суббота, 22 декабря 2012 г.

Происхождение человека. Клуб почемучек

Вчера в очередном выпуске "Клубе почемучек" я публиковала ответ на вопрос мамы Анастасии и ее сына Андрея (5 лет): "Почему сосульки всегда растут вниз?".
А здесь, у себя в блоге, я делаю перепост прошлого выпуска Клуба, в котором я отвечала на вопрос мамы Галины и ее пятилетней дочки Катюши:

"Откуда появился человек, когда людей еще не было?"  

Чтобы ответить на этот вопрос, нам придется отправится в прошлое на пару миллионов лет, в те времена, когда появились первые предки человека. Этот отрезок времени очень трудно себе представить. Только вдумайтесь, от нас до первых цивилизаций Египта, Шумера и Аккада прошло всего около шести тысячи лет. А до возникновения первых представителей человека разумного от нас 300 раз по столько! Представляете, какой путь проделало человечество от первых земледельческих цивилизаций до нашего техногенного века? А 300 раз по столько - какой путь проделало человечество от первых людей до нас с вами?! Этот путь огромен!
Давайте посчитаем: дочку родила мама, маму - бабушка, бабушку - прабабушка. Скорее всего, она или ее мама жила еще при царе! Потом мы увидим пра-прабабушку и пра-пра-прабабушку. Пропустим всего лишь 60 поколений, и мы окажемся во временах, когда только образовывалось первое государство славян - Киевская Русь. Если мы по этой цепочке заберемся еще дальше в прошлое, то через 300 поколений от нас увидим наших предков -  древних земледельцев, которые только-только научились сеять пшеницу и строить дома. А их предки (отсчитаем еще 200 поколений) были первобытными кочевниками - жили в пещерах, одевались в шкуры, добывали себе пищу на охоте и жарили ее на костре. А до них люди и костер-то  разводить не умели, и охотится им было нечем - копье или другое оружие они еще не придумали. И одежда им была не нужна - их тело шерсть покрывала. Да и людьми ли они были? По виду, поведению, строению скелета и многим другим признакам они были очень похожи на обезьян. Это и есть предки современного человека  (по научному Homo sapiens - человека разумного). Ученые их назвали гоминиды (лат. Hominidae). Из разных их видов развились не только  Homo sapiens, но и другие виды людей, которые давно уже вымерли, например, неандертальцы.

Плакат "Эволюция человека" висит у Кати в комнате

К гоминидам относятся и современные виды человекообразных обезьян - гориллы, орангутаны, шимпанзе. Ветвь людей и ветвь шимпанзе разделились примерно 6,5 миллионов лет назад. Стоит посмотреть любой документальный фильм из жизни современных обезьян, и мы увидим, насколько "по-человечески" они себя ведут.
Знаете ли вы, что обезьяны используют орудия труда (палки и камни) для своих целей? Что они обучают своих детей своим примером? Что в разных стаях есть свои традиции поведения, передающиеся только среди этой стаи? Знаете ли вы, что обезьяны могут научится человеческому языку и разговаривать на нем? Например, самец бонобо (подвид шимпанзе) Канзи понимал на слух около 3000 английских слов, а "говорил" (набирая нужные слова на клавиатуре с картинками), активно используя 500. Известен случай, когда самка бонобо сама обучила своего детеныша человеческому языку знаков и общалась с ним с их помощью. А знаете ли вы, что человекообразные обезьяны по своим умственным способностям достигают уровня двух-трех летнего ребенка? Это звучит фантастически, ведь ребенок к трем годам уже самый настоящий разумный человечек! И, тем не менее, это так. Только вот в отличие от человеческих детенышей, обезьяны сильнее поумнеть не могут, их мозг на это не способен.

тематическое занятие происхождение человека
Детеныш шимпанзе практически не отличается от человеческого
Фото отсюда: http://pozitivchik.info/2011/12/shimpanze-poluchat-chelovecheskie-prava/

Почему же наши предки стали еще дальше развиваться и превращаться из обезьян в людей? Видимо, на это сильно повлияло изменение климата Земли. После многих тысяч лет теплой погоды на Земле началось похолодание. Многие виды животных были не готовы жить в таких условиях и вымерли. А нашим предками пришлось очень быстро изменять свою жизнь и приспосабливаться к новой обстановке. Стало сложнее находить пищу, стало  трудно жить без укрытия и без источников тепла. Поэтому им пришлось напрягать свой мозг, чтобы выжить. И они потихоньку стали превращаться в разумных людей. Это произошло не сразу, а в процессе эволюции: у мамы-обезьяны рождались детеныши, у одного из которых какой-то признак случайно получался не таким, как у всех. И если это было полезнее для жизни, то он был более успешным, дольше жил, у него рождалось больше детей, которые этот признак перенимали от него по наследству. Его дети с этим новым признаком тоже были успешнее детей других членов этой стаи. И у них тоже было больше детей. Поэтому в конце концов в стае оставались только особи с этим признаком, и он уже становился не исключением, а нормой для этого вида. По видимому, именно так развился мозг. И эти древние существа перестали быть обезьянами, а стали людьми.

тематическое занятие происхождение человека
Фото отсюда: http://e-drofa.ru/materials/bio8/0098-drevnejshie-lyudi.html

Но первые люди практически не отличались от обезьян. Только антропологи (ученые, которые занимаются изучением происхождения человека) могут увидеть отличия. В строении костей, в форме челюсти и черепа. Они на раскопках изучают остатки давно вымерших существ, и по их строению могут сказать - ходило ли это существо на двух или четырех ногах, умело ли говорить, какого размера был его мозг. По мусору, оставшемуся рядом с костями могут узнать, чем питалось существо, использовало ли какие-то орудия труда, умело ли разжигать огонь. Может быть оно уже  украшало себя бусами из зубов хищных зверей или умело рисовать на стенах пещеры картины природными красками?
Моя дочка Катя тоже любит играть в раскопки - давайте вместе с ней попробуем найти какие-нибудь ископаемые останки и определить, к каким живым существам они относятся.

тематическое занятие происхождение человека
Для игры в раскопки понадобится песок (или манка) и несколько игрушек

Катя с одного взгляда может определить, что за существо она обнаружила:)), но по-настоящему очень трудно провести грань - была ли это еще обезьяна, или уже настоящий человек. До сих пор ученые спорят об этом. Но большинство согласны в том, что современный человек (Homo sapiens) впервые появился в Африке в результате эволюции 400-250 тысяч лет назад и оттуда распространился по всему миру. Это подтверждают не только находки археологов, которых с каждым годом становится все больше, но и генетические исследования. Когда зарождается ребенок, то частички информации родителей складываются в клетках ребенка. И потом, взяв клеточку у ребенка на анализ, можно узнать и о его родителях. А в их клетках "записана" информация об их родителях. И ученые-генетики могут "прочитать" эту информацию обо всех предках, которые когда-либо жили на Земле. В 2009 году американские ученые провели такое исследование среди разных народов мира и обнаружили, что все современное человечество произошло от одной группы предков, живших в Африке. И меньше всего отличаются от нашего общего предка племена бушменов, которые и сейчас продолжают там жить.

тематическое занятие происхождение человека
Бушменка. Фото из Википедии

Надеюсь, Катюше будет понятно мое объяснение:). Конечно, оно далеко не полное и дает лишь общее представление об антропогенезе. Надеюсь, когда Катюша вырастет, она сама прочитает много-много умных книжек об этом и тогда сама разберется во всех деталях :)
А пока я ей могу посоветовать книжку, которую написала я и которыую выпустило издательство "АСТ" "Откуда взялся человек" (найти ее можно, например, в интернет-магазине "Лабиринт" вот ТУТ)

В дополнение к рассказу хочу порекомендовать те книги и фильмы на эту тему, которые читали и смотрели с дочкой мы:

  • Р.Киплинг "Как было написано первое письмо".
  • Рассказы из сборника Феликса Кривина "Упрямый горизонт": "Что было, когда Санечки не было" и "Кто самый первый научился ходить".
  • Повесть Д'Эрвильи "Приключения доисторического мальчика". Про жизнь первобытного мальчика Крека.
  • Фильм канадских документалистов "Одиссея пещерного человека" (Франция, 2003 г.). Об эволюции человека от самых первых шагов до появления вида Homo sapiens.
  • Фильм производства ВВС "Прогулки с пещерным человеком" ("Walking with Caveman", 2003 г.). О происхождении человека и о разных видах первобытных людей. Особенно трогательная история о самке австралопитека Люси, рассказанная в первой серии фильма.
  • Фильм "Умные обезьяны" ("Clever monkeys", США, 2008). О культуре обезьян, как они общаются друг с другом, что из "чисто человеческих" качеств им свойственно.
  • Видео на YouTube о том, как происходила эволюция человеческого лица. 7 миллионов лет за минуту. http://www.youtube.com/watch?v=9i_oJn-9d_0&feature=youtu.be


Напоминаю, что свои вопросы для "Клуба почемучек" вы можете присылать мне на почту: tavika2000 @ yandex.ua (убрать пробелы). Все присланные в Клуб вопросы, независимо от того, были ли они опубликованы или нет, в конце года будут участвовать в розыгрыше приза.
Архив прошлых выпусков "Клуба почемучек" вы можете увидеть здесь.

Используемые материалы:
"Первобытные люди" http://megaznanie.ru/index.php/encyclopedia/history/283-2010-07-06-09-14-04.html
"Человекообразные обезьяны и их происхождение" http://www.sivatherium.narod.ru/library/Nesturh/pt_01_02.htm
Википедия:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Гоминиды
http://ru.wikipedia.org/wiki/Митохондриальная_Ева
http://ru.wikipedia.org/wiki/Антропогенез
http://ru.wikipedia.org/wiki/Феномен_«говорящих»_обезьян

Другие развивающие занятия по истории вещей и понятий вы найдете здесь:  Почему шахматные фигуры так называютсяПочему люди говорят на разных языкахОткуда взялись слова, Кто из живых существ первым полетел в космосПочему буква "А" называется буквой "А"Как определить размер обуви,   Как люди научились печь хлеб, Где находится Край Света, Почему мальчики носят брюки, а девочки юбки, Игры в историю - Инструменты для письма, Игры в историю - Древняя ГрецияИстория игральных карт    

31 комментарий:

  1. Очень интересное изложение этой Теории. А я рассказываю детям совсем другую историю происхождения человечества, подкрепленную не меньшим количеством научных фактов))
    Ну да я совсем не о том хотела написать.
    Спасибо тебе большое за такие интересные публикации. С удовольствием читаю и добавляю в копилочку твой опыт)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я придерживаюсь строго научной картины мира и учу этому своих детей. Но уважаю ваше право думать иначе :) И я рада, что что-то из моих занятий вам пригодится :)

      Удалить
  2. Как историк, старалась давать детям в школе несколько теорий - и Дарвина и Энгельса и современные и религиозные и даже от инопланетян. Дело в том, что придерживаюсь принципа, что не существует истин, которые со временем никогда не меняются. Ведь даже Лобачевский и Энштейн "скорректировали" привычную математику. А еще можно показать научные фильмы, которые сейчас делают в игровой форме. Их интересно смотреть в любом возрасте.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за мнение. Но я не согласна с тем, чтобы маленьким детям давать сразу все альтернативы. У них в голове каша получится. Самим им еще не хватает знаний и критериев, чтобы отличить, что научно, что нет. Поэтому они наши слова просто на веру принимают. Когда ребенку в три года говоришь, что Земля круглая, он просто запоминает это. Понять или проверить он еще не может. А если мы ему скажем, что одни думают, что круглая, другие - что плоская (а ведь есть общество "Плоской Земли", в котором люди действительно доказывают, что именно такая форма у нашей планеты), то ребенок так и не сможет определиться. Разные версии можно давать только тогда, когда у ребенка уже есть база, на основании которой он сможет понять наши аргументы "за" или "против" какой-либо теории. Наверное, для школьников это уже возможно. Но для дошкольников ответ на вопрос должен быть однозначным и простым.

      Удалить
    2. Возможно тогда и в самом деле лучше, для ясности, одну теорию, но упомянуть, что она не окончательна и возможно всё было по другому?

      Удалить
    3. Тому, что истины в последней инстанции нет, я учу чуть позже, наверное с первых классов школы. Но в щадящем режиме, чтобы, опять-таки, не внести сумятицы в картину мира. А вот в Витины 12 лет, я его уже вовсю провоцирую на размышления, давая самые абсурдные точки зрения и показывая, что и их можно обосновать логически. В этом возрасте как раз важно понимание, что на веру ничего принимать нельзя. Все нужно проверять своей головой. А для этого нужно во во многом разбираться и многим интересоваться. Базу же для этого мы уже, надеюсь, заложили в его детстве.

      Удалить
  3. спасибо большое, постоянно пользуюсь вашими постами. Мы по этой теме смотрели
    Всемирная история: Древний человек http://www.ozon.ru/context/detail/id/3562054/?item=3882659

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за ссылочку, посмотрим обязательно!

      Удалить
  4. Анонимный19.07.2013, 01:24

    Автор "Тavika",а до вас доходили слухи,что вся вселенная и все,что наполняет ее,в том числе и человек - созданы Всевышним Творцом?Чему же вы детей учите?! Жуть! Или лично вы(пишу с маленькой буквы),выбрали себе в прародители орангутанга,но это ваше личное дело,не нужно приписывать ЭТО всему человечеству!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, я атеист. И это мое личное дело. Это интернет - не нравится, не читайте.
      Всегда удивляюсь таким людям как вы - человек, видимо, верующий, высокодуховный, а считаете возможным анонимно заходить туда, куда вас не приглашали и поучать меня в таком тоне! Этот пост прочитали сотни верующих людей и никто из них так бескультурно себя не вел.

      Удалить
    2. Мила, вы верите - это ваше право, Я поддерживаю полностью Таню, потому что именно так я бы учила своего ребенка, хотя почему "бы"? именно так мы и играем в каменный век в происхождение людей от обезьян и именно так нас учили в школе на уроках и сейчас учат и нет в этом ничего криминального. Подрастет, захочет про бога послушать, послушает. но никто не в праве никому навязывать свое мнение. Поэтому ваша вера - только ваша и в таком тоне вы точно бога своего любить не заставить. бог должен быть в душе и возникает того, когда человек верит в него, вот и все

      Удалить
  5. Зовут меня Мила,я не "аноним" и это не "ник",а мое настоящее имя,"Tavika"! Это во-первых! А во-вторых,касательно,"сотни верующих людей",которые якобы прочитали и не никак не отреагировали,на этот бред,... "сказал безумец в сердце своем:"нет Бога", Псалом 13, увы...,говорит не в их пользу,и не в сторону ИСТИНЫ! И не нужно обижаться в своей ущемленной гордыне,а лучше крепко задумайтесь и взыщите Всевышнего,Милостивого и Любящего Бога,нашего Отца и Спасителя! Пусть Господь благословит вас в Его искании... "Дабы они искали Бога,не ощутят ли Его,и не найдут ли,хотя Он и не далеко от каждого из нас". Деяния 17.27.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Давайте прекратим эту бесполезную дискуссию.

      Удалить
    2. Любители легенд и мифов древнего Ближнего Востока... доставляют :)

      Удалить
    3. Холода наступили и человек начал выживать ! А как обезьяны с их разумом дожили до наших дней ?

      Удалить
    4. Обезьяны остались жить там, где тепло. Они и до сих пор и не расселились никуда. А человек к ледниковому периоду уже начал "расползаться" из тропиков

      Удалить
  6. Анонимный15.09.2013, 20:46

    Соломон Зарбаидович Абаев. Мои научные гипотезы- ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА- ФЛОРЫ,ФАУНЫ. По религии: Я описывать не буду-На это есть Тора,Библия,Коран и прочие религиозные описания. 1). В далекие времена на молодую планету Земля падает огромная комета Созар \ мое название\ размером с массой всей воды и атмосферы Земли и возможно в этой же комете Созар было в составе что то необходимое для зарождения жизни на Земле. Вода содержащая комету разлилась по низинам образовав Мировой океан,а газы содержащие комету образовали атмосферу Земли. Возможно подобные кометы падали в место одной-несколько. 2). C этого периода началась зарождения флоры и фауны и долгая эволюция,как в океане так и на суше-Где в перед в воде или на суше?-Это лишь детали и точно никогда ни кто не установит. 3). Главное о происхождении человека- Где в первые могла зародится жизнь? Это только в благоприятных областях Земли по температурным условиям-Это экваторальные районы и точно \ моя теория\ . Где это зарождение началось конкретно? А там где в настоящее время больше всего флоры,фауны и тем более людей \ Моя теория\ это без сомнения является густо населенные облости Земли-Точнее юго-восточная Азия. Откуда и далее начали переселятся флора своим ходом, фауна ветром. С начало вдоль экватора, а затем и кругом. 4). Есть у меня еще дополнительно гипотеза; После того как зародилась жизнь на Земле-Возможно - тогда экватор находился в районе прилегающих к северному и южному полюсу,после чего в Землю врезался огромный астероид от удара которого перевернуло Землю и изменило его полюса и возможно время вращения вокруг оси \Земные сутки\. Читайте еще на сайте-Мой научный труд: ТЕОРИЯ КОСМОГОНИЯ-ЗАКОН ЗАРБАИДОВИЧ. Написал свой научный труд- 30.08.2013 год. Соломон Зарбаидович Абаев.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Стремление быть в науке "первым" (или хотя бы оригинальным) даёт порой прямо противоположный результат...

      Удалить
  7. Танечка, какие у тебя страсти кипят! Я полностью с тобой и описанием именно этой теории, как сказала выше, ее учат в школе, она прописана во всех учебниках и ее стоит знать уже только потому, что она массово преподается в наших школах. придет время ребенок и с другими теориями познакомиться, но я считаю маме решать, в каком возрасте, что и как рассказывать СВОЕМУ ребенку. кто-то водит ребенка каждые выходные в церковь и это правильно в определенной семье, а кто-то, этого не делает, но верит в душе в доброту, чистоту и т.д. и эту лучше, чем кричать о религиозности, но вытворить такое, что полностью противоречит библии и церкви, а я таких очень много встречала. Так что спор всегда будет, поэтому не обращай внимание на такие выпады! Ты умница!!!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Маша! Я, вообще, в воспитание и обучение стараюсь религию не вмешивать. Это вопрос личной веры каждого. Для объяснения научных понятий и т.д., как выразился великий математик Лаплас "в гипотезе Бога я не нуждаюсь". Да и чтобы вырасти культурным, добрым и порядочным человеком, вера не нужна. Дети вырастут - сами решат, во что им верить или не верить.

      Удалить
  8. Ну вообще-то строго биологически человек и "человекообразные" обезьяны относятся к одному семейству - гоминиды. То есть деление человек | обезьяна - некорректно. Человек и есть обезьяна. Можно сказать так - человек | _остальные_ обезьяны.

    ОтветитьУдалить
  9. Добрый день. Где еще можно приобрести Вашу книгу? В Лабиринте ее нет к сожалению!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день! К сожалению, пока нигде - только если издательство решит напечатать дополнительный тираж.

      Удалить
  10. Здравствуйте. Значит ли это что бушмены больше обезьяны чем мы с Вами?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день! Нет, не значит. Все современные люди: расы, народы, нации одинаково люди и одинаково древние.
      Если вас интересуют подробности, можно послушать на Ютьюбе лекции антрополога Станислава Дробышевского, он всегда очень подробно и очень понятно все рассказывает.

      Удалить
  11. Марина Егорова30.06.2020, 07:12

    Добрый день) на вашем сайте нахожу материалы для воскресной школы) спасибо. Один вопрос: почему у вас, у атеиста , есть рубрика "Пасха"?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мы и Ивана Купалу тоже отмечаем;) И китайский Новый год:)
      Мы относимся с уважением к традициям любых народов и религий. Я считаю, что их надо знать и рассказывать про них детям даже просто для эрудиции, ведь они оказывают большое влияние на культуру и искусство. Не понимая верований народа, не поймешь его характер.

      Удалить
    2. так значит все-таки надо учить детей религии и рассказывать, чтобы они поняли другие народы? атеизм - это тоже получается точка зрения на мир... ?

      Удалить
    3. Да, учить надо. Только не одной какой-то религии, а разным. Для кругозора и чтобы воспитывать критическое отношение к реальности.
      Если человек атеист просто потому, что его так мама научила, то его атеизм - это тоже один из вариантов веры. Только не в бога, а его отсутствие.
      А если много знаешь о разных религиях, знаешь их историю, то, как врерования человечества менялись со временем и т.д., то тогда труднее выбрать какого-то одного "бога". Почему Исус? А не Тумба-Юмба? Потому что мама или священник в церкви так сказали?
      А я не атеист, я агностик - у меня нет доказательств, что бога нет и их быть не может. Но нет и доказательств, что бог есть. Так и живу и так и учу детей - пусть сами думают, узнают факты, сравнивают и ищут истину.

      Удалить

Чтобы оставить комментарий*, напишите текст в окошке и выберите в "Подписи комментария" профиль из любого вашего аккаунта. Если вы нигде не зарегистрированы, выбирайте Имя/URL и просто вводите свое имя - оно отобразится в подписи.

*Оставляя комментарий вы тем самым подтверждаете свое согласие с Политикой конфиденциальности сайта tavika.ru