воскресенье, 13 января 2013 г.

На каком хлебе плесень растет быстрее

Когда я готовила статью для моего "Клуба почемучек" о микробах, там я среди прочего рассказывала и о плесени. Для иллюстрации рассказа мне надо было вырастить и сфотографировать плесень на кусочке хлеба. Но положенный за три для до этого в полиэтиленовый пакетик хлеб никак не хотел плесневеть. Я сначала удивилась, ведь у нас в хлебнице хлеб на 3-4 день обязательно покрывается белым налетом. А потом вспомнила, что для опыта я взяла кусочек не заводского хлеба, а испеченного мною в новенькой хлебопечке. Так вот в чем дело - оказывается, домашних хлеб хранится значительно дольше! И мне стало любопытно, насколько же дольше? 
Это можно проверить опытным путем. Я взяла два одинаковых пакетика, положила в них по кусочку хлеба, подписала где какой кусочек, поставила дату и оставила пакетики в темном месте, периодически проверяя, как они там. В пакеты хлеб я положила и для того, чтобы создать хорошие условия для роста грибка, и для того, чтобы споры выросшей плесени не разлетались потом по квартире.

Вот что у меня получилось:
Хлеб в хлебопечке я испекла 6.12, заводской хлеб купила 8.12.
Оба кусочка положила плесневеть 8.12
Первые признаки плесени появились на заводском хлебе 12.12, на домашнем - 14.12.
Вывод: несмотря на то, что домашний хлеб был выпечен на два дня раньше, он заплесневел на два дня позже. Это говорит о том, что заводской хлеб уже приходит к нам в дом, зараженный плесневым грибком.

Первый день эксперимента (8.12.): Совершенно чистые кусочки хлеба положены в пакеты и плотно закрыты.


Четвертый день эксперимента (14.12): На правом кусочке плесень только появилась, на левом -
растет уже два дня.  С этой стороны кусочков плесень белая и зеленая

14.12. С обратной стороны - плесень черная

На этом я хотела хлеб выбросить, но Витя попросил меня подождать еще два дня - посмотреть, какой плесень вырастет дальше:)

Шестой день эксперимента (16.12). Плесень разрослась

Шестой день эксперимента (16.12). Плесень разрослась

 Шестой день эксперимента (16.12). Плесень на кусочке заводского хлеба 

Шестой день эксперимента (16.12). Плесень на кусочке заводского хлеба 

Очевидно, что заводской хлеб был уже заражен плесневым грибком. Причем на фото не так видно, но на нем рос не один его вид - и белый пушистый, и зеленый похожий на мох, и какие-то черные тычинки, и желтые пятна.
Так что этот пост можно рассматривать как рекламу хлебопечкам :) Пеките свой хлеб и не доверяйте это ответственное дело никому! 

Кстати, вот здесь я рассказывала "Как люди научились печь хлеб". 


А чтобы я ответила на ваши вопросы, вступайте в Клуб и задавайте их!

Для этого надо:
1) Поставить баннер на боковую панель вашего блога или сайта (код баннера можно взять, перейдя на страницу "Клуба почемучек"), а если блога нет, то дать ссылку на страницу Клуба в своих соц. сетях.
2) Прислать ваш вопрос мне на почту tavika2000 @ yandex.ua (убрать пробелы) с пометкой "Клуб почемучек".  



Архив прошлых выпусков "Клуба почемучек" можно посмотреть ЗДЕСЬ.

Подписаться на новости Клуба можно прямо тут, заполнив форму рассылки.
После этого вам на почту будут приходить ссылки на новые выпуски "Клуба почемучек" и сообщения о розыгрышах призов.

Ваше имя:
Ваш email:

34 комментария:

  1. Еще никогда с таким любопытством не рассматривала плесень))) очень познавательно) эх, надо заводить хлебопечку..

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, это еще один аргумент. У нас в последнее время в магазинах такой ужасный по качеству хлеб, что мы решили печь сами.

      Удалить
  2. Спасибо, Таня, за научный эксперемент. Жаль у меня не хватает времени дома хлеб печь :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. С хлебопечкой этот процесс много времени не отнимет - все ингредиенты надо только засыпать (а это минут 5), остальное она все сама сделает.

      Удалить
  3. а меня уговаривают домашние взяться за освоение хлебопечки, а я на них ругаюсь: вы что же, хотите, чтоб я с кухни совсем не вылезала?! =)))

    Таня, эксперимент очень интересный!
    Мы своим девчонкам год назад микроскоп купили, теперь всю эту "растительность" в микроскоп постоянно разглядываем =))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ой, а мы как-то не догадались в микроскоп посмотреть! Придется новую плесень разводить :)

      Удалить
  4. хи-хи))) ну до чего же интересно было узнать, какой хлеб мы кушаем )))
    Танюша, ваши эксперименты как всегда очень полезные!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. В этом смысле лучше не знать, какой мы хлеб кушаем :)

      Удалить
  5. Тань, спасибо!
    После твоей статьи стали с Ритой искать в интернете фото плесни под микроскопом, столько интересного о ней узнали :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я и сама решила попробовать определить, какие виды плесени у нас выросли. Полезла в Интернет, а там столько их, что я отказалась от этого намерения. Просто любовалась:)

      Удалить
  6. Ну вот зачем вы мне такое рассказали? У меня домашний хлеб за два часа съедается, а заводской дня два едим.
    Если печь домашний - очень скоро придется менять гардероб всем членам семьи.
    Будем толстеть теперь и есть домашний хлеб.

    ОтветитьУдалить
  7. Вот так всегда - нужна плесень и не растет, а как не ждешь ее, так сразу пожалуйста :)Очень наглядный эксперимент. Попробую провести такой дома, потому что мне кажется, что у нас плесень появляется гораздо быстрее (а у нас только домашний хлеб), и это говорит о том, что у нас с микрофлорой что-то не в порядке...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Тут еще много от муки зависит, ведь споры плесени от нагревания не погибают, поэтому если с мукой занесли, будет плесневеть раньше.

      Удалить
  8. Я в принципе догадывалась, но Ваши результаты конечно поражают)) Я почему-то дольше ожидала что с ХБ хлеб продержится

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну, это все-таки в закрытом кульке. А так у нас еще ни разу не было, чтобы хлеб из хлебопечки успел заплесневеть,мы его съедаем быстрее. А вот магазинный, бывает, плесенью покрывается :(

      Удалить
  9. Анонимный15.01.2013, 12:24

    Татьяна, скажите а вы домашний хлеб на дрожжевом тесте печете?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, я из всего многообразия использую пока всего два рецепта. Обычный хлеб (сливочное масло, сухое молоко, соль, сахар, сухие дрожжи) и багет (растительное масло, соль, сахар, сухие дрожжи).

      Удалить
  10. А у нас мультиварка. Никогда не задумывалась - но, возможно, и там можно хлеб выпекать??? По крайней мере, после просмотра такого эксперимента стоит попробовать...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Катя, хлеб в мультиварке печь можно, но замешивать тесто придется самой и видимо совершать всякие процедуры по предварительному подогреву и пр., а фокус хлебопечки в том, что она сама замешает, подождет расстойки, размешает, подождет, помешает, испечет, т.е. эта волшебная "одна кнопка" - это чудо! И потом печет она не только хлеб ;)

      Удалить
  11. ой, Таня, я тоже про оплеснение хлеба обратила внимание на разницу между покупным и своим. Думала это мой глюк, потому что хлеб из своей хлебопечки лежит неделю и выглядит и на вкус как ни в чем не бывало.

    Девочки, кто боится время тратить на хлебопечку - не бойтесь, это очень быстро! Я даже пост в соем блоге писала, ну правда времени не занимает, приобретайте хлебопечки , кто об этом задумывается!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, я полностью согласна - хлебопечка это вещь :)

      Удалить
  12. Давно уже раздумываем над тем, покупать хлебопечку или нет. Вот и еще один повод в пользу "за".

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. У меня другой техники на кухне нет - только хлебопечка. Потому что все остальное я руками быстрее сделаю, чем потом все мыть и куда-то убирать. А вот хлеб печь вручную не рискну. Это предмет первой необходимости, я о ней давно мечтала :)

      Удалить
  13. Сижу читаю Ваш пост о плесни на заводском хлебе, значит. Вспомнаю свои не вольные эксперементы с различным хлеьом. на которых я убеждалась что хлеб с завода не черствеет дольше, намного дольше, чем домашний. И тут вспомина!!!... У меня же хлеб в хлебопечке лежит! С вечера пекла, да и забыли мы про него совсем. Побежала за ним вот сейчас будербротуплетаю с домашним хлебом. Вкусно. Свой хлеб он всегда вкуснее.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Правда, вкуснее :)
      А насчет, кто быстрее черствеет мы еще эксперименты не ставили - у нас хлеб никогда не успевает зачерстветь, съедается быстрее;) Что заводской, что домашний. Хотя, чувствуется, что хлеб из хлебопечки суше.

      Удалить
  14. Познавательный эксперимент. А то, что хлеб уже зараженный плесенью в момент продажи в магазине - так это факт. Я вообще смотрела как-то передачу, что хлеб после изготовления поставляют в торговые сети замороженным. Он у них хранится энное время, а затем тупо закидывается в печки, выпекается и на прилавок. Такой хлеб на второй день уже черствый и серый. Я в шоке, граждане! Как хорошо, что муж подарил мне три года назад хлебопечку :-)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А мне не удается каждый день на хлебопечке печь:( Вечно забываем заранее поставить, а потом приходится в магазин срочно к обеду бежать. Поэтому мы имеем возможность каждый день сравнивать - из хлебопечки и из магазина.

      Удалить
  15. Уважаемый автор данной статьи и эксперимента, для меня, как для агронома с высшим образованием ваша статья показалась очень смешной! я Я бы много мог написать о вашей не компитенции в сфере грибов, но скажу так, обращаясь ко всем читателям : любой хлебопекарный продукт, подверженный термической обработке ,не может быть заражен грибом, вызывающем плесень на хлебе, тем более что природа грибных болезней в поле и плесени - разная! Хлеб, который был испечен дома позже сплесневел из-за другого хим. состава, а не потому, что он качественнее. Поэтому не бойтесь покупать хлеб в магазине)))) А то что плесень была разного цвета и агрегатов, так это обуславливается разной стадией развития грибами ( конидиальное спороношение, гифы и др. )Учите фитопатологию и не пишите ерунды!!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за комментарий. Я полностью доверяю вашему мнению как агронома. Более того, нигде в статье я не говорила ни о том, что за грибок поселился у нас на хлебе, ни о том, каковы причины заражения хлеба грибком. И уж тем более я не боюсь есть магазинный хлеб - я все равно люблю его больше, чем из хлебопечки :)
      Я просто констатировала факт, что У НАС В ХЛЕБНИЦЕ ХЛЕБ ИЗ МАГАЗИНА ПЛЕСНЕВЕЕТ БЫСТРЕЕ, ЧЕМ ХЛЕБ ИЗ ХЛЕБОПЕЧКИ. Каждый раз. До сих пор. Возможно, это вызвано разным хим. составом хлеба, возможно, какими-то условиями хранения, возможно чем-то еще. Может быть у нас на хлебозаводе (или в магазине) просто в самом помещении живет этот грибок и заражает уже готовый хлеб. Я не знаю и даже бы не взялась узнавать это - я и вправду в этом деле совершенно некомпетентна. Поэтому я в своих суждениях о причине такого явления, ВЫСКАЗАННЫХ В КОММЕНТАРИЯХ, А НЕ В САМОМ ПОСТЕ, базируюсь на информации, взятой в СМИ, например, на этом сюжете украинского телевизионного канала "Интер" http://inter.ua/ru/video/episode/faces_utro/2013/05/20/plesen где подробно рассказывают про плесень на хлебе. Но я не настаиваю на этом объяснении - вам, как специалисту, виднее. Я просто поставила эксперимент и получила результаты.

      Удалить
  16. А у меня хлеб из хлебопечки уже на 4 день плесневеет(никак не пойму почему так быстро.мука применяется пшеничная останкинская или макфа и ,яйцо,вода и дрожжи саф момент.в чем может быть причина,не подскажите?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мне трудно что-то сказать, я не специалист... Могу только предложить поменять хлебницу - возможно, плесень поселилась в ней?

      Удалить
  17. В такой плесени живут водяные медведи?

    ОтветитьУдалить

Чтобы оставить комментарий*, напишите текст в окошке и выберите в "Подписи комментария" профиль из любого вашего аккаунта. Если вы нигде не зарегистрированы, выбирайте Имя/URL и просто вводите свое имя - оно отобразится в подписи.

*Оставляя комментарий вы тем самым подтверждаете свое согласие с Политикой конфиденциальности сайта tavika.ru