Все опять началось с вопроса Кати: "Мама, а как люди придумали часы?" Вот уж непростой вопрос. Коротко ответить на него можно разве что так: "Постепенно". И тут я подумала, а почему бы нам с Катей самим не изобрести часы? Для начала самые простые - солнечные. Ведь именно они исторически появились первыми (самое раннее упоминание - надпись в гробнице Сети I, 1306 -1290 годы до н.э.).
Ход рассуждения такой: солнце утром светит с одного конца двора, на другом тень. А вечером наоборот. Значит, посмотрев где тень, можно узнать, утро сейчас или вечер. А если проследить за тенью от какого нибудь предмета, например, палки, от утра до вечера? Как она будет меняться?
Последний замер мы делали в 8 утра следующего дня )) |
Мы взяли мелки и палочку, выбрали во дворе открытое место (чтобы там было солнечно большую часть дня). Отметили середину крестиком: сюда мы будем ставить нашу палочку-гномон. Палочка должна быть все время одна и та же, чтобы наглядно было видно, что меняется не только положение тени, но и ее длина в зависимости от высоты Солнца над горизонтом. Можно было бы использовать какой-нибудь стационарный гномон - столбик или еще что-то, но поблизости от нас ничего такого не оказалось. А часы надо делать именно поблизости от дома, чтобы можно было целый день отмечать промежутки времени.
Тень от гномона будет стрелкой наших часов.
"Стрелка" солнечных часов |
Два дня каждый полный час мы ходили на улицу отмечать место, куда указывает тень.
Отмечаем время |
Отмечаем время |
И вот - шкала готова. Теперь наши часы показывают настоящее время! От 8 утра (раньше мы вставать поленились)) до 5 часов дня (потом на этом месте густая тень). И мы теперь во время прогулки узнаем, не пора ли идти домой, по солнечным часам))).
Так выглядят готовые солнечные часы |
Позже мы делали еще одни солнечные часы - летом на отдыхе. А скоро я расскажу, как мы с Катей продолжили играть в изобретение часов. Следующий шаг: Водяные часы - клепсидра.
Другие наши опыты и эксперименты: Почему сосульки всегда растут вниз, Что такое невесомость и как ее почувствовать в домашних условиях, На каком хлебе плесень растет быстрее, Строение почвы, Влияние почвы на рост растений, Почему образуются лужи, Играем в детектива - отпечатки пальцев, Почему люди не выпадают из качелей, Добыча и выплавка металлов, химические опыты, "Луна", Ракета на водяном двигателе, Наблюдаем в микроскоп, Как самим сделать мультфильм. "Улитки", наблюдение спутников Юпитера (в посте "Экскурсия в обсерваторию").
Интересно! Подрастем и тоже так попробуем сделать:)
ОтветитьУдалитьПодрастайте ))) Мне и самой было интересно ))
УдалитьУ Вас так здорово! Скажите, а Вы гуляете с двумя детьми вместе и оба заинтересованы тем, что Вы делаете на прогулке? Или одному, например, становится интересно что-то другое и он хочет идти играть с другими детьми.
ОтветитьУдалитьПо-разному бывает. Дело в том, что у меня между детьми разница 7 лет. Поэтому, естественно, старший сын давно гуляет сам по себе, со своими друзьями, в свое время - у него же совершенно собственный режим дня. А с дочкой гуляю я, и развлекаю ее я. Но если мы идем куда-то вместе с обоими детьми, то сын тоже участвует в наших затеях - мы все делаем вместе. И дома часто присоединяется поглядеть, что это мы там с Катей опять смешиваем, поджигаем или клеим :)
Удалить