Продолжаем заниматься червями :) В первой части я рассказывала, как можно наблюдать дождевых червей в природе. А сегодня расскажу о том, как и что можно узнать о них в домашних условиях и какие опыты и эксперименты поставить.
Кстати, на основе этих экспериментов мы потом сделали исследовательский проект "Изучение дождевого червя в домашних условиях", с которым Катя потом в 1 классе участвовала в конкурсе "Я исследователь" от Малой Академии Наук и заняла там 2 место.
Кстати, на основе этих экспериментов мы потом сделали исследовательский проект "Изучение дождевого червя в домашних условиях", с которым Катя потом в 1 классе участвовала в конкурсе "Я исследователь" от Малой Академии Наук и заняла там 2 место.
ВАЖНО! Черви очень нежные создания. Будьте с ними предельно аккуратны - их тонкую кожу легко повредить. Будет лучше, если все манипуляции с червями (поднять, перевернуть, посадить) будете делать вы сами, а не ребенок - он по неосторожности может нанести вред червю. Не допускайте высыхания кожи дождевого червя во время экспериментов (для этого лучше проводить их на смоченной водой поверхности) - иначе червь задохнется, ведь он дышит через кожу. А после опытов верните животное в то место, откуда вы его взяли.
Наблюдаем за дождевым червем |
Перейдем к самим экспериментам.
Во-первых, для наших целей нам понадобятся сами черви. Изучив литературу о вермикультуре (так называется отрасль, которая занимается разведением и выращиванием дождевых червей), мы узнали, как можно содержать дождевых червей дома. Оказывается, что им вовсе не надо много места. В природе черви живут по несколько сотен и даже тысяч на одном квадратном метре почвы. Поэтому и в специальных контейнерах дома их можно содержать тысячами. У нас червей было гораздо меньше - всего шесть. Поэтому нам даже не понадобился специальный контейнер. Мы взяли обычный круглый аквариум на 3 литра. На дно его насыпали камешков для дренажа, а сверху выложили червей с той землей, в которой они жили и которую мы вместе с ними прихватили с улицы. Сам аквариум на то время, когда наблюдения не велись, мы заворачивали в черный пакет - ведь дождевые черви не любят яркого света.
Емкость с дождевыми червями |
После этого главная задача - держать почву в аквариуме постоянно влажно. Поливать землю следует из лейки хорошо отстоянной или даже дождевой водой, т.к. наша обычная хлорированная вода из крана для червей яд. Лично мы брали воду для полива из лужи перед домом. Собственно, это все, что нужно для ухода. В литературе пишется, что их можно подкармливать измельченными пищевыми отходами - хлебом, листьями растений, очистками. Но наши черви так ничего из предложенного им корма не тронули - скорее всего, им пищи и так хватало в самой земле. Ведь кормить червей на червячных фермах рекомендуют раз в неделю-две. А мы держали их дома всего 5 дней, а потом выпустили туда, откуда взяли - чтобы точно не навредить им.
А теперь описание экспериментов с червями.
Сначала мы взяли одного из червяков и поместили в пенопластовый поддончик, чтобы как следует его разглядеть.
1. Изучаем внешнее строение червя.
Дождевые черви относятся к малощетинковым кольчатым червям. Из самого названия "кольчатый" понятно, что червь как-бы состоит из колечек. Их называют "сегментами" или "члениками". Число этих колечек у разных видов червей бывает разное. Мы посчитали, сколько члеников у нашего (для этого лучше воспользоваться лупой) - оказалось, что он состоит из 90-110 колечек (28 до "пояска" - утолщения на теле, - и более 60 после) - точнее посчитать не получилось, потому что червь не хочет сидеть смирно:)
Иллюстрация из моего лэпбука "Дождевой червь" |
Следующим этапом мы определяли, где у червя голова. Любой ребенок с первого взгляда может определить, где у червя "поясок" - такое специальное утолщение на теле, являющееся частью системы размножения. Нетрудно заметить, что поясок ближе к одному концу червя, чем к другому. Но вот понять с первого взгляда, с какого конца у червя голова, а с какого - хвост, проблематично. Поэтому надо просто понаблюдать - какой стороной обычно ползет червь. С этого конца и будет "голова". Запомнить этот конец легко - именно к нему ближе находится "поясок".
Хотя червь может ползать и "хвостом" вперед. Этого легко добиться, потрогав его передний конец палочкой - червяк поползет назад не разворачиваясь.
Червь может ползти как передом, так и задом |
А еще у червя есть не только "перед" и "зад", но и "верх" и "низ". Чтобы убедиться в этом достаточно просто перевернуть червяка на "спинку". Вы увидите, что нижняя его часть (брюшко) более светлого цвета, чем верхняя (спинка). А сам червь тут же перевернется обратно. Т.е. ему не все равно, какой стороной лежать кверху.
Спинка у дождевого червя более темная |
Брюшко у дождевого червя более светлое |
Кроме разных анатомических подробностей, мы можем заметить, что тело дождевого червя покрыто слизью. Она нужна ему, чтобы обеспечить кожное дыхание и для того, чтобы было легче передвигаться под землей. Кроме того, червь выделяет слизь в минуту опасности - она содержит химические вещества, запах которых предупреждает остальных червей.
Эта слизь вызывает брезгливость у многих людей. В том числе и у Кати, которая ни за что бы не согласилась дотронутся до червя рукой. А вот я спокойно могу это сделать, я боюсь только насекомых ;)
Теперь разберемся с названием "малощетинковые".
На первый взгляд, никаких щетинок у червя нет - он кажется гладким и скользким. Но на самом деле, если хорошо рассмотреть червя сквозь лупу, то на его брюшной стороне тела можно увидеть маленькие "бугорочки". Это и есть щетинки - по две на каждом членике. Они нужны червю, чтобы при ползании отталкиваться от поверхности.
Щетинки, при всей их малости, очень цепкие. Даже поднимая червя за один конец чувствуешь, что он очень сильно упирается, цепляясь за неровность поверхности другим концом.
Червь цепляется щетинками |
Червя, наполовину высунувшегося из норки, не так легко вытащить за свободный конец. Птицы, хватая червяка, скорее разорвут его пополам, чем достанут из норы. К счастью, червь обладает способностью к регенерации - у него может отрастать недостающий конец тела. Но это не значит, что ему от этого не плохо, поэтому мы не стали на опыте проверять, сможем ли мы вытащить из норы червяка.
Ведь есть более гуманный способ обнаружить наличие у дождевого червя щетинок. Если положить его на лист обычной бумаги, то когда он поползет, мы услышим шуршание - это шуршат именно они.
Щетинки червя шуршат по бумаге |
Если же положить червя на гладкое стекло, да еще смочить его водой, то червь практически не сможет передвигаться - он будет вытягиваться и сокращаться, но оттолкнутся от поверхности не сможет. Его щетинкам нужна опора.
Дождевой червь на смоченном водой стекле |
Выше мы уже убедились, что у червя развито осязание. Если к нему даже очень легонько прикоснуться палочкой, червь отпрянет в сторону.
Черви чувствуют прикосновение |
Развито у червя и обоняние. Ведь как тогда бы другие черви чувствовали запах опасности, идущий от одного из них? И как находили бы пищу?
Чтобы проверить, насколько сильно у червя обоняние, мы провели такой эксперимент. Положили на поддончик кусок чеснока и стали ждать. Червяк хаотично ползал по поддончику, но каждый раз, уже вплотную приблизившись к чесноку, он отдергивался от него как от какой-то гадости. Из этих наблюдений можно сделать вывод - дождевой червь чувствует запахи. Например, запах чеснока ему явно не нравится. Но вот только это чувство у него "работает" на совсем небольшом расстоянии.
Дождевые черви чувствуют запах |
А вот какие-то зачатки зрения есть. При том, что у него нет никаких глаз, червь может различать свет и темноту. Светочувствительные клетки у него расположены по всему тела. Яркого света червь пугается, а вот слабый свет ночью его может даже привлечь.
Зрение червяка мы проверяли следующим образом: клали поддончик с червем так, чтобы половина его была на ярком солнце, половина - в тени. Червь стремился попасть в ту половину, где темнее. Причем, когда он перемещался по ней, то за черту, где кончается тень он не выходит, а ползет вдоль нее. Как будто там стоит физический барьер.
Дождевые черви различают свет и темноту |
Теперь пора выпустить червя домой.
Положив его на землю, мы наблюдали, как он зарывается. Для этого червь утоньшает передний конец, "нащупывает" им какой-нибудь просвет среди комочков земли, погружает туда "голову", а потом этот передний конец червя сокращается и делается толстым. Земля от этого раздвигается, давая "на шажочек" проползти телу червя. А потом все опять повторяется. Происходит это довольно быстро - черви прекрасно умеют рыть норы.
Как червь роет ходы Иллюстрация из моего лэпбука "Дождевой червь" |
Ну и наконец, мы наблюдали за червями в нашем аквариуме. Стеклянные стенки позволяли видеть ходы, прорытые дождевыми червями, а иногда и самих червей за их работой. А когда мы светили фонариком в аквариум ночью, то мы видели, как черви копошились на поверхности земли, видимо, выйдя "погулять".
К сожалению, нам так и не удалось наблюдать, как черви едят. Они должны затаскивать пищу в норку. Но ничего из предложенных продуктов черви не тронули.
Предложенные нами червям размоченные хлебные крошки, измельченный и целый капустные листы остались нетронутыми |
И остался самый последний эксперимент, который у нас еще продолжается.
Мы сделали еще один контейнер для червей из обрезанной пластиковой бутылки. И насыпали в него землю, сделав посередине слой песка. Теперь мы ждем, за какое количество времени черви в бутылке перемешают землю с песком до однородного состояния.
Для опыта мы в контейнере с землей сделали слой песка. Вопрос: за сколько дней песок перемешается землею? |
По его результатам мы с Катей сделали лэпбук о червях, в котором я собрала всю информацию о них. Получилось, что мы с ней осуществили полноценный научный проект, с которым она потом участвовала в городском и региональном этапе конкурса "Я исследователь".
Самое интересное, что у нашего Вити как раз недавно была эта тема на уроках биологии - дождевых червей изучают в 8 классе. Так что Катя теперь к программе 8 класса готова!
Кроме того, мы делали игрушку-марионетку червя Лоули. Забавное получилось продолжение темы червей :)
Другие исследовательские проекты, которые делали мои дети для конкурсов Малой академии наук тут:
Витя: "Исследование астероидов" (8 класс), "Сила воды" (7 класс), "Исследование конструктивных особенностей и технических характеристик космических кораблей и ракет-носителей" (6 класс), "Вкусовая карта языка" (4 класс),
Катя: "Изучение дождевого червя" (1 класс), "Интеллект хомяка" (2 класс), "Реконструкция моря мелового периода" (3 класс), "Караларский природный парк" (4 класс), "Наблюдение метеорного потока Геминиды" (4 класс), "Каменная карта звездного неба" (8 класс)
А как мы наблюдали за жизнью других животных, можно посмотреть вот здесь:
как мы следили за развитием икры аквариумных улиток, как устраивали пруд на подоконнике, как наблюдали за жизнью серых ворон, как зимою делали кормушку для птиц, и как мы подружились с белкой.
Литература по теме:
http://zoologia.poznajvse.com/mnogokletochnye-zhivotnye/tip-kolchatye-chervi/dozhdevoy-cherv
http://biouroki.ru/material/animals/cherv.html
http://portaleco.ru/dozhdevye-chervi-i-pochvoobrazovanie/vlijanie-dozhdevyh-chervej-na-provetrivanie-i-drenazh-pochv.html
http://school.xvatit.com/index.php?title=Дождевой_червь
http://blgy.ru/biology7/earthworm
http://www.fadr.msu.ru/rin/crops/soil333.htm
http://www.vitawater.ru/terra/korm/worm01.shtml
http://poselenie39.ru/load/12-1-0-62
http://vermi-ferma.com.ua/gorbunov.php
http://animalregister.net/d/dozhdevyie-chervi.html
http://www.gardenia.ru/pages/4ervi_001.htm
Татьяна, очень интересно и познавательно! Какие вы молодцы!
ОтветитьУдалитьСпасибо, рада, что было интересно :)
УдалитьТаня, как всегда здорово! Прочитала на одном дыхании, так много нового для себя узнала. Надо теперь с детьми понаблюдать и проэкспериментировать. Спасибо, что делитесь такой интересной информацией!
ОтветитьУдалитьБуду рада, если вам для занятий с детками пригодится!
УдалитьТаня, ты знаешь, чем порадовать!!! Мы в прошлом году муравьями летом увлекались. в этом точно будем с червями возиться. благо у тебя идей и материала море!!!! А я отдохну! Буду по твоим постам все делать!!
ОтветитьУдалить:) Удачных экспериментов Дашеньке!
УдалитьКакая прелесть! Такая интересная подача материала, и чувствуется Ваша любовь к червячкам.(Черви очень нежные создания. Будьте с ними предельно аккуратны) Очень подробно и интересно ! Мы с дочей обожаем всякую живность! Благо она не боится букашек, таракашек!
ОтветитьУдалитьP.S Таня такая красивая обновка блога мммм! Очень стильно и изяшно! Я Вас люблю! Спасибо
Спасибо за добрые слова :) Буду рада, если вам информация для ваших собственных исследований пригодится :)
УдалитьКак всегда здорово! В голову даже не пришло так подробно червяков изучать. Надо будет заняться,
ОтветитьУдалитьБуду рада, если тоже займетесь - это очень увлекательно :)
ОтветитьУдалитьСколько полезной информации и интересных опытов, спасибо вам с Катей!
ОтветитьУдалитьПользуйтесь на здоровье! :)
УдалитьЦелое научное исследование у вас получилось! Про перемешивание почвы с песком так вообще находка!
ОтветитьУдалитьЗдорово! )))
Спасибо :) Буду рада. если Леву заинтересует :)
УдалитьСпасибо! Прочитали с сыном, узнали много нового!
ОтветитьУдалитьРада, что было полезно :)
ОтветитьУдалитьБольшое спасибо. Искала материал для кружка про червя. А тут попался Ваш. Очень обстоятельно и подробно.
ОтветитьУдалитьПользуйтесь на здоровье! :)
УдалитьТатьяна, очень интересует вопрос, чем закончился эксперимент с песком и землей :). Спасибо за пост!
ОтветитьУдалитьЧерви песок перемешали. Но я забыла записать, через сколько дней и теперь не могу вспомнить((( Повод еще раз проделать то же самое!
УдалитьПостараемся в выходные насобирать новых червей на даче и повторить эксперимент
готовлюсь к контрольной работе, спасибо вам за материал! :)
ОтветитьУдалитьРада, что информация пригодилась:)
Удалить