Уже второй год Катя участвует в конкурсе "Я - исследователь", который проводит Малая Академии Наук Крыма.
В прошлом году это был проект, в котором мы с ней изучали разведение дождевых червей в домашних условиях. Я даже отдельный пост делала с подробностями о том, как правильно оформлять и готовить исследовательский проект или писать доклад.
А в этом году мы решили взять тему про исследование интеллектуальных способностей хомяка. Как вы понимаете, мы изучали не абстрактного хомяка, а нашего домашнего питомца - сирийского хомячка Няшу.
Катя успешно защитила свою работу и на городском, и на республиканском этапе конкурса, и заняла на нем 2 место, а потом с этой же работой она еще и в конкурсе "Всезнайка" поучаствовала, и там уже первое место получила (это мне как маме и руководителю работы лестно вдвойне)))
В прошлом году это был проект, в котором мы с ней изучали разведение дождевых червей в домашних условиях. Я даже отдельный пост делала с подробностями о том, как правильно оформлять и готовить исследовательский проект или писать доклад.
А в этом году мы решили взять тему про исследование интеллектуальных способностей хомяка. Как вы понимаете, мы изучали не абстрактного хомяка, а нашего домашнего питомца - сирийского хомячка Няшу.
Катя успешно защитила свою работу и на городском, и на республиканском этапе конкурса, и заняла на нем 2 место, а потом с этой же работой она еще и в конкурсе "Всезнайка" поучаствовала, и там уже первое место получила (это мне как маме и руководителю работы лестно вдвойне)))
Сама работа, как это обычно бывает, родилась из простого детского вопроса - а может ли Няша думать? То, что она действует осознанно и принимает решения - это очевидно, но насколько она разумна?
Чтобы ответить на этот вопрос, мне пришлось хорошенько покопаться в интернете, где обнаружилась интересная вещь: информации по изучению интеллекта лабораторных мышей и крыс хоть отбавляй, а вот сирийскими хомяками серьезно никто не занимается.
И мы тут же решили, что сами проведем исследование и узнаем уровень интеллекта именно хомяка! Осталось лишь методику, разработанную для крыс, применить к Няше.
И мы тут же решили, что сами проведем исследование и узнаем уровень интеллекта именно хомяка! Осталось лишь методику, разработанную для крыс, применить к Няше.
Эксперимент по выявлению интеллекта у сирийского хомяка |
А на практике у нас получилось, что для того, чтобы сказать, если ли у животного интеллект, надо доказать наличие у него определенных составляющих этого понятия.
Во-первых, доказать, что у хомяка присутствует обучаемость.
На самом деле, она присутствует у всех животных, начиная от червей, на которых это доказано 100%. И даже есть работы, где пытаются доказать обучаемость бактерий с пока еще спорными результатами.
Но для хомяка нам надо было подтвердить, что он способен обучаться. Это сделать очень легко. Например, Катя уже давно выдрессировала Няшу выбегать из ее домика, когда Катя поцокает языком. Это и есть самое натуральное обучение. Катя и еще по-всякому дрессировала Няшу. так что и специально опыта делать не пришлось - обучаемость была доказана!
Хомяки поддаются дрессировке - а значит, обладают обучаемостью |
Во-вторых, нам надо было доказать наличие достаточно сложной памяти у хомяка.
Для этого пришлось сделать экспериментальную установку, описанную в опытах известного американского биолога Э.Толмена, который изучал когнитивные карты у крыс. Это Т-образный лабиринт, собранный из шести "букв Т". Для лабиринта мы взяли идеальный материал для всяких поделок, в том числе и научных - пластиковые бутылки :)
Идея опыта была в том, чтобы запускать Няшу в лабиринт и считать число ее ошибок по прохождению. Очень скоро число ошибок становилось меньше - значит, Няша запоминала дорогу к выходу.
Но это не чудо - понятно, что хомяку хватает ума, чтобы ориентироваться в лабиринте, все-таки, они живут в норах.
Чудо случилось после того, как Няшу запустили в лабиринт не через вход как она привыкла, а в обратную сторону. Мы тоже считали ошибки и вскоре стало понятно, что Няша этот "обратный" лабиринт выучила в разы быстрее! Это говорит о том, что она не просто запоминала последовательность поворотов "лево-право" своего пути, но держала в голове что-то вроде карты лабиринта. И когда она поняла, что она находится в той же местности, только с другой стороны, она эту карту применила!
В биологии это называется "когнитивной картой". И хомяки тоже умеют ее строить! То есть их память достаточно развита.
Экспериментальный лабиринт для хомяка |
Хомяк в лабиринте |
Мы даже видео снимали, как Няша шустро проходит лабиринт :)
Ну и самое главное, нам нужно было доказать, что у Няши есть мышление.
мышление - это сложное понятие, но если просто сказать, то она должна уметь создавать представление о вещах, которые не может непосредственно "пощупать", а могла бы о них узнать только путем умозаключений.
Для проверки этого мы сделали из бутылок еще один лабиринт - У-образный с двумя выходами и вращающимися дверками. Одна дверь черная, другая - белая. Мы подумали так, что если всегда класть еду за черной дверью, то Няша должна научиться выбирать из двух дверей только ее. То есть, если она свяжет понятие "еда" и "цвет двери", то это и будет ее умозаключение. Ведь это не очевидно, что цвет связан с тем, есть ли за дверью корм, который она не видит.
Чтобы исключить простое запоминание, двери мы меняли местами - черная была то справа, то слева. Кроме того, мы не делали это строго по очереди, а меняли хаотично, чтобы Няша не выявила закономерность. А когда мы поняли, что она на верном пути, мы даже реальный корм класть перестали, чтобы исключить возможность того, что Няша идет на запах. Но Няша все равно выбирала черную дверь! То есть она отлично соображает!
Честно говоря, в успешности этого последнего опыта я сомневалась. У меня жило много сирийских хомяков, и как-то я не видела у них проявлений такой сложной умственной деятельности. Хомяки в целом не очень умные существа, это вам не крысы или вороны. И тем сильнее была наша радость, когда Няша через несколько дней продемонстрировала безошибочные результаты по выбору правильной двери!
Хомяки способны решать сложные задачи на выбор цвета двери |
Ах, какой хвостик :) |
А вот видео, как Няша себя вела в лабиринте:
Но самое потрясающее было, когда мы попробовали усложнить опыт.
Черную и белую дверь различить легко, по крайне мере на человеческий взгляд. А вот сможет ли Няша догадаться, что корм лежит за той дверью, где нарисован ромбик, а не кружочек? То есть сообразить, что еда зависит от формы фигур на двери? Может ли она вообще настолько хорошо различать фигуры? А вдруг они с ее точки зрения все одинаковы?
Оказывается, может! Правда, не со стопроцентным результатом как по цвету, но все же достаточно уверено Няша научилась выбирать из двух дверей ту, что с ромбиком. Я ее после этого даже зауважала! И мне теперь даже как-то совестно держать дома как игрушку настолько высокоинтеллектуальное существо. Сразу "Цветы для Элджернона" вспоминается, есть такой прекрасный фантастический рассказ Дэниела Киза.
В общем, мы доказали, что у сирийских хомяков есть интеллект!
Экспериментальная установка для выявления мышления у хомяка |
Катя добросовестно проводила все опыты, отмечала результаты, составляла таблицы и графики. Даже попутно мы с ней научились декартовой системе координат - пригодится еще в школе ;) Доклад, конечно, писала ей я, второклашка не потянет все эти "цели и задачи, определения и списки использованной литературы". Зато защищала доклад она сама, в этот раз на конкурсах родителям даже присутствовать не разрешили - дети сами защищались. Но Катя у меня как раз любительница повыступать перед аудиторией, и выступление на защите перед слушателями и жюри ей было только в радость :)
Такие графики называют кривой научаемости - Катя за несколько недель экспериментов построила почти десяток! |
P.S. Если вдруг кто-то из читателей моего блога захочет взять нашу тему для исследовательской работы, пожалуйста, проведите исследование сами! Не используйте наши фотографии и наши лабиринты. Поставьте свои опыты и проведите их самостоятельно! Потому что случился очень печальный казус, когда с нами же на конкурсе выступала девочка из Евпатории с ... Катиным прошлогодним докладом про дождевого червяка! Кто-то взял у меня из блога теорию и опыты прямо как есть и повторил все точь в точь. Не ожидали они, что человек, который делал эту работу, окажется с ними в одном зале... Представьте каково было моей Кате - она еще в своей жизни не сталкивалась с плагиатом((( Украли ее доклад! А каково было той девочке, которой учительница просто "дала распечатанные листочки с текстом" и она сделала по ним свою работу! Привьет ли ей такой опыт "исследовательской работы" любовь к науке? Или научит воровать идеи?
Поэтому очень вас прошу, не повторяйте работу как есть - сделайте собственное исследование: и ребенку будет от этого польза и ваша совесть чиста. Я выкладываю свои материалы в блоге не для того, чтобы кто-то на мне и моей дочери зарабатывал себе "плюшки", а чтобы ими могли воспользоваться те, кому действительно интересно заниматься экспериментами.
Поэтому очень вас прошу, не повторяйте работу как есть - сделайте собственное исследование: и ребенку будет от этого польза и ваша совесть чиста. Я выкладываю свои материалы в блоге не для того, чтобы кто-то на мне и моей дочери зарабатывал себе "плюшки", а чтобы ими могли воспользоваться те, кому действительно интересно заниматься экспериментами.
Другие исследовательские проекты, которые делали мои дети для конкурсов Малой академии наук тут:
Витя: "Исследование астероидов" (8 класс), "Сила воды" (7 класс), "Исследование конструктивных особенностей и технических характеристик космических кораблей и ракет-носителей" (6 класс), "Вкусовая карта языка" (4 класс),
Катя: "Изучение дождевого червя" (1 класс), "Интеллект хомяка" (2 класс), "Реконструкция моря мелового периода" (3 класс), "Караларский природный парк" (4 класс), "Наблюдение метеорного потока Геминиды" (4 класс), ГЛОНАС, Каменная карта звездного неба (8 класс)
Витя: "Исследование астероидов" (8 класс), "Сила воды" (7 класс), "Исследование конструктивных особенностей и технических характеристик космических кораблей и ракет-носителей" (6 класс), "Вкусовая карта языка" (4 класс),
А вот тут можно посмотреть Катины школьные работы: Проект "Страны мира": Лэпбук про Австралию, Проект "Города России": Краснодар, Самодельная книжка для доклада про бабочку, Проект "Красная книга. Возьмем под защиту", Урок геологии, Созвездие Ориона, Презентация "Геокешинг", Проект "Родной город", проект "Мой домашний питомец" - презентация о хомяке, Космическая коробочка, Можно ли есть снег - опыты по мотивам урока, "Профессия - художник", Презентация "Как зимуют птицы" на урок "Окружающего мира", 1 класс, Презентация о зоопарке на урок "Окружающего мира" 1 класс, Проект "Моя семья" 1 класс, Проект "Математика вокруг нас", Коллекция горных пород.
Еще наша Няша - сирийский хомячок: презентация "Мой домашний питомец", прогулочный лабиринт для хомяка своими руками, Няша играет в цирк
Еще наша Няша - сирийский хомячок: презентация "Мой домашний питомец", прогулочный лабиринт для хомяка своими руками, Няша играет в цирк
А как мы наблюдали за жизнью других животных, можно посмотреть вот ЗДЕСЬ:
Как вели Зимний бёрдвочинг, как проводили фенологические наблюдения за деревом у окна, как изучали с Катей дождевого червя (Часть 1, Часть 2), как следили за развитием икры аквариумных улиток, как устраивали пруд на подоконнике, как наблюдали за жизнью серых ворон, как изучали улиток, как подружились с белкой
Впечатляет! А сколько в общей сложности времени проводились исследования, а потом и оформления?
ОтветитьУдалитьОчень печально с девочкой.
Опыты проводили мы чуть больше месяца - потому что по технологии надо делать небольшими сериями с перерывами в сутки. А потом мы еще делали опыты на долговременность памяти - там надо было делать перерывы в неделю и в месяц.
УдалитьА оформляли быстро - пару дней понадобилось:)
Таня, спасибо вам большое, что делитесь с нами! Мы с ребенком с увлечением читали и смотрели об эксперименте с Нюшей!
ОтветитьУдалитьОй, как я рада, что вам обоим понравилось :)
УдалитьТатьяна , первое , что хочется написать - БРАВО! Какие чудесные проекты! Очень вдохновилась Вашими идеями,решила сделать с детьми свои проекты. Подскажите, пожалуйста, а существует ли какой-то план построения проекта ? То есть откуда Вы знаете про все эти "цели и задачи, определения и списки использованной литературы"? Я раньше не вела никакой научной деятельности. Это Вы знаете из Вашего жизненного или профессионального опыта или существуют некие шаблоны по которым и составляется подобный проект?
УдалитьИ еще по поводу лепбуков тоже очень интересно, как Вы определяете те пункты, которые будут освещены в Вашей книжке? Очень профессионально выбраны все моменты, все вместе дает исчерпывающую информацию о предмете. Как этому научиться?
Спасибо за добрые слова:) Насчет плана, во-первых, существуют методические рекомендации по написанию и оформлению научно-исследовательских работ. Они могут немного разниться в зависимости от уровня конкурса и т.д. - лучше узнать у организаторов конкретные требования в конкретном случае. Но общая схема всегда примерно одна и та же, она традиционна, и мы все с самого детства пишем по ней - от школьных работ, до курсовых и дипломов в университете:)
УдалитьА в лэпбуке еще проще - так как я сама выбираю наполнение, я включаю в лэпбук то, что мне кажется важным для раскрытия темы. Я пишу план как для проектной работы по этой теме, а потом каждый пункт плана оформляю в виде какой-то частички лэпбука - чтобы в нем внутри было включено все, что нужно.
Татьяна, поздравляю Катю и вас с победой на республиканском уровне! Это замечательное достижение! Отлично выполненная работа, очень кропотливая. Катя какая молодчина освоила серию подходов в опытах!
ОтветитьУдалитьЖаль конечно, когда ребенок становится свидетелем плагиата, но большинство учителей просто не владеют технологией и логикой научного мышления, а поскольку с них требуют науку, они просто берут готовые работы и выдают их за свои. Думаю и хомяк где-нибудь тоже появится, чуть позже. Пользы от такого развития научной деятельности никакой. Но увы, когда желательное направление становится обязательным, оно обрастает грязным формализмом.
А Няша - у вас умняша))) Человек слишком много мнит о своем интеллекте, недооценивая способности всех остальных существ. А каков возраст Няши? Интересно влияет ли возраст хомяка на сообразительность в прохождении лабиринта, выбора дверей?
Спасибо, Оля :) Честно говоря, я побаивалась твоего комментария - все-таки, наши опыты не совсем научные, так, дилетантские, я же сама их выдумывала и ставила, а я математик:)
УдалитьТоже думаю, работа про хомяка потом где-нибудь появится. И я совсем не против, чтобы для исследования брали мою идею. Но надо же и самим что-то сделать! Даже в школе учат, что для работы надо взять несколько источников, а не передирать все с одного ресурса. Удивляюсь, как об этом сами учителя не знают(((
А Няша наша, действительно, нас просто поразила! Не ожидали мы от нее такого уровня интеллекта! Катя теперь все порывается научить ее считать, но у нее методика в корне неверная)))
Сейчас Няше годик, она в самом расцвете сил. Интересно будет потом попробовать провести еще раз эти опыты, через год примерно, когда Няша уже старенькая будет - как изменятся результаты? Можно будет исследование про зависимость умственных способностей от возраста писать ;) На самом деле, интересные темы для исследовательских работ нам жизнь на каждом шагу подкидывает - только успевай изучать. Поэтому мне совсем непонятно, зачем брать чужое готовое, когда вокруг столько всего интересного: практически каждый вопрос ребенка - это же готовая тема для диссертации :)
Эх, я избегала заводить хомяков, именно, по причине их недолгой жизни... Но думаю, Няша и через год себя хорошо покажет, потому что она постоянно чему-то обучается. У хомяков все как у людей: если человек чему-то учится всю жизнь, то он не теряет ясности ума и гибкости в решении проблем и в старости))) Моя гипотеза такова. Хорошо бы взять и провести опыты среди хомяков из одного помета, но которые росли в разных условиях. Один - обучался, решал задачи, а другой жил в стабильных условиях - ел да спал)))
УдалитьА насчет воровства исследований - это сплошь и рядом. Проблема в том, что учителей-исследователей всего 20-30%, остальные просто работают по образцу. А тут обязали всех заниматься наукой. Это воспринимается как дополнительная нагрузка - поэтому большинство учителей, просто не желает обучаться, сразу настроившись на отрицание. Чтобы отвязалась администрация, легче взять где-нибудь готовую работу, а еще лучше переложить все на плечи родителей (любимая фишка учителей начальных классов). Да и многие являются настолько выраженными "гуманитариями", что не могут увязать очевидные вещи в причинно-следственную цепь.
Очень интересное исследование даже для меня, взрослого человека. Жаль, что у нас нет домашних питомцев, а то обязательно бы показала такой эксперимент детям вживую.
ОтветитьУдалитьРада, что вам было интересно :) А питомцы, может, еще и появятся :) мы как-то улитку дома держали и тоже экспериментировали с ней - было интересно и нехлопотно по уходу совсем :)
УдалитьВот это да! Очееень интересное исследование, какие же вы с Катей молодцы, не перестаю удивляться потенциалу вашей семьи!
ОтветитьУдалитьСпасибо большое за добрые слова :)
УдалитьВаш хомяк умняшка, а вы настоящие исследователи :)
ОтветитьУдалитьМы стараемся, а Няша наша, действительно, просто мышь-гений!
УдалитьНа последнем абзаце я просто сидела раскрыв рот((((((. Это просто ужасно, ведь это начальная школа, а уже такие методы! Кошмар!!!!
ОтветитьУдалитьИсследование просто восхитительное! С таким удовольствием все прочла и болела за Няшу))). Сразу захотела Эле предложить с Тимкой поэкспериментировать).
Да уж, с использованием чужих работ - печально((( Я уж молчу, что реально "своих" тем единицы - в основном, используют одни и те же темы из года в год. Так хоть измените их, добавьте что-то свое, скомпилируйте, наконец. Хоть в этом проявите индивидуальность. Нельзя же просто готовенькое брать! Ну да бог с ними - пусть это будет на их совести, мы-то сколько угодно еще своих опытов напридумываем ;)
УдалитьА у вас тоже есть хомячок? Здорово! Действительно, попробуйте с ним поэкспериментировать - это так неожиданно увидеть в такой простой зверушке такую сообразительность :) думаю, детей впечатлит! :)
Спасибо, Таня, обязательно попробуем, уже дочка прочитала статью, впечатлилась))).
УдалитьОчень интересная работа! Действительно работа с энтузиазмом, а не тяп-ляп, как делал я в предыдущих классах
ОтветитьУдалитьСпасибо за добрые слова! :)
Удалить