Помните, на днях я показывала нашу коллекцию окаменелостей, которую мы собрали на Белой скале? Именно эта коллекция легла в основу исследовательского проекта, который Катя готовила для республиканского конкурса "Первооткрыватель", проводившегося на базе "Эколого-биологического центра". Конечно же, я ей помогала с теоретической частью и с оформлением работы - там достаточно жесткие правила, которые ученик 3 класса пока не осилит. У меня даже целая статья есть как готовить доклад и исследовательский проект "Как писать и оформлять реферат, доклад и прочие самостоятельные работы учащихся"
Но главное, что Катя сама проводила исследование, участвовала во всех этапах - сама все собирала, узнавала, разбиралась и даже делала потом вместе с папой наглядное пособие по нашей реконструкции. Ну и важно, что тему исследования мы не в интернете нашли, а придумали сами. Удивляюсь, как у членов жюри хватает терпения из года в год слушать доклады на одни и те же темы, которые бродят по интернету? Мы из принципа не пользуемся идеями, которые уже у кого-то были. Ведь вся суть исследования теряется - не грамота нужна очередная, а чтобы Кате стало интересно и захотелось что-то сделать самой. Поэтому и темы идут из ее интересов.
Когда надо было определяться с темой работы (еще в ноябре), мы как раз во время очередного похода на Белую скалу нашли ископаемого морского ежа. И всей семьей были под впечатлением от этой находки:) Очень хотелось узнать, а кто еще жил в то время, чьи окаменелости здесь еще можно встретить? Что за океан был на этом месте, где сейчас горы? Можно ли узнать что-то про него через 100 миллионов лет?
И на волне этого интереса я подсказала Кате, что для проекта как раз можно сделать палеоэкологическую реконструкцию этой местности и вполне научно узнать, какие организмы здесь обитали и какие условия среды были. Но это только звучит важно "палеоэкологическая реконструкция":) На самом деле все под силу третьеклашке.
Когда надо было определяться с темой работы (еще в ноябре), мы как раз во время очередного похода на Белую скалу нашли ископаемого морского ежа. И всей семьей были под впечатлением от этой находки:) Очень хотелось узнать, а кто еще жил в то время, чьи окаменелости здесь еще можно встретить? Что за океан был на этом месте, где сейчас горы? Можно ли узнать что-то про него через 100 миллионов лет?
И на волне этого интереса я подсказала Кате, что для проекта как раз можно сделать палеоэкологическую реконструкцию этой местности и вполне научно узнать, какие организмы здесь обитали и какие условия среды были. Но это только звучит важно "палеоэкологическая реконструкция":) На самом деле все под силу третьеклашке.
Катя ищет окаменелости |
Исследование заключалось в следующем: на первом этапе надо было собрать все возможные окаменелости. Это самая веселая часть проекта. Мы специально еще раз ездили к скале, благо, погода еще позволяла, и искали там все, что хоть как-то похоже на окаменелые останки живых существ. Многие из них я могла определить сама, другие были для мня загадкой.
Поэтому здесь начался второй этап - идентификация и датирование найденных образцов. Сначала мы попробовали найти информацию в интернете. И даже приблизительно определили наши находки. Но уверенности не было. Если бы мы не готовили работу к конкурсу, то так бы и удовлетворились своими дилетантскими определениями:) Но станет стыдно, если в научном проекте будут фактические ошибки. Поэтому без специалиста нам было не обойтись. И мы с Катей обратились в кружок краеведения при Центральном музее Тавриды, куда Катя ходит на занятия (если вы следите за мной в Инстаграме (мой профиль @tavika.ru), то я иногда там выкладываю то, чем занимаются дети на этом кружке).
Спасибо Ивановой Любовь Георгиевне - она приняла самое активное участие в Катиной работе, взяла на себя руководство проектом и передала наши находки специалисту палеонтологу. Через некоторое время мы получили экспертное заключение. Оказалось, что разброс по времени наших окаменелостей очень велик - в то время, когда одни животные жили, другие уже давно вымерли. Поэтому из 13 разных видов ископаемых существ, которые мы нашли (все они оказались морские, что подтвердило наши предположения о том, что Крым в то время был дном древнего океана Тетис), для проекта мы взяли только 4, жившие в меловом периоде: губка, белемнит (вымерший головоногий моллюск), морской еж и устрица. Так мы сузили временной интервал, реконструкцию которого надо было делать. На схеме я показала, какие слои осадков присутствуют в Белой скале. Мы взяли экспонаты из маастрихтского и кампанского ярусов. И то это очень много - 66-100 млн. лет назад.
Ну а географически было сразу ясно, что изучаем мы ту местность, на которой потом возникла Белая скала.
Геохронология Белой скалы |
Третий этап был как раз в том, чтобы побольше узнать о каждом из этих существ и условиях их существования: какую температуру предпочитали, чем питались, в какой солености воды могли жить и т.д. и т.п. То есть все, что может нам подсказать, какое же море тогда здесь было.
Тут Кате как раз понадобилась моя помощь - сколько научных текстов, рефератов и монографий пришлось перерыть! Потому что вопрос наш, мягко говоря, не из самых популярных в интернете. А для детей по нему так и подавно ничего серьезного не найти, только пара общих фраз без всякого фактажа. Ну кому придет в голову выяснять, какую температуру воды предпочитал белемнит? :) Но все-таки все рано или поздно находится. И постепенно мы очень многое узнали о том первобытном море.
Это просто фантастика как всего по четырем камешкам, которые мы нашли на склоне горы, можно так много узнать о том, что происходило на этом месте миллионы лет назад! Вообще, создание экологической реконструкции похоже на работу детектива: у нас есть какие-то улики и факты, по которым мы делаем выводы о картине в целом. Мы никогда не сможем даже на фото увидеть морское дно этого района как оно выглядело в меловом периоде. Но, тем не менее, мы знаем, что тут было светло и мелко, вода была теплой, соленой, а на дне находились как каменистые участки, так и песчаный грунт. Рассказали нам про это наши губка, белемнит, морской еж и устрица :)
Кадр из презентации к Катиному докладу "Белая скала - морское дно мелового периода" |
Кадр из презентации к Катиному докладу "Белая скала - морское дно мелового периода" |
Кадр из презентации к Катиному докладу "Белая скала - морское дно мелового периода" |
Кадр из презентации к Катиному докладу "Белая скала - морское дно мелового периода" |
Ну и как результат по нашей реконструкции было сделано наглядное пособие: книжка о море мелового периода. Идею мы взяли с любимой Катей с детства мини-книжечки про медвежонка, который искал свой дом. Там тоже странички были с прозрачными вставками и слоями накладывались друг на друга, по ходу сказки добавляя новые детали в общую картинку. Этот эффект мы и решили использовать - каждому организму посвящена своя страничка, а все вместе они складываются в изображение моря.
Вот как выглядел процесс создания книжки:)
В качестве наглядного пособия к докладу - книжка-панорамка |
А вот уже готовый результат.
Наглядное пособие по реконструкции моря мелового периода |
С этим проектом Катя умудрилась поучаствовать сразу в двух конкурсах - один республиканского уровня, другой городского. Она довольна - любит выступать с докладами, любит "умничать", любит, когда ее хвалят :) Ну а кто не любит? :)
Это уже третий год мы участвуем в конкурсах такого уровня.
В 1 классе был проект "Изучение дождевого червя в домашних условиях", во 2 классе "Есть ли интеллект у хомяка?", а теперь вот море мелового периода:)
Катя выступает с докладом на защите своего проекта |
Вот тут у меня в блоге еще посты про палеонтологию:
Экскурсия в Палеомузей Вербицкого
А тут вы можете посмотреть школьные Катины проекты и работы, она у нас активная участница, да и я ее учу быть за все, что хоть как-то выбивается из школьной рутины:) Так жить и учиться интереснее :)
Проекты для младшей школы: Проект "Школа кулинаров", Математический детектив, Лэпбук "Рассказ о слове", Проект "Страны мира" : лэпбук про Австралию, Проект "Города России": лэпбук про Краснодар, Самодельная книжка для доклада про бабочку, , Проект "Красная книга. Возьмем под защиту", Урок геологии, Созвездие Ориона, Презентация "Геокешинг", Проект "Родной город", Проект "Мой домашний питомец", Коллаж "Моя семья в годы войны", Космическая коробочка, Можно ли есть снег - опыты по мотивам урока, "Профессия - художник", Презентация "Как зимуют птицы", Презентация о зоопарке "Солнечный остров", Проект "Моя семья", Проект "Математика вокруг нас", Коллекция горных пород.
Потрясающе! Каждый раз поражаюсь вашему глубочайшему системному подходу ко всему, за что вы беретесь! Спасибо, что делитесь своим опытом - он очень ценен!
ОтветитьУдалитьСпасибо, я очень рада, что мои рассказы помогают кому-то еще! :)
УдалитьТатьяна, просто потрясающая работа! Настолько потрясающая и удивительная, что даже нет слов.
ОтветитьУдалитьСпасибо большое за такой отзыв! :)
УдалитьТатьяна, потрясающая работа. Действительно достойная работа краевого конкурса 1 места! Очень здорово, что вы идете в направлении поиска своих собственных тем. Слежу за вами и стараюсь подтягиваться. Ваши работы вдохновляют! Спасибо! Катюшка - большая умница: сделала, все подготовила и отлично выступила. Поздравляем!!!
ОтветитьУдалитьСпасибо за добрые слова от меня и от Кати :)
УдалитьТатьяна и Катюша! Спрашиваю себя, а справились бы мы с ребятёнком с такой задачей? Краеугольный камень такой длительной работы - терпение...Татьяна, приходилось ли Вам приободрять Катюшу, нацеливать на результат? Или целеустремлённость - ваша семейная черта?
ОтветитьУдалитьЗнаете, у вас преувеличенное представление о нашем терпении и целеустремленности:) Я сама не люблю "долгоиграющих" проектов:) И поэтому мы всегда беремся за что-то четкое, что взял, раз - и сделал. В блоге у меня и все поделки такие, и занятия - чтобы было можно ребенку в уме удержать все от начала до конца. Иначе интерес пропадает, и даже самая интересная затея становится скукой.
УдалитьПросто эту работу мы разделили во времени - окаменелости искали еще даже не зная, зачем они нам пригодятся. Потом второй волной узнавали в музее про них. А потом перед тем, как уже надо было оформлять доклад - тогда да - читали, писали и клеили. Неделю, наверное. Так что мы готовили проект в несколько подходов, отвлекаясь на всякие разности:)
Восторгу нет предела!!!! Я поражена!!! Молодцы вы такие!!!!
ОтветитьУдалитьДальнейшиз интересных исследований и непременных побед!!!!
Спасибо за добрые слова и пожелания!
УдалитьПоздравляю Катюшу!МОЛОДЦЫ!
ОтветитьУдалитьКакой замечательный палеонтолого-геологический проект! Как интересно искать сокровища, и погружаться в геохронологию подобным образом.
Классный геологический разрез у вас под рукой)))
И форма представления оригинальная. Интересно, что будет в следующем году?
Оля, спасибо за поздравления:)
УдалитьДа, Белая скала - отличное место для начинающих палеонтологов :) А что будет в следующем году мы пока даже представить не можем. Катя сейчас всерьез увлеклась астрономией - может быть из этого вырастет какой-то проект. Поживем - увидим :)