Вот и пролетел Катин первый учебный год... Казалось бы, только-только мы волновались, как она пойдет в 1 класс, как сложится ее учеба, как понравится в школе. Только-только была линейка на 1 сентября. А уж и год прошел:) Теперь Катя - уже опытная школьница. И подводя итоги, могу сказать, что все у нас сложилось крайне удачно: чудесная учительница, хороший климат в классе (не без отдельных исключений, но кто же от них застрахован), а главное - огромное желание Кати учиться. До смешного - утром в 7 часов ее разбудить может только напоминание, что сегодня в школе будет то-то и то-то))) Старается, готовится, волнуется! Изо всех сил стремиться быть лучшей в классе. Сначала я думала, что такого запала не хватит до конца года, наиграется - и надоест. Но Катя пока только удивляет нас. Например тем, что отучившись в школе приходит домой и, со словами: "ой, как я устала", рассаживает своих зверей за парты и начинает для них проводить урок по всем правилам. Да еще и за каждого в тетрадку пишет! Вот так она отдыхает))) Старший сын на нее косится - он уже вполне вкусил прелестей школьной жизни, и для него учеба вовсе не в радость, к сожалению.
Выпустились из первого класса с наградами и подарками. А главное - с хорошим настроением! |
Кратко с высоты сегодняшнего опыта запишу, что и как Кате давалось в школе и как повлияла на ее обучение дошкольная подготовка.
В школу Катя пошла, уже умея бегло читать вслух и в уме. Это очень помогло ей в учебе, потому что вся программа рассчитана на читающих детей. Ей было скучно на уроках чтения - это да. Ведь большинство читает по слогам, а некоторые на момент прихода в школу совсем не умели читать. Но скука компенсировалась тем, что на остальных уроках она легко могла прочесть задание и понять его. Кроме того, Катя по характеру ярко выраженный экстраверт. Ей интересно не только то, что учат на уроке, но и кто как ответил, что кто сказал, что кто получил, кто в какую сторону вертелся :) Поэтому совсем скучать - она не скучала, а глядела во все глаза. А потом весь вечер мне рассказывала о том, что же случилось на уроках)))
К счастью, когда закончилась "Азбука" и началось "Литературное чтение", на уроках значительно повеселело - дети стали читать рассказы, обсуждать их, читать по ролям, ставить сценки. Теперь Катя уже на скуку не жалуется :)
На уроках чтения дети не только читают, но и инсценируют сказки. Здесь Катя исполняет роль автора. |
С письмом мы тоже, вроде, угадали. Как раз летом перед школой Катя начала писать письменными буквами сама по своему желанию. Поэтому, во-первых, с ними она уже была немного знакома, а во-вторых, ее желание писать совпало со временем обучения письму. Ей это не только не было в тягость - а ужасно нравилось! Она же у нас будущий писатель)))
Сейчас прекрасные ровные буковки, которые Катя старательно выводила поначалу, несколько потеряли свой идеальный вид. Да и внимание периодически подводит. Но, в целом, Катя держится нормально. А уж ее желание отличать мягкие согласные от твердых и глухие от звонких достойно лучшего применения))) Она мне дырку в голове уже сделала своим фонетическим разбором - просто так, без всяких заданий рассказывает, схемы рисует, пытается объяснить))) Но я ей сразу сказала, что я это и в школе не любила, и Вите говорила и ей повторяю - без меня! Я даже вдаваться в подробности не хочу, настолько мне эта тема кажется бесполезной вообще. Вот вы, взрослые работающие люди - вам когда-нибудь в жизни понадобилось, даже гипотетически, узнать, какая в слове "блюдце" буква "д", звонкая или глухая? ;) Ну, про бесполезность я ей не сказала, а про то, что ей надо самой понять что там и как - сказала. И Катя отлично справляется сама, без моих подсказок, к моей огромной радости :)
Рассказ "Весна", который сочинила и записала Катя к одному из уроков |
Математика тоже пока идет без проблем. Катя пошла в школу, умея складывать двузначные числа. Сейчас мы с ней перешли на трехзначные (я ей пишу в тетрадке свои примеры, вместо слишком легких для нее заданий из учебника). На уроках она продолжает тренировать навыки быстрого счета в уме. А так я ей показала сложение в столбик, и она уже может им пользоваться сама. Кроме того, в последний месяц Катя заинтересовалась умножением - посмотрим, может за лето и начнем его осваивать.
Первая в жизни "пятерка"! Пока дневников у нас нет, поэтому оценки ставят прямо так))) |
Кстати, хочу сказать, что мы с Катей не занимались ни перед школой ни уже в школьный год в том смысле, в каком обычно "занимаются" - т.е. сидят за столом и пишут определенное число строчек, примеров или кусков из книжки. Я вообще предпочитаю не сидеть с ней. Когда Катя делает уроки - я нахожусь в другой комнате. Она выполняет задания и потом приносит мне проверить. Только "разговорные" задания мы делаем вместе - она говорит, я слушаю :) Это я научена горьким опытом со старшим Витей, с которым я как раз сидела над каждой буквой до 5 класса. И который потерял всякий интерес к учебе, когда оказалось, что я больше не контролирую каждый его чих.
Поэтому с Катей я сразу делала упор, что ее учеба - это ее учеба, учится она не для меня, а для себя, и что заработала, то и заработала. Начиная от такой мелочи, как собирание портфеля в школу - я его не проверяю, Катя сама отвечает за то, что она туда положила. К счастью, с ней это легко - она у меня девочка очень ответственная.
Так же я не вмешиваюсь в ее уроки рисования и труда. Что и как сделала - так сделала. Меня удивляют мамы, которые рисуют за детей заданные картинки. Для чего это делается? Учитель все равно видит "руку" взрослого. А оценок нам не ставят, хвалят всех, лишь бы старался. Так для чего приучать ребенка, что за него мама сделает? Мне это совершенно непонятно!
На уроках... |
Что еще осталось? Конечно же любимый урок - "Окружающий мир". На нем говорят про все на свете - от космоса до правил езды в транспорте. И, конечно, детям это все очень интересно. А уж то, что в программе предусматривается собственные проекты и исследования, делает ее очень нужной и полезной для развития не только кругозора, но и умения учиться вообще. Я стараюсь использовать эти уроки, чтобы потом дома углубить их и дополнить тем, что считаю нужным. Я писала вот тут о некоторых работах, которые мы с Катей готовили к урокам "Окружающего мира": Проект "Мой домашний питомец", Космическая коробочка, Можно ли есть снег - опыты по мотивам урока, "Профессия - художник", Презентация "Как зимуют птицы", Презентация о зоопарке, Проект "Моя семья" , Проект "Математика вокруг нас", Коллекция горных пород.
Для урока "Окружающий мир" чего только не приходилось делать - от моделей звезд до салатов))) |
Плюс всякая внеклассная деятельность. Конкурсы, конференции, защиты проектов. Раньше, когда учился Витя, так рано не начинали. А теперь полно всяких научных мероприятий, куда пускают и первоклашек. Я стараюсь привить Кате желание участвовать всегда и во всем. Но главная наша работа в этом году - исследовательский проект про дождевого червя, на основе наших наблюдений (я о них писала тут и тут) и лэпбука "Дождевой червь". С ним поучаствовали в городском этапе конкурса "Первооткрыватель" Малой Академии Наук, заняли 1 место. Но, к сожалению, Катя умудрилась заболеть на республиканский этап, поэтому дальше не прошла. Кроме того, с этим же докладом она выступала на городской конференции "Ученик 21 века" и тоже заняла 1 место.
Первые награды |
Конечно, это пока во многом мои достижения. Опыты придумывала я, доклад писала я, все оформление работы делала я. Кате надо было просто хорошо выступить на защите. Но и это немало для первоклашки! Главное, что она ни капельки не боялась, была уверена в себе, тему знала. Поэтому все прошло хорошо. В следующем году тоже собираемся делать какой-нибудь проект. Вот смотрю сейчас на нашу улитку и думаю - может, взять темой ее?)))
Исследовательский проект |
А еще были и праздники, и подарки, и необычные уроки, и театры, и встречи с писателями и ветеранами, и экскурсии по городу.
В общем и целом, впечатления об учебе и у Кати, и у меня прекрасные. Как бы сделать так, чтобы с годами они не испортились... Будем стараться! А пока впереди каникулы!!!
Спасибо большое за такой инетересный рассказ, за то, что поделились впечатлиниями о 1-ом классе! Мне всегда очень-очень интересно читать о Катиной школьной жизни. Катюша, ты большая умничка! Как же я завидую и искренне радуюсь за деток на бывшем советском пространстве - у вас уже каникулы! А в Германии, где мы живем, мой первоклашка будет ходить в школу еще аж до 10 июля! И потом всего 6 недель каникул и 24 августа снова в школу. Ну как же так тут дети растут и не знают, что такое 3 месяца свободы?! Это было ощущение такого невероятного счастья в конце мая, когда знал, что всё лето впереди. Как будто маленькая новая жизнь. Я до сих пор это помню. А мои детки, к сожалению, не узнают. Но мы не грустим! Лето скоро начнется - со школой или без неё :)
ОтветитьУдалитьРада, что вам было интересно :) А насчет каникул - у детей время идет по-другому. Для них и 6 недель - это целая жизнь! Главное насытить их интересными делами :)
УдалитьКатя потрясающая ))))
ОтветитьУдалитьСпасибо, Юля :)
УдалитьКак Катюша выросла и повзрослела!
ОтветитьУдалитьИ не говорите))) Совсем невеста уже, даже троих женихов успела поменять за учебный год)))
УдалитьПоздравляем с окончанием учебного года! :) Катя настоящая умница! Скажите, а английский у Вас не учат в 1-ом классе?
ОтветитьУдалитьНет, не учат. У нас обычная общеобразовательная школа, и там иностранный язык предусмотрен со 2 класса. Но у нас был при школе бесплатный кружок английского раз в неделю, на который мы с Катей ходили. Это, конечно, было больше баловство, но Кате нравилось.
УдалитьПоздравляю Вас! Да, так и школа скоро закончится... Катя большая такая, слов нет. Умничка!
ОтветитьУдалитьСпасибо, Оля! Да, теперь бы ты Катю не узнала. Как и я Тему) Помнишь, как они сразу нашли общий язык?
УдалитьПоздравляю с взятой первой высотой! Катя - умница! И вектор правильно задан.
ОтветитьУдалитьЯ тоже с ребенком портфель не собирала))) И домашку сын делал и делает сам, потому что учеба - это сфера его ответственности)))
Спасибо от меня и от Кати!
УдалитьА насчет ответственности: наверное, свою роль сыграло еще и то, что сын пошел в школу ровно в 6 лет. И был просто не готов сам нести эту ношу. Кате же на момент 1 сентября исполнилось 6 и 9. Поэтому она была гораздо самостоятельнее. Да и по характеру она намного самостоятельнее Вити. А вот всем мамам, которые торопятся чуть ли не в 5 лет отдать ребенка в школу я очень советую потерпеть еще. Несмотря на то, что дети уже умеют читать, считать и писать, им совсем не все равно, когда идти в школу. Каждый месяц имеет значение!
Насчет возраста абсолютно согласна, Таня. В моей практике были примеры, когда дети, что пошли с 5-6 лет в первый класс, исчерпав зону ближайшего развития, сдувались к 6-7 классу, и просто физиологически не успевали за сверстниками воспринимать объемы информации. Тогда, в начале подросткового периода, это особенно заметно. У нас сейчас пытаются посадить за парты пятилеток, переводя малышей из садов в мини-центры при школе. Но там совсем нет условий для качественного развития. таких какие были у сына в садике. Идет переход на 12-летку. И это воровство детства у ребенка!
УдалитьБыло очень интересно почитать, спасибо за подробности. С окончанием вас первого класса! Катя - умничка!
ОтветитьУдалитьДля меня пока даже одни мысли о школьном периоде страшны, не люблю нашу систему и горько от того, что в нашей стране нет альтернатив вроде вальдорфских школ... Сама страдала синдромом отличницы и теперь только понимаю, что не знания выносила, а оценки из школы, как бы это не наделать крупных ошибок с детьми теперь)))
Спасибо! Рада, что было интересно :)
УдалитьА школьная система... Тут все так зависит (как, впрочем, и во всем) от тех конкретных людей, которые работают с детьми. Будет хороший учитель - будет все хорошо. И, конечно, от нас, родителей, от нашего настроя и отношения многое зависит, особенно в начальной школе.
Поздравляю Катюшу с успешным окончанием учебного года ! Татьяна,конечно, это ваша заслуга. Вы Самая Лучшая Мама! Как вы все успеваете?
ОтветитьУдалитьСпасибо :) Если бы я успевала все, что хочу! )))
УдалитьКак мило! Катюша большая умница! Очень рада, что она так любит учится, это очень важно! Я тоже старалась Эле привить такую самостоятельность - учеба для себя с акцентом на том, что учеба это интересно, что полезны знания, все остальное - второстепенно. К счастью, сегодня я уже могу говорить о том, что в большей степени мне это удалось. Но печально, что некоторые предметы не вызывают интерес, а посему незаслуженно остаются на обочине. И сейчас моя задача заинтересовать ими дочку, раз учителя не смогли с этим справиться. Кстати, подметила, что чем больше я давала самостоятельности в изучении, заявляя, что тему не люблю, не знаю и помочь мало чем могу, тем сильнее интерес к этой теме-предмету сейчас у моего ребенка))). Забавно, можно подумать, что дочка хочет в чем-то превзойти маму, может так и есть, но я только рада, ведь дети должны быть лучше своих родителей. Спасибо за ваш рассказ, год получился увлекательным и насыщенным, желаю, чтобы и последующие года учебы были такими же активными и интересными!
ОтветитьУдалитьСпасибо за пожелания! И Эле хорошо отдохнуть и набраться сил перед новым учебным годом!
УдалитьПро желание превзойти маму - интересное объяснение. Надо попробовать этим манипулировать;)
С удовольствием проситала! Таня, у меня такие же мысли по поводу всего, даже про разбор слова)))
ОтветитьУдалитьОх этот фонетический разбор слова! Рада, что у меня есть единомышленник :) А то муж консерватор и считает, раз он учил в школе, то и дети должны)))
УдалитьКакие вы умницы! да-да и мама Таня тоже:) Это же Ваша заслуга, что дочка такая увлекающаяся. У меня вторая дочка тоже закончила 1й класс. Идём с вами в ногу. Частенько в Ваш блогодомик заглядываем. Но у нас к сожалению таких творческих заданий почти нет. Примитив полнейший:((( Такие вот учителя скучные:(. Дочки даже огорчаются, что их не привлекают к школьным конкурсам и в классе не организовывают.
ОтветитьУдалитьСпасибо за добрые слова! И вас поздравляю с окончанием первого, самого сложного, года!
УдалитьКак грустно, что у вас в школе не дают детям проявить себя((( Но на то мы и мамы - можно потом дома уроки развить во что-то интересное. Или поискать в сети конкурсы - сейчас много виртуальных олимпиад и т.д. Пусть хоть там дочки поучаствуют.
Поздравляю! Моя тоже первый класс окончила. Осталась учебой, кстати, весьма довольна.
ОтветитьУдалитьСпасибо! И вас с дочкой тоже поздравляю! Это самое главное - чтобы ребенку нравилось. А остальное приложится :)
УдалитьПоздравляю вас с Катей с окончанием первого класса! Вы большие молодцы! ))))
ОтветитьУдалитьУ меня Лёва на днях удивился, что неужели так быстро первый класс закончился )) Не успел оглянуться...)
Спасибо! И вас с Лёвушкой тоже! Так и есть - только-только разогнались учиться, только-только темы более сложные пошли, а тут, бац, каникулы)))) Ничего, впереди еще 10 лет учебы)))
УдалитьТаня, поздравляю вас с таким замечательным учебным годом! Катюша умница! 1 сентября мы поздравляли вас с началом учёбы. Наши дочки вместе пошли в 1 класс в сентябре. Но в ноябре мы уже сдали все предметы за 1 класс. А к марту закончили и второй. При этом дочка посещала и музыкалку и художку. Благодаря семейному образованию на это были и силы и время. На следующий год дочка третьеклассница. Я к чему это? Не жалко вам времени, проведённого за партой, ведь Катюша такая умница? Хотя вы, конечно, времени даром не теряете :)))
ОтветитьУдалитьСпасибо за поздравления! И вашу доченьку с такими впечатляющими успехами поздравляю! Пусть будет лучше всех!
УдалитьА насчет того, не жалко ли мне времени проведенного дочкой в школе - нет, не жалко. У меня отношение к домашнему образованию очень отрицательное. Кроме как просто научить читать-писать у меня еще на школу другие планы ;) Если бы вопрос стоял только в том, чтобы пройти программу... Кроме того, мне жалко моих сил и времени, которые тогда нужно будет отдать, чтобы обучать дочку. А у меня тоже есть свои взрослые интересные дела :) А так - до 12 часов дочка получает необходимые "средние" знания, а потом мы уж по желанию делаем что хотим :)
Но это лично мое мнение - я уверена, у вас все получится как надо:) Успехов вам с доченькой на этом непростом пути!
Танечка, как мне нравится читать про вашу школу и вашу учительницу. Несмотря на все сложности, она всегда умеет создать детям праздник и привить вкус к учебе! Пусть и дальше у Кати по жизни будет такое стремление к новым знаниям!
ОтветитьУдалитьСпасибо, Маша!
Удалить