В своем "Клубе почемучек", я отвечаю на вопрос Ангелины "Почему образуются лужи?". Заходите в Клуб и вы тоже узнаете ответ :)
Мы с Катей собрали на прогулке материалы, провели наблюдения и эксперименты и нашли ответ на этот вопрос.
Но ответ на вопрос неразрывно связан с еще одной темой - строение почвы.Поэтому мы продолжили занятия дальше и я решила показать и рассказать Кате, как устроена почва...
Так получилось еще одно экспериментальное занятие для детей на тему строение почвы по географии, которое вы читаете сейчас.
Тем более, что все необходимое у нас уже было приготовлено для урока про лужи.
На улице для опытов мы собрали образцы разных почв каждую в свой кулечек: мелкие камешки (у нас это был мелкий гравий), песок, глинистую землю (там где мы живем, вся земля имеет красноватый оттенок и после дождя очень скользкая и липкая - по этим признакам легко понять, что в ней очень большое количество глины), а хорошую черную землю я взяла из ненужного цветочного горшка дома. Еще на улице я сковырнула самый верхний слой почвы - с травинками, опавшими листьями и веточками.
Вернувшись домой, мы с Катей посмотрели фотографию оврага, сделанную нами летом во время отдыха в поселке Верхнезаморское. Местная учительница рассказала нам об этом месте, и посоветовала обязательно сходить и посмотреть - там есть прекрасный разрез почвы, где можно увидеть "воочию" все ее строение. Сделанные там фотографии очень помогли нам сейчас. Мы снова рассмотрели почвенные горизонты (так называются слои земли разного цвета, видимые на разрезе).
На фото мы видим разрез почвы Керченской степи (это, мне кажется, называется темно-каштановые солонцеватые почвы на майкопских глинах, но я не уверенна на 100%). На нем слой гумуса совсем небольшой.
Верхний слой почвы (1) - самый темный. Он состоит из отмерших остатков растений и животных. Это самый плодородный слой. Называется он перегнойным или гумусом. Образуется он очень медленно - 1 см за 300 лет!
Дожди смывают этот гумус в глубину, в более бледный по окраске слой (2) - слой вымывания. Там перегной смешивается с песком и глиной. Еще ниже совсем бледный слой (3), в котором практически нет перегноя, а много минеральных частиц, образующихся из за разрушения горной породы - горизонт вмывания или подпочва. А еще ниже находится материнская порода (4).
Теперь мы сделаем свою модель строения почвы прямо в стакане!
Катя стала насыпать нужные материалы слоями: в самый низ - гравий, изображающий материнскую породу. Потом перемешанный с землей песок - подпочву. Потом глинистую землю - слой вымывания. Потом хорошую землю для растений - гумус. А сверху мы положили кусочек дерна, принесенный с улицы - со всеми листиками и травинками.
Получился слоистый коктейль :)
А потом Кате захотелось посадить оставшиеся ненужными маленькие травинки. И почему-то обязательно в песок. Это навело меня на мысль поставить еще один опыт, объясняющий плодородие почв. Почему в пустыне растений почти нет, а в нашем лесу их много?
Я предложила Кате посадить одни травки в песок, а другие - в землю. И посмотреть, какие из них будут расти лучше.
Вот так растения выглядят сейчас.
А через неделю мы сравним их и посмотрим, что получится :)
P.S. Результаты этого нашего опыта я описала здесь.
Экспериментально выясняем плодородность почв |
Другие наши опыты и эксперименты: Почему сосульки всегда растут вниз,
Что такое невесомость и как ее почувствовать в домашних условиях,
На каком хлебе плесень растет быстрее, Влияние почвы на рост растений, Почему образуются лужи,
Играем в детектива - отпечатки пальцев, Почему люди не выпадают из качелей, Солнечные часы, Водяные часы - клепсидра, Добыча и выплавка металлов,
химические опыты, "Луна", Ракета на водяном двигателе,
Наблюдаем в микроскоп, Как самим сделать мультфильм.
Как же я любила природоведение 5 класса)) именно за такие опыты) Спасибо Таня большое за полезный урок)))Мишке обязательно покажу картинки, может ему станет ясней и наглядней как питаются растения))
ОтветитьУдалитьВезет вам, вы опыты делали. А мы только картинки в учебнике рассматривали. Может, поэтому я сейчас так хочу детям все наглядно показать - сама в детстве не наигралась :)
УдалитьВааау, класно, вам бы кружок вести....
ОтветитьУдалитьМне больше виртуально нравится :) А то вопросы дисциплины и т.п. - это не для меня.
УдалитьВсе понятно и наглядно, супер. Особенно слои в стакане. Большое спасибо, Таня, и мне кажется будет очень удобно оглавление почемучкиных постов вывести в отдельную страницу. Я хочу так поступить с сериями у себя. Пришел на блог и открыл почемучкино оглавление - искать про силу тяжести (например). Ну это я так, делюсь соображениями)). Будем ждать результатов эксперимента. Не мало ли недели?
ОтветитьУдалитьСвета, ты как обычно, подаешь очень правильные идеи. Я как раз собиралась немного переструктурировать блог :)
УдалитьА насчет результатов через неделю - поживем, увидим. Катя уже сегодня (на второй день) ждала, что что-то изменится в ростках. Но они, конечно, сидят себе как ни в чем не бывало :)
Татьяна, спасибо за интересный и исчерпывающий ответ! Информацию и опыты с почвой скопировала себе для дальнейших занятий с сыночком)
ОтветитьУдалитьЯ очень рада, что все это вам пригодится! Нескучных занятий вашему сыночку!
УдалитьТаня, это потрясающе!!!!! других слов у меня нет! Великолепно!
ОтветитьУдалитьКак же интересно! Возьму себе в копилку. Спасибо!
ОтветитьУдалитьРада, что вам пригодится :)
УдалитьЗдорово! Я думаю, ребенок строение почвы усвоит на отлично. Запомнится реально на долго.
ОтветитьУдалитьНадеюсь на это :)
УдалитьОтлично, очень интересно и полезно! Вырастет ребенок настоящим натуралистом и думающим человеком заодно - после таких занятий. Привет с БМ.
ОтветитьУдалитьСпасибо :) Мы очень стараемся, чтобы так оно и было :)
Удалить