Здравствуйте, дорогие читатели и участники
"Клуба почемучек"! В сегодняшнем выпуске Клуба я буду отвечать на вопрос папы Виталия и его дочки Саши (5 лет): "Почему иногда Луну видно днем?"
Луна днем. Фото с сайта рodrobnosti.mk.ua. |
По результатам общенационального исследования, проведенного в 2012 году в Великобритании, в ходе которого было опрошено 2 тысячи молодых пар, этот вопрос возглавил десятку самых сложных для родителей детских вопросов. Но мы все же попытаемся в нем разобраться:)
Спросите малыша, а знает ли он, что такое Луна? Если он уже немного знаком с устройством Солнечной системы, то он обязательно вспомнит, что Луна - это спутник Земли. "Спутник" - значит "идущий вместе, одним путем". То есть, Луна идет вместе с нашей Землей по одному пути. Что это за путь? Это путь вокруг Солнца. Земля вращается вокруг Солнца. А Луна вращается вокруг Земли, одновременно вместе с нею тоже вращаясь вокруг Солнца.
Уже в этом месте рассказа ребенок может запутаться. Поэтому предлагаю все сегодняшнее объяснение не столько рассказывать ребенку, сколько показывать. Эту тему даже взрослому трудно объяснить, пока он все не пощупает собственными руками. Конечно, идеальный вариант - иметь дома теллурий. Это такой глобус, только более сложный. Он показывает не только вращение Земли, но и взаимное вращение всей системы Солнце-Земля-Луна. Представление о его работе можно получить, посмотрев 3D модель теллурия на YouTube (http://www.youtube.com/watch?v=c2EMlJoz2Ik&list=FLyeQ35Ve3lBOlvDe7s5c99g&index=1)
Теллурий. Фото с сайта ru.eduys.com |
Но не у всех теллурий есть дома. Поэтому сделаем модель системы из подручных средств. Солнце - фонарик (чем больше, тем лучше), Земля - большой мячик, Луна - маленький мячик.
Материалы, которые потребуются для модели |
Если хотите соблюсти пропорции, то имейте ввиду, что диаметр Луны примерно в 5 раз меньше диаметра Земли. Вот тут я нарисовала систему Земля-Луна в масштабе (фото кликабельно).
Попросите ребенка повращать "Луну" вокруг "Земли". Обратите его внимание, что Луна всегда обращена к Земле одним боком. А теперь начните вращать "Землю" вокруг "Солнца" (не забудьте, что Земля вращается еще и вокруг своей оси), попросив малыша продолжать вращение "Луны" вокруг "Земли". Теперь понятно, как это происходит?
Земля вокруг Солнца ползет медленно - один круг проходит за один год (365 дней), а Луна вокруг Земли бегает быстро - один круг за 27 с хвостиком дней (в астрономии, науке о звездах, это называется синодический период обращения).
Теперь, когда с вращением этих тел разобрались, разберемся с видимостью Луны. Если спросить детей (да и большинство взрослых), то они ответят, что Луна видна на небе ночью. Но это не так - Луна бывает видна на небе и днем (вернее, в светлое время суток). И это не какое-то редкое астрономическое явление, а так происходит несколько дней каждый месяц. Только днем ее труднее заметить - во-первых, днем она не такая яркая, во-вторых, чаще всего видна узким серпиком, в-третьих, обычно видна близко к восходу или заходу Солнца, когда люди редко смотрят на небо.
Но даже если ребенок никогда не обращал внимания на дневную Луну, он не мог не заметить, что ночью Луна имеет не всегда одинаковый вид. То она полная и висит в небе всю ночь, то ее нет вообще, то на небе вместо Луны появляется тонкий серп, который и Луной-то не называют, а говорят: "месяц". Вот это наблюдаемое с Земли изменение вида Луны называют лунными фазами. И зависят они от освещения поверхности Луны Солнцем (А вовсе не от попадания на Луну тени Земли, как часто думают даже школьники. Прохождение тени - это совершенно отдельное явление, и называется оно лунным затмением).
Фазы Луны. Фото из Википедии |
Чтобы увидеть, почему получаются различные лунные фазы, снова задействуем нашу модель Солнце-Земля-Луна. Обеспечиваем полную темноту (например, заходим в ванную комнату), включаем фонарик-Солнце и наблюдаем, что оно освещает.
Сначала просто посмотрим, как на Земле получается день и ночь. Для этого на мячик-Землю наклеим человечка из пластилина. Это будет наш наблюдатель. Вращайте Землю в лучах Солнца и смотрите, когда у человечка день, когда ночь. Понял ли малыш, что сутки - это один оборот Земли вокруг своей оси?
У человечка наступил день |
А сейчас у него ночь |
А теперь посмотрим, как вращается Луна. Начнем с новолуния - так называется та фаза, когда с Земли луны на небе не видно. А почему не видно, очень хорошо понятно из нашей модели - Солнце в этот период освещает Луну со стороны, противоположной Земли. И наш человечек хоть и смотрит прямо на Луну, но не видит ее из-за того, что она совершенно темная.
Новолуние |
Уже дня через два Луна сдвинется относительно прошлого положения на небе настолько, что Солнце будет освещать и тот ее узенький кусочек, который виден с Земли. С каждым днем этот кусочек будет все увеличиваться и увеличиваться. В это время Луну называют растущей. И время появления Луны из-за горизонта будет все более поздним. Поэтому если сразу после новолуния она встает вместе с восходом Солнца, то через семь дней она выходит на небо в полдень. Вот именно в эту фазу Луну чаще всего и видят днем.
Луна видна со светлой стороны Земли в виде тоненького полумесяца |
Когда Луна встанет "сбоку" от Земли, Солнце будет освещать ровно ее четвертинку (это видится на небе как половинка круга), это называется первой четвертью лунного цикла.
Первая четверть |
Кстати, тут было бы уместно повторить с малышом, что такое половина целого, что такое четверть, что такое треть и т.д. Для этого надо использовать не только разделение круга. Иначе ему будет трудно понять, почему видимая на небе половинка Луны называется четвертью. Кроме круга можно разрезать на части еще и бумажный квадрат, и другие фигуры. А еще полезно делить на кучки какие-нибудь сыпучие предметы (мозаику, крупы, пуговицы).
Проследим за Луною во второй ее четверти. Теперь она перестает быть видна наблюдателю с дневной стороны Земли и становится видимой тем людям, которые смотрят на нее ночью.
Луна видна теперь только ночью |
Лунный серп продолжает постепенно расти, пока не превратиться в полный круг - это полная луна, а фаза так и называется - полнолуние.
Полнолуние |
Если бы орбита Луны лежала ровно в плоскости орбиты Земли, то полную Луну мы бы никогда не видели, ее бы закрывала тень от Земли. Это называется Лунным затмением. Но орбита Луны несколько наклонена. Поэтому Лунные затмения случаются редко, для этого Луна должна войти в конус тени от Земли, а это происходит не так уж часто - примерно два раза в год. Интересно, что во время затмения Луна не становится совсем невидимой, а приобретает темно-красный цвет из-за того, что ее все равно продолжают освещать отраженные от Земной поверхности солнечные лучи.
Тень Земли закрывает Луну - начинается лунное затмение |
После полнолуния начинается третья четверть - повторение второй, только в обратном порядке. Полный круг Луны начинает уменьшаться. В это время на небе виден серп, выпуклый влево. Так называемая старая луна.
Третья четверть |
Есть хорошее мнемоническое правило, которое помогает понять, какую же Луну мы видим - уменьшающуюся или увеличивающуюся? Надо просто посмотреть на месяц. Если он похож на букву "С" - это Луна "Старая" и скоро она совсем исчезнет с неба, будет новолуние. А если при соединении его рожек воображаемой линией мы получаем букву "Р", то это Луна "Растущая", и дело идет к полнолунию.
А в последней, четвертой четверти, Луну снова можно будет видеть и в светлое время суток. Она станет тоненьким месяцем, который через несколько дней совсем исчезнет - случится очередное новолуние. От одной фазы Луны до другой такой же проходит 29 дней с хвостиком (астрономы называют это сидерический период обращения).
Последняя четверть |
Если малыш еще не устал, ему можно показать и то, как получаются солнечные затмения. Дело в том, что видимый с Земли диаметр лунного и солнечного диска примерно равны. Поэтому если Луна пройдет через линию Земля-Солнце, то лунный диск перегородит Солнце. В том месте, куда упадет тень от Луны и будет наблюдаться солнечное затмение.
Тень от Луны закрывает человечка на дневной стороне Земли |
Надеюсь, Саше, после того как она покрутит и повертит мячики, ответ на ее вопрос станет самоочевидным :)
А чтобы я ответила и на ваши вопросы, присылайте их мне на почту tavika2000 @ yandex.ua (убрать пробелы) с пометкой "Клуб почемучек". Все присланные в Клуб вопросы, независимо от того, публиковался на них ответ или нет, будут участвовать в розыгрыше приза, который состоится в первую пятницу осени, 6 сентября. Подробности о нем я сообщу позднее.
Архив прошлых выпусков "Клуба почемучек" можно посмотреть ЗДЕСЬ.
Луна. Википедия (http://ru.wikipedia.org/wiki/Луна)
Спутник Земли - Луна. Астрономия для любителя (http://astronomus.ru/solar/earth/moon.html)
Видимое движение и фазы Луны. П.И.Бакулин, Э.В.Кононович, В.И. Мороз - Книга: "Курс общей астрономии"
Детские вопросы, которые ставят нас в тупик. Интерфакс (http://www.interfax.by/article/87672)
Здесь можно увидеть еще посты о
космосе и астрономии для детей:
Лэпбук "Солнечная система"
Лэпбук "Первый полет человека в космос"
Брошюрки с заданиями для распечатки "Детям о Большой Медведице" и "Детям о Созвездии Орион"
Опыты по астрономии
Звездоскоп
Опыт: Космос в рюмке
Интерактивная выставка "Космонавтом быть хочу"
Как увидеть Землю из космоса
Сценарий детского праздника ко Дню космонавтики "Космический квест"
Галерея космических поделок
Космическая коробка для урока в школе
Полет к астероиду Бенну (миссия "Осирис-Рекс")
Почему у Большой Медведицы хвост?
Как увидеть МКС
Кто из живых существ первым полетел в космос?
Где кончается Вселенная?
Как почувствовать невесомость?
Постеры с планетами для школы
Обучающий плакат "Космос"
Рзвивающее занятие для малышей "Луна"
Наши имена на Марсе
Полигон для лунохода
Музей космонавтики в Артеке,
Астрофизическая обсерватория
Список программ и приложения для астрономических наблюдений
Лэпбук "Солнечная система"
Лэпбук "Первый полет человека в космос"
Брошюрки с заданиями для распечатки "Детям о Большой Медведице" и "Детям о Созвездии Орион"
Опыты по астрономии
Звездоскоп
Опыт: Космос в рюмке
Интерактивная выставка "Космонавтом быть хочу"
Как увидеть Землю из космоса
Сценарий детского праздника ко Дню космонавтики "Космический квест"
Галерея космических поделок
Космическая коробка для урока в школе
Полет к астероиду Бенну (миссия "Осирис-Рекс")
Почему у Большой Медведицы хвост?
Как увидеть МКС
Кто из живых существ первым полетел в космос?
Где кончается Вселенная?
Как почувствовать невесомость?
Постеры с планетами для школы
Обучающий плакат "Космос"
Рзвивающее занятие для малышей "Луна"
Наши имена на Марсе
Полигон для лунохода
Музей космонавтики в Артеке,
Астрофизическая обсерватория
Список программ и приложения для астрономических наблюдений
Буду рада, если рассказ поможет прояснить эту непростую тему.
ОтветитьУдалитьМолодец Таня что так подробно все рассказываешь, эта тема и правда для многих взрослых для трудная.
ОтветитьУдалитьТрудно понять теоретически, читая описания в энциклопедиях. Но как только в руках мячики и фонарик - во всем сразу убеждаешься собственными глазами.
УдалитьХорошо.
УдалитьТогда объясните мне вот что.
На примере этого месяца(май) я видел луну днем - от мелкой до полнолуния. При этом солнце я тоже видел полностью! Оно не ушло за горизонт.
Объясните мне, как такое может быть?
Мне казалось, что я именно это и объяснила в посте :) Возьмите мячики и фонарик, а еще лучше, сходите в обсерваторию где есть теллурий, повращайте все сами - и вы найдете такое положение, когда на небе видны и Солнце и Луна.
УдалитьЯ вам и говорю, что я вижу и солнце и луну на небе в полном обличии. Но луна при этом почему-то меняется!
УдалитьПокажу на рисунке: http://i.imgur.com/oR6Tp4K.png
Модель я вам любую могу придумать и сказать, что это вот так. А когда наблюдаешь, всё совершенно не так. Законы логики и здравого смысла никто не отменял.
Модель отражает реальное положение дел - вы же не станете спорить, что земля вращается вокруг солнца, а луна вокруг земли? И наблюдения за их вращением ведется не одно столетие - здравому смыслу еще ничто не противоречило:)
УдалитьТатьяна, Вы меня простите, но я не согласна с заменой Солнца на фонарик. Фонарик никак не является эквивалентом сферическому Солнцу, так как светит только в одну сторону, а не во все ! И если мы начнём вращать мячики (Землю и Луну) вокруг фанарика как должно, нормальных и правильных циклов никогда не получится... Даже на представленных Вами фото мы не видим нормальных циклов ни Земли, ни Луны, из-за фонарика, который постоянно светит сверху и находится слишком близко к мячику, обозначающему Землю.
УдалитьЕсли уж обьяснять что-то ребёнку, то действительно лучше идти в планетарий или показать фильмы National Geographic или Discovery, а не вводить его в заблуждение фонариком, который никак не похож на Солнце.
Ото лучше вращать мячики вокруг лампочки в торшере ))
Любая модель - всего лишь приближение. Глобус тоже не похож на Землю, но это не значит, что его нельзя использовать.
УдалитьМне тут было важно быстро и максимально наглядно показать ребенку происходящее. А фильм или планетарий - это прекрасно (кстати, в нашем городе планетария нет), но не для ребенка в 5 лет: он еще даже не высидит час перед телевизором, не то, чтобы вообще хоть слово из объяснений понять.
Танюша, тебе нужно открывать свою школу, реальную и проводить с детками занятия по естествознанию! С тобой детки освоят программу по физике и природоведению, еще историю и географию.
ОтветитьУдалитьЯ серьезно, подумай об аренде помещения и можно набирать группы для занятий.
Спасибо, Наташ :) Но я пока еще не дозрела до занятий в реале. Может, когда Катя в школу пойдет? Поживем - увидим.
УдалитьТаня, тебе пора вторую книгу выпускать с почемучками ;)
ОтветитьУдалитьЯ уже начала готовить ;)
Удалитьспасибо , очень все понятно , молодец
ОтветитьУдалитьТатьяна!Очень понравился приём визуализации. При первом же удобном случае опробую эту тему на дочке Галинке 3г.11мес. Как раз сегодня она заметила месяц днём,жаль я не была подкована! Пока только наблюдаем за луной,фантазируем,копим вопросы,видимо,скоро начнём теоретизировать и искать ответы в доступной форме. Обязательно обратимся к "Почемучке".
ОтветитьУдалитьОчень рада, что вам пригодится :) Желаю Галинке скорее вырастать - сколько у нее интересного и любопытного впереди!
Удалить6 баллов из 5 ти! Спасибо. Сам всегда стараюсь детям наглядно отвечать на вопросы. Но, вот, доживши до 45ти, только сейчас узнал, что фазы получаются не вследствие земной тени.;-)
ОтветитьУдалитьАга - это затмения получаются из-за тени Земли. Рада, что статья была полезна :)
Удалитьна одной фото увидел похоже на человека на луне как будто на экваторе стоит
ОтветитьУдалитьОсобо не читал,но здесь применен психологический термин "буду освещать вопрос для Виталия и его дочки 5 лет. Наводит на мысль, что типа дети только не могут разобраться. И Вам уже становится стыдно, а в итоге объективно оценить вы не можете. Либо просто не читаете, как это сделал я. Если есть психологическое вмешательство,то не так все гладко.
ОтветитьУдалить)))) Надо же "психологический термин" )))) Поверьте, у меня нет цели промыть мозги))))
ОтветитьУдалитьУ меня Клуб почемучек работает для детей. Я в каждом выпуске отвечаю на вопросы, которые прислали дети. Применяя игрушки, изучение буквочек, поделки и прочее. На доступных, так сказать, примерах.
Буду рада, если вы дочитаете, почитаете и другие выпуски и присоединитесь к Клубу:)
Спасибо за интересную статью, детям понравится.
ОтветитьУдалитьРада, что пригодится:)
УдалитьОчень интересный, полезный и познавательный блог)))Спасибо. Единственное, вы про затмение написали, что луна приобретает красный цвет из-за того, что земля отражает солнечные лучи, и они также освещают луну. Земля действительно отражает солнечный свет, но не в случае с затмением. В это время луна находится в таком положении, когда она максимально затемнена землей. Ведь с луны мы тоже можем наблюдать фазы Земли, так сказать))) На самом деле мы наблюдаем красную луну из-за того, что красный цвет имеет самую длинную волну излучения. Т.к. солнечные лучи огибают землю и проходят более длинный путь, для того, чтоб отразиться от луны, то именно поэтому мы видим отраженный красный цвет.
ОтветитьУдалитьСпасибо за уточнение!
Удалить