Начало развивающих занятий по теме "Профессия - моряк" ЗДЕСЬ.
Перед тем, как отправляться в плаванье, нам надо познакомиться с основными понятиями. Ведь на море все не так как на суше. Даже привычные нам вещи называются другими словами.
И начнем мы знакомство с морем ... с берега.
Приглашаем всех прогуляться по порту. Мы с Катей специально поехали в Ялту, чтобы посмотреть на корабли. Если же вы не являетесь счастливыми жителями приморского города, и море от вас далеко, то посмотрите с ребенком чудесный мультфильм "В порту" - из него очень многое можно узнать.
Итак, мы в порту. Акватория порта (т.е. его водное пространство) ограждается со всех сторон волноломами - большими камнями, сваленными в воду для того, чтобы во время шторма о них разбивались волны. Корабль заходит с моря в порт по фарватеру - безопасному для плаванья проходу. Фарватер обозначается буями или бакенами - плавающими на воде емкостями, похожими на бочки. Правая «кромка» фарватера обозначается красным "шаровым" бакеном, левая белым "пирамидальным". В ночное время на них светятся фонари соответствующего цвета. А еще ночью помогает кораблям ориентироваться в темноте маяк - высокая башня с фонарем наверху.
Игра 1.Маяк
Проводить ее нужно вечером, когда на улице уже стемнеет. Вы будете маяком, а малыш - кораблем, заблудившимся в ночи. Возьмите фонарик и выключите в комнате свет. Отойдите в другой конец комнаты, включите фонарик и направьте его вверх. Предложите ребенку дойти до вас, ориентируясь на "свет маяка".
Проходить по фарватеру кораблю помогает лоцман (вот и еще одна морская профессия!) - судоводитель, который хорошо знает особенности местного порта и дает советы капитану по его прохождению.
То место, куда пристает корабль, когда приплывает в порт - это причал (если он двусторонний, то это называется пирс). Чтобы корабль не бился бортами о причал во время качки, у него по бокам висят резиновые кранцы. Чаще всего это просто автомобильные покрышки. Но у модных яхт в Ялтинском порту и кранцы модные :) А Катя свой корабль-диван для этих же целей обкладывает по бокам подушками.
Чтобы корабль не снесло от причала волнами, ему нужно пришвартоваться. Для этого юнга должен знать морскую команду "Принять швартовы!". По этой команде он должен сбросить с борта корабля канат - швартовый конец, который нужно закрепить за прикол (тумбу или кнехт) - железный столбик на причале. Если же нужно покрепче зафиксировать корабль, то применяют еще и якорь.
Команда "Отдать швартовы!" применяется в случае, когда корабль надо отвязать от берега.
Поделка. Делаем якорь и спасательный круг
Вырежьте из большого листа картона якорь, предложите малышу самому его раскрасить с обеих сторон. Когда якорь подсохнет, привяжите к нему длинную веревку. Теперь ваш юнга сможет по-настоящему выбирать (т.е. вытаскивать из воды) якорь по команде "Выбрать якорь!". А может, заодно вы сделаете и спасательный круг? Не забудьте придумать и написать на нем название для вашего корабля.
Игра 2. На причале.
Поиграйте с ребенком в игру на внимание - в причаливание и отчаливание корабля. Давайте команды "Отдать швартовы!", "Принять швартовы!", "Поднять якорь!", "Отдать якорь!", "Человек за бортом!". Команды должны идти в быстром темпе и в произвольном порядке, а маленький юнга должен успевать их выполнять, не перепутав: поднимать якорь, доставать канат и бросать утопающему спасательный круг :)
Теперь выучим словарь морских терминов, которые пригодятся нам в плаванье.
Перед корабля - нос
Задняя часть - корма
Бока корабля - борта
Пол на корабле - палуба
Стенки - переборки
Лестница - трап
Окно - иллюминатор
Сиденье, скамья - банка
Кровать - койка
Комната - каюта
Столовая - кают-компания
Комната для матросов - кубрик
Крытое помещение на палубе - рубка
Помещение под нижней палубой (кладовка) - трюм
Кухня - камбуз
Туалет - гальюн
Руль - штурвал
Сундук, ящик для хранения личных вещей - рундук
Повар - кок
Матрос, управляющий штурвалом - рулевой
Помощник капитана, прокладывающий курс корабля - штурман
Начальник над матросами - боцман
Судоводитель, хорошо знающий условия данного берега или пролива и помогающий капитану вести через него судно - лоцман.
Игра 3.Игра на внимание.
Попробуйте с ребенком целый день пользоваться вместо обычных слов морскими терминами. Говорите вместо "пойдем на кухню" - "пойдем на камбуз". Кто забудется и скажет "сухопутное" название, тот проиграл - ему щелчок:)).
Занятие1. Выполнить предложенные задания (ссылка на скачивание - в заглавном посте).
Следующее занятие здесь: День 2-й. ИЗУЧАЕМ ШТУРВАЛ И КОМПАС
Перед тем, как отправляться в плаванье, нам надо познакомиться с основными понятиями. Ведь на море все не так как на суше. Даже привычные нам вещи называются другими словами.
И начнем мы знакомство с морем ... с берега.
Приглашаем всех прогуляться по порту. Мы с Катей специально поехали в Ялту, чтобы посмотреть на корабли. Если же вы не являетесь счастливыми жителями приморского города, и море от вас далеко, то посмотрите с ребенком чудесный мультфильм "В порту" - из него очень многое можно узнать.
В Ялтинском порту |
Итак, мы в порту. Акватория порта (т.е. его водное пространство) ограждается со всех сторон волноломами - большими камнями, сваленными в воду для того, чтобы во время шторма о них разбивались волны. Корабль заходит с моря в порт по фарватеру - безопасному для плаванья проходу. Фарватер обозначается буями или бакенами - плавающими на воде емкостями, похожими на бочки. Правая «кромка» фарватера обозначается красным "шаровым" бакеном, левая белым "пирамидальным". В ночное время на них светятся фонари соответствующего цвета. А еще ночью помогает кораблям ориентироваться в темноте маяк - высокая башня с фонарем наверху.
Маяк |
Игра 1.Маяк
Проводить ее нужно вечером, когда на улице уже стемнеет. Вы будете маяком, а малыш - кораблем, заблудившимся в ночи. Возьмите фонарик и выключите в комнате свет. Отойдите в другой конец комнаты, включите фонарик и направьте его вверх. Предложите ребенку дойти до вас, ориентируясь на "свет маяка".
Проходить по фарватеру кораблю помогает лоцман (вот и еще одна морская профессия!) - судоводитель, который хорошо знает особенности местного порта и дает советы капитану по его прохождению.
То место, куда пристает корабль, когда приплывает в порт - это причал (если он двусторонний, то это называется пирс). Чтобы корабль не бился бортами о причал во время качки, у него по бокам висят резиновые кранцы. Чаще всего это просто автомобильные покрышки. Но у модных яхт в Ялтинском порту и кранцы модные :) А Катя свой корабль-диван для этих же целей обкладывает по бокам подушками.
Кранцы |
Чтобы корабль не снесло от причала волнами, ему нужно пришвартоваться. Для этого юнга должен знать морскую команду "Принять швартовы!". По этой команде он должен сбросить с борта корабля канат - швартовый конец, который нужно закрепить за прикол (тумбу или кнехт) - железный столбик на причале. Если же нужно покрепче зафиксировать корабль, то применяют еще и якорь.
Команда "Отдать швартовы!" применяется в случае, когда корабль надо отвязать от берега.
Швартовые концы |
Кнехты |
Тумба |
Вырежьте из большого листа картона якорь, предложите малышу самому его раскрасить с обеих сторон. Когда якорь подсохнет, привяжите к нему длинную веревку. Теперь ваш юнга сможет по-настоящему выбирать (т.е. вытаскивать из воды) якорь по команде "Выбрать якорь!". А может, заодно вы сделаете и спасательный круг? Не забудьте придумать и написать на нем название для вашего корабля.
Якорь |
Спасательный круг |
Игра 2. На причале.
Поиграйте с ребенком в игру на внимание - в причаливание и отчаливание корабля. Давайте команды "Отдать швартовы!", "Принять швартовы!", "Поднять якорь!", "Отдать якорь!", "Человек за бортом!". Команды должны идти в быстром темпе и в произвольном порядке, а маленький юнга должен успевать их выполнять, не перепутав: поднимать якорь, доставать канат и бросать утопающему спасательный круг :)
Теперь выучим словарь морских терминов, которые пригодятся нам в плаванье.
Перед корабля - нос
Задняя часть - корма
Бока корабля - борта
Пол на корабле - палуба
Стенки - переборки
Лестница - трап
Окно - иллюминатор
Сиденье, скамья - банка
Кровать - койка
Комната - каюта
Столовая - кают-компания
Комната для матросов - кубрик
Крытое помещение на палубе - рубка
Помещение под нижней палубой (кладовка) - трюм
Кухня - камбуз
Туалет - гальюн
Руль - штурвал
Сундук, ящик для хранения личных вещей - рундук
Повар - кок
Матрос, управляющий штурвалом - рулевой
Помощник капитана, прокладывающий курс корабля - штурман
Начальник над матросами - боцман
Судоводитель, хорошо знающий условия данного берега или пролива и помогающий капитану вести через него судно - лоцман.
Игра 3.Игра на внимание.
Попробуйте с ребенком целый день пользоваться вместо обычных слов морскими терминами. Говорите вместо "пойдем на кухню" - "пойдем на камбуз". Кто забудется и скажет "сухопутное" название, тот проиграл - ему щелчок:)).
Занятие1. Выполнить предложенные задания (ссылка на скачивание - в заглавном посте).
Следующее занятие здесь: День 2-й. ИЗУЧАЕМ ШТУРВАЛ И КОМПАС
Круто! Просто восторг. Спасибо за чудесные идеи!
ОтветитьУдалитьЯ рада, что вам пригодится! :)
УдалитьТатьяна, благодарим вас за разработку такого чудесного и нужного материала! Сегодня мы провели первый день занятий! Я в восторге, так как выросла у моря, в доме с видом на порт. А наш пятилетний сын с увлечением слушал про акваторию, кранцы, профессию лоцмана и т.д. Смеялись над "банкой", "кубриком" и "камбузом". И выполняли ваши письменные задания. Всё очень интересно, сделано с душой. Вечером будем играть в Маяк. Спасибо! Бог в помощь!
ОтветитьУдалитьКак я рада, что вам занятия пригодились и понравились! :) Желаю веселого плавания! :)
Удалить