воскресенье, 2 февраля 2014 г.

Генеалогическое древо своими руками

В детском саду у Кати сейчас проходят тему семьи и все, что связанно с этим понятием. И родителей попросили составить вместе с детьми генеалогическое древо своей семьи. Я с огромным удовольствием взялась за это занятие - меня история семьи и вообще всякая старина и память очень притягивают. Я и сама храню все, что может напомнить о прошлом: от рисунков моих детей до свидетельства о браке моих дедушки и бабушки, от елочных игрушек и книжек моего детства до детских игрушек моей мамы. И хочу и детям привить такое же бережное отношение к их прошлому и прошлому их семьи. А генеалогическое древо - это прекрасный и очень наглядный способ показать ребенку, кто были его предки.

генеалогическое древо
Генеалогическое древо

Для нас тема составления генеалогии рода не нова. Несколько лет назад я начала заниматься сбором информации по нашей семье - искала фото, документы, расспрашивала родственников о том, что они помнят из прошлого своих семей. Результатом стало составленное  в профессиональной компьютерной программе генеалогическое древо (она удобна тем, что кроме непосредственно графической формы подачи информации там с каждой персоной связан файл, в котором можно хранить копии документов, фотографии и комментарии о его жизни). С тех пор я периодически нахожу и уточняю сведения и добавляю их в программу. А для того, чтобы не только я знала историю нашей семьи, я когда-то сделала для детей настенный плакат "Родословное древо". Там были представлены только прямые предки - т.е. только родители, без братьев-сестер. Ведь если разрисовывать полностью все ветви и веточки генеалогии Кати и Вити, то получится огромная картина: у нас есть сведения о пяти поколениях нашей семьи. Вплоть до 1840х годов, когда родились прабабушка и прадедушка моей бабушки (а для Кати и Вити это будет уже четыре раза "пра").  Этот плакат висит над Катиным письменным столом, и она периодически разглядывает его и расспрашивает меня кто кем был. 

родословное древо для ребенка
Наш предыдущий плакат с родословным древом на стене в детской комнате

Поэтому для детсадовского задания нам ничего нового изучать было не нужно - задача была лишь в том, чтобы красиво оформить сведения, которые уже есть. Мы ограничились самым простым вариантом - нарисовали восходящее генеалогическое древо до Катиных прадедушек и прабабушек. А оформили дерево отработанным на открытках способом: когда надо сделать много разных поделок или одну поделку, содержащую много деталей (как в этом древе), то лучше всего использовать заготовки.

генеалогическое древо своими руками
Материалы: фотографии, наклейки и цветная бумага

Я подготовила фон на листе картона А3, примерно наметила и отмерила ветви дерева, нарезала флажки для имен, распечатала фотографии и подобрала наклейки-цветочки, которые у нас на картине выполняли роль узлов. А после этого я позвала Катю, и тут уж пошла ее работа: подписать все имена, наклеить фотографии и флажки с помощью двустороннего скотча на нужные развилки ветвей дерева. Она с этой задачей справилась прекрасно, и вот какой плакат мы отнесли наутро в садик:

генеалогическое древо
Самодельное генеалогическое древо








Еще самодельные плакаты, которые висят на стенах в нашей квартире, можно посмотреть здесь: Календарь-неделька, Географическая карта, Карта Солнечной системы,  Английский алфавит в окошках). 


А вот тут можно посмотреть, как еще мы занимаемся с детьми историей семьи:
Как сделать родословное древо, почитать пост о нашей семье в годы Великой Отечественной войны и увидеть школьный проект для 1 класса "Моя семья".
У меня даже издана детская книжка о том, как изучать свою родословную "Моя семья и я".
А по этой ссылке вы найдете файлы для распечатки и самостоятельного изготовления моего авторского лэпбука "Моя семья" , в котором создадите свое собственное семейное древо.










13 комментариев:

  1. Татьяна, у меня возник вопрос: а как правильно располагать детей- вверху древа или внизу как у вас? В моей голове никак не укладывается: ведь когда дети внизу - древо похоже на древо. Но: я так понимаю, что чем ниже к корням, то это наши предки должны быть. Ведь древо растет от корней. Понятно хот написала? Буду благодарна за ответ. Просто в нашем саду тоже делали древо и многие задавали этот вопрос: как правильно. Вы такая умница - все знаете!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Алена :)
      Насчет вопроса про построение дерева: в генеалогии бывают два типа деревьев - восходящие и нисходящие. Восходящее, это как у меня - от конкретного человека к его предкам. Такое древо, на мой взгляд, лучше всего подходит детям - им интересно знать, кто их предки, какие роды слились в один. А бывают нисходящие - это то, как вы имели ввиду: от основателя рода ко всем его потомкам. Тогда мы узнаем историю одной семьи от самого ее начала до нас. И так и так построить будет правильно - зависит от целей. Вот чем хороша компьютерная программа - там тип дерева можно менять. И рассматривать свою генеалогию под разными углами зрения. Все это там делается одним нажатием мышки.

      Удалить
    2. Татьяна, спасибо! Буду искать сайт.

      Удалить
  2. Молодцы какие! )))) Мы пока только без фотографий делали с Лёвой (папа никак не может со своим фотоархивом определиться). Но я сама делала дерево своей семьи на генеалогическомса сайте. И что интересно, там иногда у людей дальние родственники находятся. Родственников не нашлось, а нашлись однофамильцы, которые много рассказали об истории фамилии ))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. О, да - это очень увлекательное занятие, составлять родословную ! Так много интересного узнаёшь!
      А фотки мы делали на скорую руку - просто распечатали на цветном струйном принтере. Тоже все мечтаю отпечатать фото в хорошем качестве, но никак не дойду до фотостудии.

      Удалить
  3. Анонимный02.02.2014, 17:00

    Таня какие вы молодцы! Дети уже знают всех прабабушек и прадедушек! На востоке принято знать до 7 колена.Детям много рассказывают об их предках, малыши заучивают их имена.И это здорово! Это помогает в жизни маленьким осознать что он тоненькая веточка огромного дерева. Нас много! Я не один!
    Таня а как быть если папы нет, и ребенок его не видел? Как у вас в детском саду решили эту непростую задачу?
    Мама лисенка из Алматы

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо) Мои дети знают пока до шестого колена. Но мои внуки уже будут знать столько, сколько принято на Востоке )))
      А вот как быть с изучением генеалогии в неполных семьях - я даже не задумывалась. А ведь в нашей группе чуть ли не половина детей растет без пап. Действительно, эта тема может быть травматична и для ребенка и для его мамы. Завтра спрошу у воспитательницы, как она с ними эту тему обсуждают.

      Удалить
  4. Как всегда интересно и красиво) Восхищает Ваш азарт и стремление дать детям знание в красивом и в то же время полном виде. Я теперь тоже загорелась плакатами). Когда время находите?
    Может введете рубрику рб этот? ;) Очень нужно)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я рада, что "заразила" вас плакатами:) А насчет времени...давно хочу написать об этом статью, да времени нет ;))))

      Удалить
  5. Как здорово и очень интересно! А нам подарили набор для создания такого дерева. Хотя маленькое мы с Лизкой уже рисовали. Теперь будем увеличивать кол-во предков. Тем более у нас дерево частично составлено на 8 поколений. Очень понравилась ваша комната. столько плакатов!!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ого, 8 поколений! Потрясающе!
      А плакатов у нас, действительно много - это же видна только одна стена. С другой стороны все тоже завешено. На данный момент - репродукциями известных художников. У Кати сейчас такое увлечение. А потом повесим что-то еще. Мне очень нравится такой способ "пассивного образования".

      Удалить
  6. Танечка! Замечательно! Спасибо! Теперь сделаю это со своей внучкой. Думаю, она заинтересуется.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Буду рада, если вашей внученьке пригодится :)

      Удалить

Чтобы оставить комментарий*, напишите текст в окошке и выберите в "Подписи комментария" профиль из любого вашего аккаунта. Если вы нигде не зарегистрированы, выбирайте Имя/URL и просто вводите свое имя - оно отобразится в подписи.

*Оставляя комментарий вы тем самым подтверждаете свое согласие с Политикой конфиденциальности сайта tavika.ru