вторник, 3 июня 2014 г.

Почему масло тает? Клуб почемучек

Добрый день, участники и читатели "Клуба почемучек"!
Сегодня у меня в Клубе ответ на вопрос, присланный мамой Светланой и ее дочкой Машей (4 года)

«Почему масло тает в горячей каше?»

Чтобы ответить на этот вопрос, мы займемся научными экспериментами прямо на кухне. Ведь именно тут можно найти все необходимые материалы для сегодняшних опытов. 

почему масло тает


Действительно, если достать из холодильника твердый кусочек масла и положить его в горячую кашу, то скоро мы увидим, как он превратится в желтую водичку. Говорят "масло растаяло". А вот ученые-физики бы сказали: "Масло изменило свое агрегатное состояние". Что это значит?

почему масло тает
Масло в каше

Давайте с ребенком изучим (а кто знает, повторим) различные состояния вещества. Ведь все на свете вещи и вещества находятся в каком-то одном из состояний (агрегатных состояний): твердом, жидком, газообразном или в виде плазмы
Думаю, что различия в них ребенок лучше всего поймет на бытовом уровне. Твердое состояние - это все, что не течет: не только камень и металл, но и  бумага, и вата (хоть она не твердая, а мягкая). Жидкое состояние - это то, что течет: вода, молоко и т.д. Газообразное - это все, что становится воздухом, дымом, паром. А плазма - это особое состояние вещества, которое возникает при очень сложных условиях, которые можно встретить в космосе или в лаборатории ученых. В этом состоянии вещество разлетается на те частички, из которых оно состоит - на отдельные атомы и молекулы. А мы с вами можем ее увидеть в плазменном шаре - такой светящейся лампе с "молниями".

Задание: Определяем агрегатные состояния вещества.
Попросите ребенка соединить слова в прямоугольниках с нужным кружочком.
(насчет подбора примеров см. в комментариях).

задание по физике для дошкольников


Любое вещество на свете может перейти из одного состояния в любое другое (кроме плазмы, которая получается при переходе из газообразного). Да-да, даже железный чайник может стать и жидким, или газообразным, или плазмой. Просто с чайником это невозможно увидеть на кухне: нужно создавать специальные условия для него. Легче всего превращения вещества из одного агрегатного состояния в другое проследить на примере воды - потому что для нее условия перехода совсем несложные. Она меняет свое состояние при незначительных перепадах температуры, которые мы ей можем организовать на кухне.

Опыт 1. Агрегатные состояния воды.

Поставьте перед малышом блюдце со льдом и чашку с горячей водой (такой, чтобы от нее шел пар). Попросите показать, в каком случае вода в жидком, твердом и газообразном состоянии. И проследите, что с водой будет происходить, как вода меняет свое агрегатное состояние. Задайте вопрос, как воду из одного состояния можно перевести в другое? Что для этого нужно? Проделайте с водой все названные превращения. Например, чтобы вода перешла из из твердого в жидкое состояние - ее надо нагреть. Тогда лед растает, а физики говорят - расплавится. Произойдет это не в любой момент, а лишь когда лед нагреется до температуры ноль градусов. И паром вода станет не при любой температуре, а только при 100  градусах (при нормальном давлении, конечно).

какая бывает вода - опыт по физике для дошкольников
В каких агрегатных состояниях находится вода на фото?

То, что мы наблюдали с водой, верно для любого вещества. Любое вещество может из твердого стать жидким (этот процесс называется плавление), а из жидкого - газообразным (это процесс называется испарение). Может и наоборот: из газообразного стать жидким (конденсация), а из жидкого - твердым (замерзание). И даже может из твердого сразу стать газообразным, минуя стадию жидкого (это называется возгонка) и обратно (называется десублимация). 
Чтобы вы не запутались, я нарисовала схему превращения веществ:

схема превращения агрегатных состояний


Теперь у нас есть все нужные знания, чтобы понять, почему масло в каше тает.
Ведь что такое с физической точки зрения происходит, когда говорят "тает"? Правильно - переходит из твердого состояния в жидкое. То есть происходит процесс плавления. А как мы поняли, он происходит при определенной температуре (и давлении, но давление у нас на кухне самое обычное, поэтому мы его в расчет не берем). То есть, масло тает потому, что в горячей каше оно нагрелось до температуры своего плавления. 
А какая у него температура плавления? Когда масло начнет таять? Так же как и вода, при нуле градусов, или только в горячей каше, при почти 60 градусах? Давайте проведем эксперимент.

Опыт 2. Температура плавления масла.

Масло у нас в холодильнике хранится при температуре около +5 градусов. Давайте достанем его и поставим на стол. А рядом положим термометр. И подождем минут 10. Термометр в комнате покажет около 20-25 градусов. Что при этой температуре произойдет с маслом? Оно станет мягким, но еще не жидким. А если поставить масло на  солнечный подоконник. термометр покажет 30-40 градусов, а масло начнет течь. (Конкретная температура зависит от состава того масла, с которым проводятся опыты).

опыты по физике для дошкольников
Эксперимент с температурой плавления масла

А напоследок, раз мы уже достали масло из холодильника, давайте проведем с вами еще один эксперимент. Шуточный :) Сколько раз вы и ваш ребенок слышали фразу "Бутерброд всегда падает маслом вниз"? Всегда ли? Давайте это проверим!

Опыт 3. Проверяем закон бутерброда.
Опыты - это хорошо, но и бутерброд валять по полу жалко. Поэтому мы постелили на пол пищевую пленку, чтобы после наших экспериментов бутерброды можно было спокойно съесть. И стали мазать бутерброды и ронять их разными способами - просто из рук и с края стола. В результате после серии из 10 экспериментов оказалось, что все 5 бутербродов, которые мы роняли, столкнув с края стола, падали маслом вниз. А все 5 бутербродов, которые мы роняли из рук, падали маслом вверх. 
Вывод: закон бутерброда действует не во всех случаях.

опыты по проверке закона бутерброда
Бутерброд готов к испытанию!

Другие опыты и эксперименты, которые можно делать прямо на кухне, можно посмотреть здесь: Откуда пенка на молоке?Бывают у микробов свои микробы? (опыты с дрожжами и скисанием молока, делаем съедобную модель клетки)Почему вода в море соленая (опыты с солью),  Почему молоко белое (6 опытов с молоком),  Почему фрукты в банке кажутся большими, чем на самом деле (опыты с преломлением)Почему оладьи получаются круглыми (опыты с поверхностным натяжением жидкостей)?На каком хлебе плесень растет быстрее? (сравнительный эксперимент по выращиванию плесени), Что горячее: горячий чай с холодным молоком или холодный чай с горячим молоком?,  Как люди научились печь хлеб (повторяем древний технологический процесс), Опыты с куриным яйцом


А чтобы я ответила на ваши вопросы, вступайте в Клуб и задавайте их!

Для этого надо:
1) Поставить баннер на боковую панель вашего блога или сайта (код баннера можно взять, перейдя на страницу "Клуба почемучек"), а если блога нет, то дать ссылку на страницу Клуба в своих соц. сетях.
2) Прислать ваш вопрос мне на почту tavika2000 @ yandex.ua (убрать пробелы) с пометкой "Клуб почемучек".  

ВНИМАНИЕ! Среди всех присланных весной и летом вопросов в начале сентября я разыграю ПРИЗ. Независимо от того, сделала я ответ на вопрос или нет. Подробности о призе будут ближе к розыгрышу отдельным постом.

Подписаться на новости Клуба можно прямо тут, заполнив форму рассылки.
После этого вам на почту будут приходить ссылки на новые выпуски "Клуба почемучек" и сообщения о розыгрышах призов.

Ваше имя:
Ваш email:

Следующий выпуск будет посвящен ответу на вопрос мамы Евгении и ее сына Димы "Как делают игрушки для Киндер Сюрпризов?"

Архив прошлых выпусков "Клуба почемучек" можно посмотреть ЗДЕСЬ.


Материалы по теме:
1. Масло. Википедия (http://ru.wikipedia.org/wiki/Сливочное_масло)
2. Агрегатное состояние вещества. Википедия (http://ru.wikipedia.org/wiki/Агрегатное_состояние_вещества)

17 комментариев:

  1. Все замечательно, вы радуете как всегда. Но.... режет глаз недочеты в примерах "подушка " и " "ножницы" - не вещество. это физическое тело. Дети этого не заметят. Однако в будущем может быть путаница в понятиях. Извините за замечание. Сообщение мое можно удалить

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за комментарий, рада, что не одну меня тревожил этот вопрос :) Я перед тем, как дать эти примеры, долго размышляла, но решила остановится именно на таком варианте. Если вы заметили, я в задании написала вопрос, "в каком состоянии находятся эти объекты". Не "вещества". А все потому, что ребенок очень редко видит чистые вещества. Где он может увидеть чистый газ? Чистое твердое вещество? Или чистое жидкое вещество - разве что воду? Ведь и молоко, и чай, и стол, и чашка, и масло, агрегатное состояние которого нас интересует, - это не вещества, а сложные объекты, состоящие из нескольких веществ. Поэтому я решила пожертвовать строгостью научного объяснения понятности. Это ж все-таки дети, им должно стать понятно на интуитивном уровне. А термины и формулировки они потом выучат на уроках в школе.

      Удалить
    2. Татьяна, вы сами себе противоречите. Приводите сложнейшие термины ( десублимация и т.д.) и тут же жертвуете вместо простого "вещества" даете "объекты" . В науке не может быть интуитивного уровня понимания.
      Плавление или таяние (процесс), относится только к тем телам, которые состоят из веществ с кристаллической решеткой - лед, но ни в коем случае не масло. Как и пластилин, и парафин, и шоколад, масло - аморфные вещества . Они к сожалению, не плавятся а постепенно размягчаясь переходят из твердого в жидкое состояние.
      Твердые вещества - металлические
      Чистая жидкость - ртуть, вода. Газ - воздух, кислород, углекислый газ, водяной пар.
      Думаю, дети 6-7 лет с этими веществами знакомы.
      Не считайте мои замечания критикой, когда-то я работала физиком в школе. С детьми надо по-взрослому, по науке. Или не затрагивать эту тему.

      Удалить
    3. Я готовила ответ для девочки 4 лет. Не думаю, что она знакома со ртутью, кислородом, углеродом и т.д. В лучшем случае, слышала эти слова. Но в ее практике за ними ничего не стоит.
      И я не согласна, что нет интуитивного уровня понимания в науке. В изучении ее, как и везде, надо действовать методом последовательных итераций: двухлетнему малышу говорим "это водичка, она мокрая", четырехлетнему показываем основные свойства воды, а школьнику даем химическую формулу. Если же не затрагивать эту тему вообще, пока ребенок не дорастет до научных понятий, то придется ничего не отвечать детям на все вопросы - ведь любой из них тянет за собой сложнейшие темы из физики, химии, биологии и т.д. Согласитесь, не дело зачитывать малышу в ответ на вопрос про масло параграф из учебника 8 класса.
      А сложнейший термин "десублимация" - это просто слово. Название. Я его привожу, чтобы ребенок просто услышал его и отложил куда-то "про запас". Это мой подход. Я объясняю "на пальцах", но делаю "задел" для того, чтобы в будущем, когда ребенок вырастет и будет изучать это явление уже со всеми научными "строгостями", у него возникло чувство узнавания. И материал не казался бы таким сложным.

      Удалить
    4. Да, Татьяна, соглашусь, в 4 года вполне можно дать на слух термины, но сложные для понимания категории не стоит... Термин можно запомнить, а категорию - то, к чему это что-то относится, является, лучше изучать постепенно, поскольку в 4 года настолько строгий подход к науке. о котором ведёт речь Елена приведёт к полной потере ребёнком ориентиров.

      Удалить
  2. Елена, в школе все по-другому. И если бы мне в школе преподавали физику так, как это делает для деток Таня, может я бы ее полюбила. А в школе я ее ненавидела так сильно, как ни один предмет. Поэтому главное - это не термины, а интерес, а увлеченность, а понимание. Если это будет так, хоть тапком назови, ребенок будет в этом разбираться. А можно и терминами закидывать, а толку не будет.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Маша :) У меня вот старший Витя тоже так говорит (мы ведь с Катей учим то, что они и в школе сейчас проходят, только на своем уровне): "Если бы нам такие опыты показывали, я бы физику любил. А то одни формулы и задачи"

      Удалить
    2. Опыты - это наглядно и интересно. Однако при Вашем подходе в 4 года ребенок может полагать, что дым это газ, а у подушки и ножниц оказывается есть агрегатное состояние.......

      Удалить
    3. Соглашусь по поводу интереса к предмету, от этого зависит многое! Как по мне, лучше, чтоб ребенок заинтересовался предметом (пусть даже с определенной долей научных неточностей),а уже в процессе самостоятельного изучения (как следствие заинтересованности) он более углубленно постигнет предмет и разберется со всеми агрегатными состояниями и иже с ними.
      На своем опыте знаю, нас сколько все зависит от учителя и от того, сможет ли он вовлечь учеников в удивительный мир науки. В школе у меня преподавала физику суровая женщина, которая в основном только вопила, как ей надоело там работать, диктовала конспекты (сухую теорию), угрожала, что если кто-то приблизится ближе, чем на 2 метра к ее столу для опытов, она будет опыты проводить на нас, а на контрольных стучала длинной линейкой по парте, если кто-то пытался подсмотреть и спросить у соседа. Я страшно не любила ее предмет, но учила, так как знала, что после 9 класса буду поступать в мед. лицей, где профильным предметом была как раз физика (чаще профилирует химия, но у нас было так). И вот, поступив в лицей, на физику мы ездили на университетскую базу, там учительница была полной противоположностью, каждая пара у нас была как игра на определенную тему, с опытами, необычными и наглядными примерами из жизни, творческими заданиями типа "чье яйцо упадет с бОльшей высоты и не разобьется, получит пять автоматом за тему". Вот так, в игре и экспериментах, без нудной зубрежки, а как раз таки понимая суть и из нее следующие формулы, вся наша группа поняла и полюбила предмет, и на вступительных экзаменах в университет я легко получила пятерку. А если бы осталась в школе, то, может, и на 4 бы не сдала...

      Короче, в изучении все методы хороши, даже интуитивно-познавательные))

      Удалить
    4. Танюш, а мне очень-очень понравилось! И я не думаю, что небольшие погрешности столь уж критичны. Давайте честно - мы все не идеальны и нельзя быть идеальным во всем.
      Я помню фрагмент из книги одного очень-очень умного человека (и ученого), где он рассказывал примерно следующее: "Когда мы с папой гуляли он часто обращал мое внимание на необчные объекты. Вот на листе дерева осталась коричневая полоска. И он говорил - на этом листе гусеница отложила яйцо, из него вылупилась личинка, она ела листик, а потом улетела. Сейчас я понял, что это могла быть не гусенница и что в его объяснениях были ошибки, но он научил меня задумываться об объектах, которые меня окружают и это изменило мою жизнь".
      Думаю еще немаловажно говорить ребенку, что мама тоже не всегда права и может ошибаться (а кто может не ошибаться?). Тем самым мы создаем не "идеальные", а вполне реальные жизненные условия.

      В общем, я за масло и подушки и все остальное.

      Удалить
    5. Спасибо за ваше мнение! Мне тоже кажется очень важным донести объяснение до ребенка так, чтобы ему было интересно и понятно из собственного опыта. Особенно если этот ребенок еще дошкольник. И, да, конечно, я могу в своих ответах допускать неточности, хотя и стараюсь использовать для них только информацию, полученную из надежных источников (в конце поста я всегда привожу ссылки на сайты, по которым готовила ответ). Но в любом случае неточности возникают каждый раз - ведь я стараюсь объяснять "на пальцах", поэтому кое-что приходится огрублять и утрировать.

      Удалить
  3. Девочки, какую даскуссию затеяли... Я не физик, вероятно, замечания веские. Но подкупают наглядность примеров и опытов и их легкое понятное объяснение! Завтра своей почти 4-летней дочке расскажу и покажу во время завтрака. И термины назову, чтобы все было "по-врослому". Конечно, я сомневаюсь, что она их запомнит, но что-то и останется в её светлой головушке. Возможно, в школе ей это вспомнится ))) Таню благодарю. Впервые на Вашем сайте )))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Рада, что вам у меня понравилось :) Успешных вам занятий за завтраком!

      Удалить
  4. Так понятно и просто объяснять ребенку такие сложные явления - нужно иметь талант!
    А время всех рассудит.
    Если, Тань, твой ребенок с 4 класса ежегодно участвует в республиканском конкурсе детских исследовательских работ, и не просто участвует, а выигрывает, а в этом году занял второе место в конкурсе МАН, получил звание кандидата в действительные члены академии наук и путевку на весь август в лагерь МАН, значит, повезло ему с мамой!
    Спасибо, Таня, за твой труд, который позволяет детям в доступной и интересной форме изучать одну из самых сложных наук!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Юля, за добрые слова!
      А насчет подхода к обучению - у каждого он свой. Я тут излагаю ответы так, как мне кажется понятнее и доходчивее. При этом, естественно, приходится жертвовать научной строгостью. Я не настаиваю на том, что этот способ является 100% правильным. Мои занятия - это просто ознакомление ребенка с некоторыми физическими понятиями, я не ставлю целью подменить собой образовательные учреждения. Если кто-то считает такое "приблизительное" изложение материала недопустимым, что ж, он имеет право на свою точку зрения и на выбор другого источника получения знаний.

      Удалить
  5. Таня, вот и я добралась до статьи) Спасибо за доступное объяснение. Гляжу у вас тут жарко)) Аж масло тает ;)
    Елена права в чем-то, но никак не для детей 4 лет, на которых ты и ориентировалась. поэтому тут пальму первенства тебе отдаю. Отбить интерес к теме очень легко, трудней потом интерес восстановить. Не знаю насколько правомерно сравнивать, но мне кажется, пример из этой же области. В школе преподают литературу по таким произведениям, в которых школьникам, в силу возраста, объяснений преподавателя и т.д., мало что понятно. И поэтому великие произведения кажутся скучными, тоскливыми и непонятными. И никак не тянет перечитывать эту же книгу в более старшем возрасте. Хотя, если перечитать, то многое видится в другом свете! И мысль автора становится понятной, и сюжет интересным. А все потому, что пришло время. Но это никак не значит, что не надо школьников знакомить с этими произведениями! Возможно нужно просто другой подход, другие слова подбирать - близкие к возрасту читателя. Да, возможно, школьникам так и не стала бы до конца ясна вся глубина произведения, но это и не убило бы на корню их интерес к этому произведению. И позже они бы сами вернулись и перечитали его. А так... И в школе не поняли, и охоту изучать самостоятельно позже - отбили. Вот как-то так я рассуждаю. Сугубое ИМХО))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Жень, это очень от учителя зависит - сумеет ли он доходчивые слова подобрать.
      А Елена в моем случае полностью права с точки зрения физики. Но я все-таки считаю возможным несколько утрировать факты для того, чтобы получить большую наглядность.

      Удалить

Чтобы оставить комментарий*, напишите текст в окошке и выберите в "Подписи комментария" профиль из любого вашего аккаунта. Если вы нигде не зарегистрированы, выбирайте Имя/URL и просто вводите свое имя - оно отобразится в подписи.

*Оставляя комментарий вы тем самым подтверждаете свое согласие с Политикой конфиденциальности сайта tavika.ru