, Гербарий, Ракушки Черного моря, Коллекция глиняных черепков, Коллаж из билетиков, Мини-коллекция семян, Виртуальная иллюстраторов Алисы в Стране Чудес, Коллекция перьев птиц.
Есть во мне такой внутренний хомяк :)
Здравствуйте, Таня! На фотографии с известняком это не аммониты, а нуммулиты (образец слева внизу и в центре). Очень характерно выглядят, взгляните, пожалуйста:
ОтветитьУдалитьhttps://www.google.ru/search?q=%D0%BD%D1%83%D0%BC%D0%BC%D1%83%D0%BB%D0%B8%D1%82%D1%8B&newwindow=1&client=firefox-a&hs=NqE&rls=org.mozilla:ru:official&channel=sb&tbm=isch&tbo=u&source=univ&sa=X&ei=eBU0VKP1IObjywOLiYGoAQ&ved=0CCQQsAQ&biw=1093&bih=471
Спасибо за уточнение - точно, нуммулиты! Исправила в статье)
УдалитьУ Вас превосходная коллекция! В детстве я тоже собирал коллекцию минералов, и сохранил до сих пор. Это настоящее удовольствие: за каждым образцом - история находки!
УдалитьОчень люблпытно!!
ОтветитьУдалитьБуду рада, если твоим старшеньким тоже идея собрать камушки пригодится :)
УдалитьКакая коллекция! Моя дочка тоже прям бредит камнями и камешками! Дома уже целая гора! Они у нее и в шкатулке, и в коробке лежат. Но не подписанные. Попробуем тоже разобрать их и определиться с названиями (правда с этим сложно..... )
ОтветитьУдалитьОй, сложно - по фото в интернете очень трудно что-то понять, даже по хорошим. Вот собираемся теперь с Катей в наш краеведческий музей сходить - у них там есть раздел о геологии, постараемся там что-то выяснить :)
УдалитьПревосходная коллекция!!!
ОтветитьУдалитьСпасибо :)
УдалитьВеликолепные камни! Скоро в садике тоже начнем собирать коллекцию...
ОтветитьУдалитьУспехов вам с детками! :)
УдалитьНевероятная коллекция! Таня обожаю твою креативность!!! У нас тоже есть камешки, но названия неизвестны, теперь попытаемся подписать))).
ОтветитьУдалитьА коллекцию вы оставили в школе? Могу передать несколько экземпляров с Кривого Рога, таких у вас нет)))
Нет, коллекция хранится у нас дома. А за предложение камешков - спасибо! С удовольствием обменяемся с вами :) Думаю, вам что-то из наших тоже понравится :)
УдалитьТаня, впечатляет!!! Я в камнях вообще не разбираюсь) Мишка весной нашел зеленый камешек (долго искали его название, похож на тот что у вас змеевик), такой красивый, как драгоценный! Миша у нас большой ценитель камней, хотел даже пару булыжников с собой в Днепр прихватить))
ОтветитьУдалитьВот так и начинаются серьезные коллекции - с пары булыжников)))) Миша - молодец! Он у тебя, вообще, склонен к естественным наукам - любит наблюдать, изучать. Это отлично!
УдалитьСмотрели пост вместе с Левой.
ОтветитьУдалитьЕго слова: "Мама, давай быстрее же наши камни в коллекцию оформлять!" ))))
Будем оформлять, спасибо за идею! ))
Только вот, надо будет как-то определить что за камни у нас в коллекции )) Я пока так только гранит определяю )))
Вот как раз и повод "подтянуть" свои знания по геологи))) Мы тоже в геологии пока не очень, но старались не ошибиться :)
УдалитьТаня, вот это сокровища! Красота! первая мысль после просмотра твоего поста, бежать собирать камни :)
ОтветитьУдалитьОбязательно бегите - такие сокровища у нас под ногами, а мы и не ценим :)
УдалитьКакая впечатляющая коллекция! У нас столько разных пород не найти...
ОтветитьУдалитьА определить их названия - это такой труд!
Рита на этот урок окружающего мира носила скромную коллекцию, прилагающуюся к журналу "Минералы" от Деагостини. К сожалению, коллекцию начали собирать, поздно, не все первые номера можно было найти в киосках, да и потом не было возможности. Но детям в классе тоже очень понравились наши камешки.
Ох, я на эти коллекции заглядываюсь! Сейчас так много их уже готовых можно купить. И камни там интересные, не то, что наши булыжники.
УдалитьДобрый день. Вы ведёте очень интересную работу, заслуживающую внимания и похвалы. Коллекция, действительно превосходная, но вы путаете кварц с кварцитом - это совершенно разные минералы,существует множество разновидностей кварцсодержащих пород и кварцитов.Кроме того, у вас совершеннейшая путаница с гранитами, мрамором и яшмой. У А тот "серый банальный камешек у вас подногами" называется габбро и никакого отношения к гранитам не имеет. Кварц легко отличить, намочив в воде - он имеет маслянистый (жирный)блеск. К кварцам относятся и халцедоны, они имееют одну химическую формулу. А вот граниты имееют своё название от греч."гранум"- зерно, и бывают мелко-, средне- и крупно- зернистыми. Ваши образцы - это скорее мрамор, а не гранит. Понятно, что простому учителю, ребёнку , да и любому взрослому трудно правильно определить тот или иной вид минералов и горных пород. Могу посоветовать для "повышения квалификации" ознакомиться с энциклопедией. ссылка: МИНЕРАЛЫ И ГОРНЫЕ ПОРОДЫ РОССИИ И СССР: главная страница раздела
ОтветитьУдалитьhttp://www.ecosystema.ru/08nature/min/index.htm Надеюсь, что это вам поможет быть более внимательными. Успехов вам и новых открытий!
Добрый день! Спасибо за комментарий - возможно, вы правы и мы с дочкой все перепутали:) Я математик по образованию, обычная мамочка и раньше никогда к с камнями дело не имела:) Определяли мы их по картинкам в интернете в основном:)
УдалитьИ спасибо за ссылочку на сайт энциклопедии: очень интересно, обязательно будем изучать!
Коллекция просто удивительная) Я честно говоря сама собираю камни , но только в маленьких экземплярах.Только соберусь распределить по породе и происхождению ,как ищу сразу новые)
ОтветитьУдалитьВсё было очень интересно , большое спасибо.
Рада, что вам понравилось:)
УдалитьЗдравствуйте, Татьяна! Этим летом отдыхали с ребенком в Крыму. Благодаря Вам чувствовала себя очень “подкованной”: могла классифицировать ракушки и определять обитателей моря. Мы ездили на Белую скалу, насобирали нуммулитов, конусообразного моллюска видели только в потолке пещеры, поэтому взять с собой не получилось. Очень хотелось найти окаменевшего морского ежа, но, не судьба! И огромных слоистых камней тоже не видели. Хочется вернуться, чтобы все изучить. Говорят, на скале нашли даже скелет древнего кита. Спасибо Вам за познавательные материалы!
ОтветитьУдалитьКак здорово, что вам мои материалы пригодились:)
Удалить