Страницы

среда, 10 октября 2012 г.

Почему люди не выпадают из качелей?

Именно так спросила меня Катя, когда мы вернулись из парка. Сказала, что побоялась бы кататься на виденном ею аттракционе - больших качелях, которые переворачиваются вверх ногами, крутясь "солнышком".
И тогда я решила, что лучше сначала показать, а потом рассказать.

Вот так вот спонтанно получилось развивающее занятие на тему "Понятие силы в физике".
Для проведения эксперимента быстренько склеили с Катей из бумаги маленькую качельку, привязали веревочки, посадили туда человечков.

тематическое занятие по физике
Самодельные качели

Эксперимент № 1.

Я попросила Катю для начала перевернуть качели вверх ногами. Человечки, конечно, выпали :). А потом я попросила ее раскрутить качели как можно быстрее. Человечки остались внутри, хоть и не были ничем привязаны. Фокус? Нет, законы физики!

тематическое занятие по физике
Эксперимент №1

Дело в том, что на все вокруг действуют какие-то силы. Машина едет, потому что ее перемещает сила двигателя. Но если бы ее не притягивала Земля (это называется сила тяжести), она бы улетела в космос. А еще на нее действует сила трения, не давая разогнаться так, как она бы хотела.
А на наши качели действует еще одна сила - центробежная. Если что-то крутить, то от центра вращения к краю она  "давит". Поэтому центробежная сила как-бы "прижимает" человечков к сиденьям. Чем быстрее крутится, тем больше эта сила. И она гораздо больше силы притяжения Земли, которая заставляет нас падать. Напомнила Кате, что она сама эту силу чувствует каждый раз, когда катается на качелях у нас во дворе - ее в сидение так и вдавливает.
А когда Катя в ответ спросила, а почему же тогда из "Чертового колеса" никто не выпадает, ведь оно крутиться медленно, я даже обрадовалась. Значит, уже что-то ей понятно!

Эксперимент №2.
Прикрепили качели скотчем к обручу и стали крутить как "Чертово колесо", наблюдать, что с ними происходит. Оказывается, как колесо не поверни, они свисают всегда ровно вниз! Центробежная сила тут совсем маленькая, а какая же тогда тянет их? Это сила притяжения Земли.

тематическое занятие по физике
Эксперимент № 2

Эксперимент № 3.
Рассказала ей о Галилее и Пизанской башне, Ньютоне и его яблоке :) О том, что на все-все-все вокруг действует эта сила всегда и везде. Побросали мы с Катей с высоты разные предметы, как Галилей, убедились, что все на свете падает вниз - и пушинки и железки.
А шарик, если его подбросить, куда полетит? Сначала вверх - потому что сила, с которой Катя его бросила, гораздо больше силы тяжести. Но когда Катина сила у шарика уменьшится (умышленно не стала говорить о трении, чтобы не запутать) и станет такая же, как сила притяжения, то он перестанет подниматься. А ведь Катина сила уменьшается и дальше. Поэтому сила притяжения уже тянет сильнее нее, и шарик опускается.
Так как воздушного шарика под рукой не оказалось, надули шарик из пакета для мусора :) И стали кидать. Он огромный и летит медленно - можно легко увидеть тот момент, когда сила тяжести "перевешивает" силу Катиного броска.

тематическое занятие по физике
Эксперимент № 3

тематическое занятие по физике
Рисунок: "Какие силы действуют на воздушный шарик"

Все это я рассказывала Кате, и сразу рисовала на картинках-схемах. Катина сила - это F, сила тяжести - G. Чем длиннее стрелочка, тем сильнее действует сила.

Вот Катя сильно бросила шарик, F гораздо длиннее G, поэтому он и летел вверх дольше, а значит выше. А тут Катя слабенько бросила. F почти такое же как G, поэтому шарик сразу стал падать.

тематическое занятие по физике
Рисунок: "Чем больше сила броска, тем выше летит шарик"

После этого Катя целых полчаса увлеченно кидала шар, требуя, чтобы я все ее силы записывала :)
Когда она с этим разобралась, я нарисовала схемы наших качелей.
Вот силы, действующие на вращающиеся качели в первом случае:
тематическое занятие по физике
Рисунок к эксперименту № 1

А вот эти же силы для "Чертового колеса":
тематическое занятие по физике
Рисунок к эксперименту № 2

По длинам стрелок видно, какая из сил "сильнее". Какая победит, туда и будут двигаться качели и человечки в них.
Спрашиваю: "Понятно? Теперь не будешь бояться на том аттракционе кататься?". Катя отвечает: "Буду! Все равно страшно!" :)))

Р.S. Я конечно понимаю, что с точки зрения физики мои объяснения очень упрощены и не совсем корректны. Хотя бы в том, что центробежной силы, собственно, нет. Это лишь удобное определение для суммы более сложных сил. Но, думаю, для первого знакомства с физикой и ее силами это объяснение вполне подходит :)

Другие наши опыты и эксперименты: Опыт с чаем и молоком, Выращиваем снежинку, Почему сосульки всегда растут вниз, Что такое невесомость и как ее почувствовать в домашних условиях, На каком хлебе плесень растет быстрее,  Строение почвы, Влияние почвы на рост растений, Почему образуются лужи, Играем в детектива - отпечатки пальцев, Солнечные часы, Водяные часы - клепсидра, Добыча и выплавка металлов, химические опыты, "Луна",  Ракета на водяном двигателеНаблюдаем в микроскоп, Как самим сделать мультфильм.

31 комментарий:

  1. Классно!!!
    Вот каждый раз читаю и не перестаю восхищаться, насколько ты классная мама! И объяснила, и эксперимент провела! Повезло Кате!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо :) Я еще на Вите заметила, что дети лучше всего понимают объяснение только "пощупав" его руками. Это актуально и для годовасиков, и для школьников:)

      Удалить
  2. Здорово у вас получилось физику поучить )))

    ОтветитьУдалить
  3. Великолепный урок, очень четкий и понятный, как и все материалы. Таня, я думаю, подобных вопросов полно - и почему солнышко бежит за поездом, если смотреть из окна, и почему волны не прекращаются на море, и т.д. И не всегда найдешься, что ответить - во первых, не знал, во-вторых, когда-то не до конца понял, в-третьих - забыл, кубик выпал из головы, внимание сейчас в другой сфере и т.д. Если ты с Катей и Витей разработаешь свой учебник из таких постов (вот именно в таком жанре) - я думаю, он будет на вес золота. Пожалуйста, я очень серьезно! Взрослым нужна такая "перезагрузка", иначе на придется говорить: "Вот вырастешь, пойдешь в школу"...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Света, за отзыв. Насчет учебника - я думаю. Пока слишком мало материала для него. Только разрозненные куски. Но Катя задает все больше "научных" вопросов, так что материал потихоньку накопится :) Мне самой было бы очень интересно составить такую книжку.

      Удалить
  4. А мне интересно узнать, почему солнышко бежит за поездом...)) Предлагаю мини-конкурс или просто просьбу к читателям накидать в комментах побольше таких вопросов. Что-то в таком роде. Катя - молодчина. И будущие авторы учебника - молодчины)).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Тогда начинаю принимать вопросы.
      Твой - про солнышко - первый :)

      Удалить
  5. Порясающе время провели! Интересно и познавательно! Здорово!

    ОтветитьУдалить
  6. Ну Танюша - классная мама, это мало сказано!!! Прочитала на одном дыхании - самой интересно!!! Вот думаю куда бы это все добавить, в какие закладки, чтоб не потерялось!!! Мне бы таких учителей физики в детстве!!!
    Спасибо тебе за участие в моих Креативах преогромнейшее!!!

    ОтветитьУдалить
  7. Потрясающий урок! Даже мне взрослому человеку было очень интересно и познавательно почитать!А самое главное все наглядно!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Без наглядности тут никак - ученица быстро заскучает :)

      Удалить
  8. ух ты, очень занимательно и познавательно!!!

    ОтветитьУдалить
  9. Интересно и непонятно осталось лишь одно. Как Катина сила продолжает действовать на шарик, когда она его уже бросила? Наверное, телепатически. :) Я физику тоже любил в детстве - класса, наверное, до 11. Потом разлюбил, как надоевшую игрушку. Думаю, сила убеждения - самая сильная в природе, способная противостоять любой другой силе. Типа, всё происходит так, а не иначе, потому что все участники эксперимента убеждены, что всё произойдёт именно так. Научно доказанный, кстати, факт и основа квантовой теории. Только не уверен, что стоит об этом детям рассказывать. Пусть с физикой поиграют, а повзрослеют - сами поймут. А если не поймут, то и не надо. ;)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вот я так и знала :) Я же написала в конце, что мои объяснения упрощены - чтобы ребенок 4-х лет мог их понять.
      А вы комментарий написали, имея ввиду, чтобы я формулы физические вставила? Или весь курс физики дочке за один день прочитала? Если вам самому лично интересно, почитайте где-нибудь про импульс силы.
      Или вы имели ввиду, что физических законов нет, и шарик летит вверх, ведомый силой Высшего Разума, как бы его там не называли?
      Но я придерживаюсь строго научной картины мира и своих детей учу именно ей.

      Удалить
    2. Нет, с формулами это будет гораздо менее интересно. Я пошутил просто. Сожалею, что мой комментарий для вас выглядит, как придирка. Если же вас интересуют мои убеждения, то я считаю, что шарик летит вверх (а потом вниз) потому, что в таком его поведении безусловно уверены вы, Катя и даже сам шарик. Т.е. ответ на вопрос "Почему?" - "Потому что потому". Но ответ этот философский. А Кате я бы объяснил так же, как вы - точки зрения физики. Чем сложнее определение, тем более горячий интерес оно способно потушить. А до философского определения Катя сама дорастёт, если захочет.

      Удалить
    3. А я уж испугалась, что встретилась с религиозным фанатиком :)Ваше объяснение мне понравилось. Сама очень интересуюсь различными философскими концепциями и вашу могу понять, даже если не принять.

      Удалить
    4. По сути, моё объяснение от вашего не отличается, только ваше выглядит мудрёней. Вот, силы всякие. А почему эти силы действуют, да ещё именно так? - Потому что так устроена природа. А почему она так устроена? - Потому что потому. И получается то же самое.

      Удалить
  10. я в восторге!! отлично..хочу тоже попробовать с сыном поставить такие эксперименты!!Спасибо, Таня!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я рада, что вам пригодится для занятий с сыном :)

      Удалить
  11. Здравствуйте!
    Зашла, потому что самой интересно, почему люди в качелях не переворачиваются:)
    Мой гуманитарный ум забыл напрочь все законы физики, и объяснить своим дочкам такое я бы точно не смогла. А теперь и самой понятно стало:)
    Спасибо, теперь буду знать, что говорить, если вдруг спросят.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я рада, что занятие оказалось полезным не только деткам, но и маме :)
      А я, в свою очередь, только что заходила к вам:) Читала о выборе работы - очень здорово вы все по-полочкам разложили!

      Удалить
  12. Здорово как! Эх! В моем детстве, к сожалению, некому было так понятно и интересно объянить!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. В нашем детстве много чего не было, включая интернет :)Зато своим детям мы имеем возможность рассказать и показать все что угодно:) Интересно, вырастут ли они счастливее нас?

      Удалить
  13. Эта статья в Креативном Обзоре вот здесь. Спасибо огромное за участие!!!

    ОтветитьУдалить
  14. Эх, а мой ребенок в прошлом году выпал и качелей. Разбил нижнюю челюсть, повредил зубки. До сих пор на десне гнойнички образуются((

    ОтветитьУдалить

Чтобы оставить комментарий*, напишите текст в окошке и выберите в "Подписи комментария" профиль из любого вашего аккаунта. Если вы нигде не зарегистрированы, выбирайте Имя/URL и просто вводите свое имя - оно отобразится в подписи.

*Оставляя комментарий вы тем самым подтверждаете свое согласие с Политикой конфиденциальности сайта tavika.ru